Неопознанная коммунальная дыра

Вот и наступил новый год, принесший традиционную «радость» — повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Электричество подорожало на 10 процентов, услуги по теплоснабжению в среднем по Ярославской области выросли на 13,58 процента, тарифы на водоснабжение и водоотведение увеличились на 13,8 процента, утилизация твердых бытовых отходов подорожала на 12 процентов, запланированный рост цен на газ — 15 процентов.
Несмотря на то что с каждым годом за блага цивилизации мы платим все больше и больше, официально заявляется, что как минимум половина всех муципальных коммунальных предприятий является убыточной.
И решить эту проблему не помогают никакие реорганизации и оптимизации.

ВСЕ ЧУДЕСАТЕЕ

Вот, например, в Ростовском муниципальном районе в начале 2009 года все муниципальные предприятия коммунального комплекса — МУП «Водоканал», МУП «Теплоэнерго», МУП «Коммунальные услуги», МУП «Поречье», МУП «Семибратово» — были объявлены фактическими банкротами. После чего объединены в одно муниципальное унитарное предприятие — МУП «Ростовская коммунальная энергетика». Сделано это было, как следует из официального документа, «в рамках программы антикризисных мер Ярославской области в целях реализации комплекса первоочередных быстроокупаемых энергосберегающих мероприятий в организациях коммунального комплекса». В процессе объединения часть работников, в основном из управленческого состава и бухгалтерий, сократили, остальных организованно уволили с прежних мест и тут же приняли в новое предприятие с сохранением тех же должностных обязанностей.

Результат такой реорганизации оказался удивительным. Если за девять месяцев 2009 года убытки ростовских коммунальных предприятий  составляли 60,6 млн. руб., то за аналогичный период 2010 года эти же предприятия, соединенные в одно целое, дали убытков уже на 66,9 млн. рублей. Причем нельзя сказать, что в данном случае, как в том анекдоте, в процессе реорганизации в борделе меняли только кровати, но не путан. За год сменилось и несколько руководителей «Ростовкоммунэнерго». Вначале во главе объединенного коммунального предприятия была госпожа Шапошникова, через два месяца на ее место был поставлен господин Власов. Власова сменил г-н Егорин из Ярославля, привезший с собой команду советников и заместителей. Однако и это не помогло. В конце минувшего года у «Ростовской коммунальной энергетики» появился новый директор по фамилии Лось, до этого возглавлявший в Ростове МУП «Чистый город».

МЕЖДУ ЗАРПЛАТАМИ

И ТАРИФАМИ

Вникнуть в эти подробности реорганизации ростовского коммунального сектора нас побудила борьба, которую с середины прошлого года ведут работники «Ростовкоммунэнерго». А борются они за средства существования, то есть свою зарплату, которая, и до того невеликая, резко поубавилась в размере и выплачивается с задержками до трех месяцев.

Еще в мае 2010 года работникам всех подразделений «Ростовкоммунэнерго» было предложено подписать соглашение об изменении трудового договора, в котором значилось, что сохраняются условия труда и обязанности работника, а вот оплата труда уменьшается на 30 — 50 процентов. Урезание зарплаты произошло из-за сокращения на 200 рублей базовой тарифной ставки рабочего первого разряда, ликвидации отраслевого коэффициента и платы за переработку. Эти изменения  коснулись тех, кто непосредственно занят в производственном процессе: операторов котельных, слесарей, водителей, работников банно-прачечного комплекса.  Если общая зарплата операторов котельной раньше выходила 8,5 — 9 тысяч рублей «грязными», то в соответствии с новыми расчетами уменьшилась до 5,5 — 6 тысяч. А у работников банно-прачечного комплекса она с четырех тысяч опустилась еще ниже.

Многие работники «Ростовкоммунэнерго» отказались эти соглашения подписывать. Вот как описывали в конце декабря развитие событий сотрудники Петровского эксплуатационного участка МУП «Ростовская коммунальная энергетика»:

— В конце августа нас снова известили о том, что от 30 до 40 процентов уменьшают базовую часовую тарифную ставку, с 36 рублей до 27. Мы организовали общее собрание, на котором присутствовало около 180 человек. Приезжал к нам директор Егорин с начальником планового отдела и каким-то советником. Они объясняли, что есть указание «выровнять все тарифные ставки по «Ростовкоммун­энерго» и что у них не хватает 2,5 миллиона рублей, чтобы залатать дыры. А мы так и не поняли, почему зарплату нам урезают и задерживают на три месяца, хотя платежи населения растут и работаем мы не меньше и не хуже, чем прежде. Когда Егорин со свитой уехали, мы составили протокол разногласий к трудовому договору и отправили его в администрацию района и руководителям

МУПа. Ответа не дождались и концов нигде не могли найти. Дважды  обращались в Ростовскую прокуратуру и дважды получали пинка. Наконец, съездили с общей коллективной жалобой в областную прокуратуру, и она заставила разбираться Ростовскую прокуратуру и трудовую инспекцию. После этого мы получили официальные ответы, что уменьшение базовой тарифной ставки и отмена отраслевого коэффициента при расчете нам заработанной платы незаконны. Несмотря на предписание вернуть все до  31 декабря, до сих пор новых трудовых соглашений руководство нам не шлет и общаться не желает.

ОЧЕВИДНОЕ

И НЕВЕРОЯТНОЕ

После новогодних праздников я обратилась к заместителю директора областного департамента ЖКХ Любови Наумкиной с вопросом: знают ли в департаменте о ситуации в МУП «Ростовская коммунальная энергетика»? «Конечно, знают», — ответила Любовь Алексеевна и добавила, что подобные проблемы и в других районах. Уменьшение зарплат у работников предприятия, по ее словам, произошло потому, что в процессе реорганизации предприятия она не была в полном объеме заложена в тарифах. По поводу правомерности сокращения зарплат Любовь Алексеевна рассуждать отказалась, лишь заметила, что выплачивать ее и в таком-то объеме удавалось с трудом, а с этого года из-за увеличения ставки отчисления в фонды социального страхования будет еще труднее.

Действительно, согласно официальной справке задолженность МУП «Ростовская коммунальная энергетика» по выплате зарплаты на 18.11.2010 составляла 16,2 млн. рублей. Задолженность перед бюджетными и небюджетными фондами —  25,6 млн. рублей. А еще на предприятии висел долг в 32,7 млн. рублей за топливно-энергетические ресурсы (мазут, газ, уголь, электроэнергию) и 5 млн. рублей — за покупные воду и теплоэнергию.

Причиной столь плачевного состояния «Ростовкоммунэнерго» администрация муниципального района считает «несвоевременную и не в полном объеме оплату потребителями предоставленных коммунальных услуг».  На самом деле задолженность населения перед МУП «Ростовская коммунальная энергетика» на конец ноября составляла 18 миллионов рублей, что, однако, далеко не покрывает всю кредиторскую задолженность предприятия.

Еще одной основной причиной убыточности, по мнению руководства Ростовского района, является «снижение доходов предприятия в связи с сокращением фактического отпуска коммунальных ресурсов по сравнению с плановыми: массовая установка потребителями приборов учета».

А вот это парадокс из разряда очевидное-невероятное: практически на государственном уровне население сейчас всячески побуждают к экономному потреблению коммунальных ресурсов и установке приборов учета, и это же, оказывается, на корню губит коммунальщиков. Вывод отсюда напрашивается однозначный: экономное потребление коммунальных ресурсов ведет к ускоренному росту их тарифов.

Именно недостаточно высокие тарифы на коммунальные услуги, по мнению ростовских властей, еще одна причина убыточности единой организации коммунального комплекса. В конце ноября вопрос о еще большем повышении тарифов на коммунальные услуги поднимался на заседании думы РМР. Но после жарких и долгих споров принят не был.

12 января нынешнего года в администрации Ростовского муниципального района под руководством заместителя главы администрации по ЖКК С. Н. Сотникова состоялось рабочее совещание по вопросам повышения эффективности работы МУП «Ростовская коммунальная энергетика». Ближайшим результатом этого совещания должен стать перспективный план выхода из сложившейся ситуации. Он должен быть подготовлен не позднее 25 января, а его основными мероприятиями должны стать пересмотр структуры органов управления коммунальной энергетикой и штатного расписания предприятия и привлечение резервов по снижению затрат.

О пересмотре штатного расписания работники «Ростовкоммун­энерго» уже слышали, только не понимают, как еще можно сократить, к примеру, персонал котельных, когда и сейчас там работают по одному-два оператора в смену, они же занимаются ремонтом оборудования. И еще опасаются коммунальщики, как бы основные мероприятия по снижению затрат не обернулись тем самым обещанным урезанием зарплат.

Почему коммунальное предприятие стало таким убыточным, люди, проработавшие в этой сфере не один десяток лет, тоже никак не могут взять в толк. Любая газовая котельная, а таковых в Петровском эксплуатационном участке большинство, как говорят специалисты, изначально проектируется как прибыльная. Вывоз и утилизация отходов тоже всегда были «золотым» бизнесом. Примеры тому легко можно найти в пределах Ярославской области. Да и баня еще год с небольшим назад давала около 40 тысяч дохода в месяц в бюджет Петровского поселения.

И в самом деле наша коммунальная сфера — какая-то неопознанная черная дыра.

Мира КОРОЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page