Задыхаемся от табачных выбросов

Вообще, в нормальном обществе портить воздух неприлично. Но то ли табачная фабрика «ГросСтемс» не считает Переславль за приличный город, то ли удержать зловонный дух выше ее сил, только она с завидной регулярностью портит воздух старинного города. 
Уже в конце 2001 года  это предприятие отметило свое появление на свет таким оглушительным табачным амбре, что переславцы криком закричали: «Задыхаемся!»

Вообще, в нормальном обществе портить воздух неприлично. Но то ли табачная фабрика «ГросСтемс» не считает Переславль за приличный город, то ли удержать зловонный дух выше ее сил, только она с завидной регулярностью портит воздух старинного города.

Но официальные лица как могли успокаивали людей: немецко-российский «ГросСтемс» прошел экологический и санитарный контроль, система очистки воздуха — лучше не придумаешь. И  жителям Переславля нет никаких оснований жаловаться на судьбу. Да и вообще  на производстве занимаются не табаком, а табачной жилкой. А в ней нет ничего вредного. Некоторые рьяные защитники табачки даже сравнивали ее с хлебозаводом. Мол, от местного хлебозавода тоже запах на полкилометра стоит. Но ведь никто не пишет жалобы.

И лишь спустя  пять лет, когда децибелы  народного гнева стали зашкаливать за опасные пределы, на «ГросСтемсе» появился скруббер. Как выяснилось, все эти годы отработанный пар напрямую выбрасывался в атмосферу по одной простой причине: хозяин предприятия, некий обладатель кавказской фамилии и питерской прописки (в Переславле о его существовании знают лишь понаслышке), не пожалел денег на оснащение фабрики современным оборудованием и котельной, но сэкономил на очистных сооружениях.

С появлением скруббера табачное чрево уменьшило свой пыл, но окончательно не угомонилось. Да и с какой стати? Ведь владелец табачки вновь сэкономил на очистных сооружениях. И об этом очень хорошо написал в нашу газету эколог с многолетним стажем В. Беликов, не понаслышке знакомый с проблемами экологии на «Балканке»:

— «ГросСтемс» сэкономил, устанавливая скруббер. Его эффективность в лучшем случае 70 процентов. Даже если бы установили рукавные фильтры (а они намного дороже) с эффективностью более 99 процентов, табачная пыль размером 10 микрон и менее все равно проскакивала бы в атмосферу.

В скруббере образуется мельчайшая водяная пыль, которая содержит и пыль от табака, и многие химические вещества, которые определяют запах табака. И вся эта водяная пыль летит в атмосферу… Кстати, воду из скруббера надо заблаговременно сливать. Куда? И сливается ли она заблаговременно?

Кроме того, в скруббере могут улавливаться только растворимые в воде вещества из того набора элементов, которые определяют запах табака. Нерастворимые в воде вещества проскакивают через скруббер на сто процентов.  На них-то и ПДК в воздухе населенных мест нет, как, впрочем, и на весь набор. Удалив ряд веществ из набора, можно избавиться от табачного запаха, и останется тот самый удушающий. Да на хозяина табачки надо в суд подавать, чтобы не травил людей!

А между тем этим летом в 30-градусную жару жители ближайших к табачке микрорайонов едва не задохнулись от ее выбросов. Об этом наша газета писала на своих страницах, но, к сожалению, сотрудники прокуратуры никак не отреагировали на эту публикацию.

А накануне Нового года от «ГросСтемса» опять не стало житья.

— Этим летом на улице Октябрьской я едва не задохнулся от выхлопов табачки. А перед Новым годом она стала отравлять воздух почти каждую ночь. Это уже становится невыносимым. Сколько можно нас травить? А ведь недалеко от табачки четвертая школа, где учатся сотни детей, — замечает  один их жителей четвертого микрорайона. 

— У меня очень высокая чувствительность к запахам, — вторит ему жительница улицы Полевой. —  Ночью просыпаюсь от удушливого запаха, и такое ощущение во рту, будто одновременно затянулась несколькими сигаретами.

— Одна моя знакомая имела привычку гулять с ребенком в сквере недалеко от табачной фабрики. А когда стала замечать у него нелады со здоровьем, обратилась к врачам. Сделали обследование. У малыша в легких оказалась табачная пыль, — говорит бывший преподаватель кинофотохимического колледжа.

И такие истории может рассказать почти каждый житель Переславля, живущий в непосредственной близости от зловонной курилки.

Так, может быть, уже пришла пора прислушаться к гласу народа и прописать «ГросСтемсу» лекарства в виде остановки предприятия месяца на три, с тем чтобы он заменил скрубберы на более совершенные системы очистки? Как вы считаете, господа чиновники и правоохранители?

Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page