А кому услуг государственных?

Летом этого года был принят, подписан и  опубликован долгожданный федеральный  закон N 210 — ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Многие возразят, что не то что не ждали этого нормативного акта, но до сих пор и не ведают о его существовании.  Дело в том, что ждали этот закон  не столько потребители этих самых услуг — мы с вами, сколько чиновники всех мастей.

Летом этого года был принят, подписан и  опубликован долгожданный федеральный  закон N 210 — ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Многие возразят, что не то что не ждали этого нормативного акта, но до сих пор и не ведают о его существовании.  Дело в том, что ждали этот закон  не столько потребители этих самых услуг — мы с вами, сколько чиновники всех мастей. От содержания задания, которое и состоит в оказании гражданам государственных и муниципальных услуг,  зависит финансирование из бюджета, нет содержания — нет финансирования. Так что же такое — государственные услуги, откуда появился этот термин, как эти услуги теперь будут оказывать?

Спасибо, что не делает одолжение…

Термин «государственные услуги»  уже давно в обороте у государственных служащих.  Долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов всех уровней,  а также соблюдению  многочисленных статей бюджетного кодекса Российской Федерации  способствуют многочисленные мудреные методические рекомендации по формированию и утверждению государственных заказов, наводнившие в том числе и интернет. Ох, непростое это дело — составить грамотно всю эту кипу документов, основу которого составляет обеспечение функций государственных учреждений.

Еще в федеральном законе РФ от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ речь шла только о порядке рассмотрения государственными и муниципальными органами привычных обращений граждан Российской Федерации.

Идея оказывать гражданам государственные услуги появилась сначала как разработка статистиков и специалистов по бюджетированию. Порядок  утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг был утвержден правительством Российской Федерации в ноябре 2005 года. Идея сама по себе довольно проста — для того, чтобы знать, что финансировать из бюджета, надо описать собственно те функции, которые выполняет учреждение, составить общероссийский реестр таких функций. Своеобразная инвентаризация вылилась со временем в полномасштабную административную реформу в бюджетном секторе. Правда, чисто российскую реформу -результата  потребитель услуг пока не почувствовал. Но как нам обещают, почувствует очень скоро.

Придется привыкать жить по регламенту

Административным регламентом по закону о госуслугах  является документ о том, что и как будет выполнять учреждение по услуге. Именно там теперь мы найдем  исчерпывающее описание государственных и муниципальных услуг — сроки, порядок обжалования действий или бездействий должностных лиц, порядок подачи заявления, порядок получения результатов оказания услуг и прочие сведения.

Интересно, что разработчики регламентов в рабочем порядке окрестили избыточной административной процедурой последовательность действий, исключение которой не приводит к снижению качества, эффективности и результативности исполнения государственной услуги. Упрощенной административной процедурой назвали  последовательность действий, в которой уменьшены документооборот, затраты и сроки  предоставления государственной услуги. Как вы понимаете, никто не будет нам разъяснять, какие админпроцедуры избыточны и почему нельзя все процедуры сделать упрощенными… Насколько эффективно будут выявляться избыточные процедуры, мы, скорее всего, тоже никогда не узнаем.

«К порядку надо подготовиться», — именно так рассуждают административные реформаторы.  На составление самих регламентов у контролирующих, непосредственно оказывающих услуги организаций, а также у независимых экспертов, которые будут проверять эти самые регламенты, времени ушло и уйдет еще немало.

В каждом госучреждении на стенде, если полюбопытствовать, теперь можно найти и подробную блок-схему административных процедур — такую больше похожую на математическую формулу или школьную задачу по информатике схему всех операций по выполнению услуги. Информативного значения для потребителя услуг схемки эти не имеют никакого — разобраться в этом нагромождении юридически значимых и предусмотренных различными  нормативными актами процедурами просто невозможно, стоя в коридоре перед стендом. Очевидно, что сама схема вывешивается для демонстрации и так уже запуганным гражданам, какой непосильный труд вершится в стенах учреждения.

Разработчики схем и алгоритмов иной раз доходят и до абсурда — так, одна методолог всерьез советует предусмотреть в регламенте, сколько дней (часов, минут) может тот или иной документ пролежать в определенном кабинете. Что ж, посекундный хронометраж бюрократии — действительно явление новаторское.

Тем не менее сама по себе работа по унификации всероссийского перечня государственных услуг, безусловно, похвальна. Полезна она уже хотя бы для того, чтобы определить, что же относится к компетенции государственных органов, а чем они в общем-то заниматься не должны. Именно таким образом теперь будет определяться круг полномочий властей всех уровней: нет услуги в перечне — нет бюджетного финансирования, а значит, по идее, и неограниченной свободы деятельности государственных органов. Например, в коммерческом секторе. Каждый должен заниматься своим делом.

Токмо в целях повышения удовлетворенности…

Вот пример  регламентирования государственных услуг. Из стандарта качества предоставления государственной (муниципальной) услуги Краснодарской краевой юношеской библиотеки: «Стандарт качества государственной (муниципальной) услуги «Научно-методическое и консультативное обслуживание библиотек» разработан в целях повышения удовлетворенности потребителей государственной (муниципальной) услуги, минимизации издержек (расходов времени и иных ресурсов) получателя государственной (муниципальной) услуги и определяет совокупность измеряемых требований к качеству и доступности государственной (муниципальной) услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребность получателя в отношении содержания (результата) услуги».  Трудночитаемый текст документа содержит описание общеизвестных  услуг по подбору книги. 

О качестве услуг найти информацию в регламенте тоже не просто. Качество услуг может определяться состоянием помещения библиотеки, влажностью, теснотой этого помещения… Федеральный порядок утверждения административных регламентов подчеркивает необходимость обеспечения комфортными условиями заявителей, в том числе, например, реализацию прав инвалидов на исполнение по их заявлению государственной функции в особом порядке. А в стандарте конкретного учреждения на конкретную услугу все будет выглядеть куда скромнее — дай Бог, чтобы помещения  соответствовали санитарным нормам…

Предусматривая требование к профессиональной деятельности библиотекаря, регламент определяет, что  тот «никогда не должен принимать благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей». Интересно, за что же вообще может взять на лапу рядовой библиотекарь?

Очень важным разделом стандартов является глава о контроле качества предоставляемых услуг — для внутреннего контроля будут создаваться приказом руководителя всевозможные комиссии и советы, как в советские времена — ОТК и т. п. и т. д. А внешний контроль будет осуществлять учредитель — вышестоящая инстанция. Сам себя и проконтролирует.

Разработку этих регламентов осуществляют непосредственно учреждения, которые оказывают государственные и муниципальные услуги. Так что теперь есть чем заняться сотрудникам Краснодарской краевой юношеской библиотеки, да и всех прочих учреждений, финансируемых из бюджета. Вот почему чиновников много не бывает — да пойди теперь переделай все по регламентам этим, только по самоконтролю сколько всего придется имитировать…

Имитировать бурную деятельность удалось и после введения пресловутого 94-го закона, однако все эти инсценировки не остались незамеченными. Кто знает, возможно, модернизация — родная сестра перестройки — сможет решить проблемы своей старшей родственницы и перестанет увлекаться драмкружком, а серьезно займется самообразованием. А главное, вспомнит, что все это она делает для людей.

Многострадальный принцип «одного окна»  и прочие достижения прогресса

Новеллами  федерального  закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», видимо, следует считать  нормы о государственном обслуживании граждан в многофункциональных центрах. А также  об интернет-порталах государственных услуг и универсальной электронной карте, по которой мы вскоре — сначала платно, а потом бесплатно получив ее — сможем обслуживаться по поводу государственных и муниципальных услуг.

Строго говоря, принцип «одного окна» — это мечта российских властей, которой не суждено до сих пор было сбыться. Принцип «одно окно» сейчас действует, например,  при взаимодействии регистрирующих (налоговых) органов и государственных внебюджетных фондов, при регистрации юридического лица. Успехи единичны, в основном бюрократия живее всех живых, и мы по-прежнему бегаем за справками и выписками.

Идея многофункциональных центров  не нова, да и не дешева. Не вчера придумали соглашения о взаимодействии между государственными учреждениями, но они не заработали, за исключением налоговиков, настолько эффективно, чтобы люди перестали бегать по инстанциям, разнося различные справки. Доходит до абсурдных ситуаций, например, не секрет, что временно зарегистрированные граждане собирают свои справки по месту постоянной регистрации сами, зачастую в нарушение действующего законодательства. Просто не информируют их о правах или информируют о том, что запросы будут идти два (три-шесть и так далее) месяцев, не меньше. На самом деле все дело в них — в договорах о взаимодействии между различными ведомствами, а вовсе не в том, где же — в многофункциональных центрах или в кабинете уже сидящего сейчас чиновника — будут оказываться эти услуги по принципу «одного окна». Но, к сожалению, договора, видимо, заключать не так просто, как писать  законы о многофункциональных центрах.

О доступности прочих радостей цивилизации — интернета, электронных карт и прочих наработок реформаторов сомнений еще больше, ведь для того, чтобы эти блага коснулись каждого, нужно иметь возможность пользоваться  информационными технологиями. Реформы по определению задуманы для горожан, причем жителей крупных городов. То, что эти  услуги не скоро дойдут до россиян, проживающих в сельской местности, очевидно. А уж чем они облегчат им жизнь — вопрос риторический.

Виктория ФОМИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page