Школа для дебилов

Последние дни интеллектуальная Россия сплотилась в едином порыве. Объединяющей идеей стала борьба против введения нового федерального образовательного стандарта, который оставляет в старших классах средней школы лишь четыре обязательных предмета: физкультуру, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), предмет под названием «Россия в мире» и некий индивидуальный проект школьника.

Последние дни интеллектуальная Россия сплотилась в едином порыве. Объединяющей идеей стала борьба против введения нового федерального образовательного стандарта, который оставляет в старших классах средней школы лишь четыре обязательных предмета: физкультуру, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), предмет под названием «Россия в мире» и некий индивидуальный проект школьника. В интернет-митингах, организованных противниками новой системы обучения старшеклассников, приняли участие сотни тысяч человек, на сайты президента и премьера потоками идут письма с просьбой наложить вето на проект нового государственного образовательного стандарта.

ВЛАДИМИР Путин откликнулся, и 2 февраля на заседании президиума правительства пожурил главу Минобрнауки Александра Фурсенко и разработчиков проекта за «эксцесс исполнителя». Фурсенко тут же ответил, что проблема лишь в том, что противники новых образовательных стандартов неправильно его интерпретируют.

В принципе любой желающий может зайти на официальный сайт федерального государственного образовательного стандарта standart.edu.ru/ и истолковать его правильно. Составлены документы сложным канцелярским языком и забиты множеством идеологических посылов, и все же осилить их можно.

«В основу стандарта положены новые принципы его построения», — читаем в первой строке документа. Далее создатели поясняют, что «главным результатом его введения должна стать адаптация ребенка к взрослой жизни во взрослом обществе».  Отменяется так называемый минимум знаний, и вводится понятие социального заказа.

Стандарт вводит три уровня преподавания предметов: интегрированный (общеобразовательный), базовый и профильный. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Причем нынешнему уровню преподавания в общеобразовательных школах будет соответствовать лишь высший,  профильный, уровень, два других, как следует из документа, будут лишь «ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся». То есть знания по предмету, необходимые для поступления в вуз, можно получить лишь на профильном уровне, два других только будут выполнять функцию ликбеза.

Дальше разработчики нового образовательного стандарта сообщают: «В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные предметы».

Объясняется, что и как можно выбрать. Оказывается, все необязательные предметы объединены в шесть предметных областей:

—  русская словесность: русский язык, литература, родной язык, родная литература;

— иностранный язык, второй иностранный язык;

— общественные науки: обществознание, история, география, экономика, право;

— математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика;

— естественные науки: естествознание, физика, химия, биология, экология;

— курсы по выбору: искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей.

Из каждой  предметной области можно выбрать один или два учебных предмета, но так, чтобы количество всех предметов не превышало семи. Это означает, что, выбрав русский язык и литературу, ты уже алгебру и геометрию  или физику и химию выбрать не сможешь. Кроме того, из этих семи предметов, написано в проекте ФГОС, лишь максимум четыре могут изучаться на профильном уровне (то есть на том уровне, который дает знания), а остальные — на том уровне, который дает только общие понятия.

«Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана. Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, невыгодно: объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения. И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире, является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности», — говорится в письме, направленном президенту РФ Дмитрию Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину, председателю Госдумы РФ Борису Грызлову и министру образования и науки Александру Фурсенко. Под письмом подписались известные педагоги, журналисты, филологи, среди которых писатель и журналист Дмитрий Быков, поэт, лауреат Государственной премии РФ Александр Кушнер, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Алексеевич Богомолов, писатель Людмила Улицкая.

Проблема еще в том, что авторы проекта новых образовательных стандартов предлагают задавать на федеральном уровне только 40 процентов содержания образования. Все остальное отдается на усмотрение регионов и отдельных образовательных учреждений. Это значит: старшеклас-сник, переходя из одной школы в другую, переезжая в другой город или, того хуже, в другой регион, фактически оказывается в другом образовательном пространстве.

Уже с сентября 2011 года по новым федеральным государственным образовательным стандартам будут учить в начальной школе (1 — 4-е классы), в 2012 году планируется начать перевод на новый стандарт основной школы (5 — 9-е  классы), а в 2013 году — старшей (10 — 11-е классы). ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ с 1 сентября 2020 года.

Разработка нового образовательного стандарта является отражением социального заказа, говорится в преамбуле проекта ФГОС. Складывается ощущение, что этот социальный заказ означает отказ от общенародного образования и создание разных типов школ для элиты и для основной массы населения. Первые смогут получать образование в дорогих частных школах, вторые за государственные деньги будут получать лишь набор навыков.

Мира КОРОЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page