Запретная тема или «времени не хватило»?

Стоит ли относиться к высшей власти как к дорогим покойникам, о которых «только хорошо или ничего»? И покраснеет ли глава всероссийской государственной телерадиокомпании «Россия» Олег Добродеев за конфликт в ярославском филиале? «ДА» И «НЕТ»                  НЕ ГОВОРИТЕ, ОБ «ЕР» НЕ ПОМИНАЙТЕ На минувшей неделе пришлось на личном опыте убедиться в том, насколько верна поговорка «За что боролись, на то и напоролись». Боролись за гласность и свободу слова, а получили то, не поймешь что.

Стоит ли относиться к высшей власти как к дорогим покойникам, о которых «только хорошо или ничего»? И покраснеет ли глава всероссийской государственной телерадиокомпании «Россия» Олег Добродеев за конфликт в ярославском филиале?

«ДА» И «НЕТ»                  НЕ ГОВОРИТЕ, ОБ «ЕР» НЕ ПОМИНАЙТЕ

На минувшей неделе пришлось на личном опыте убедиться в том, насколько верна поговорка «За что боролись, на то и напоролись». Боролись за гласность и свободу слова, а получили то, не поймешь что. 26 февраля случился не совсем обычный конфликт с ярославским филиалом ВГТРК «Россия», который с недавних пор возглавляет перебравшийся в Ярославль из Иркутска некто Леонид Гунин. У филиала с  нашей областной думой заключен договор на информационное обслуживание, по которому депутаты время от времени получают право выступить в оплаченном эфире — телепередаче «Обратная связь».

Но что это за «Обратная связь»? Уже несколько лет никаких прямых эфиров, как было прежде, в Ярославле нет и в помине. Перед записью программы ее ведущий, заместитель директора филиала по телевидению Александр Лебедев, предупреждает, чтобы ничего не говорили про «Единую Россию» и даже не называли ее вообще. Ссылается при этом на требования ЦИКа о равном освещении парламентских партий, хотя совершенно непонятно, какое вообще отношение эфир, оплаченный региональным парламентом, имеет к нормам федерального закона о равном освещении деятельности партий, представленных в Госдуме РФ?!

ЮБИЛЕЙНЫЕ МИЛЛИАРДЫ            ЗА ТЕЛЕКАДРОМ

Перед записью передачи я передал ведущему Лебедеву, как это всегда делалось раньше, список вопросов, по которым предлагал провести разговор. Кому же еще, как не депутатам (зрители же теперь, раз нет прямого эфира, права голоса вроде как лишены), определять направление разговора, если он оплачен думскими деньгами? Вторым вопросом обозначил острую и очень неприятную для губернатора и его окружения тему сорванного в феврале обсуждения тысячелетия Ярославля, трат 26 миллиардов бюджетных рублей, выделявшихся на возведение и реконструкцию юбилейных объектов. Как раз в тот день я отправил председателю правительства РФ Владимиру Путину письмо, в котором рассказал о том, как срывали запланированный на 30 июня 2010 года ввод в эксплуатацию концертно-зрелищного центра, получившего в народе название «подарок Путина», о возмутительных «загогулинах», связанных с проектированием и строительством этого важного юбилейного объекта. А в аккурат накануне получил полную информацию территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ярославской области о многочисленных нарушениях, выявленных в ходе проверок на этом и многих других объектах ярославского тысячелетия. Обо всем этом я и хотел рассказать ярославцам в передаче «Обратная связь». Однако из этого ничего не вышло. Ведущий программы все сделал для того, чтобы разговора об этом вообще не состоялось. Он целенаправленно увел его в медицинскую тему (благо моим напарником по передаче был главный врач одной из больниц), а после записи мило и как бы простодушно объяснил: я, мол, не виноват, никаких запретов нет, просто времени не хватило. Я ему ответил: или передача в таком виде вообще не выходит в свет, или мы дозаписываем фрагмент про итоги тысячелетия, который можно вставить вместо разговора по последнему вопросу. На этом вроде бы договорились. Фрагмент записали, однако в прозвучавшую 27 февраля программу он так и не был включен!

Кроме итогов юбилея Ярославля была проигнорирована и другая очень важная для региона и крайне болезненная для губернского начальства тема — провал по срокам работ по модернизации областной онкологической службы. В передаче я как раз и хотел заострить внимание на чрезмерно затянувшемся вводе в эксплуатацию в областной онкоклинике терапевтического линейного ускорителя для облучения раковых больных. На его приобретение область потратила 214 миллионов бюджетных рублей, а он почти полтора года пролежал на складе без всякой пользы для пациентов. Теперь вот установлен в специально построенном для него здании, но все равно бездействует. В последний раз в областном правительстве меня заверяли, что пустят эту многострадальную систему в работу в феврале. Но обещание оказалось сорванным в очередной раз. А между тем Ярославская область входит в число десяти самых неблагоприятных регионов России по онкозаболеваемости.

Не знаю, кто тут виноват (или кто больше виноват): Лебедев или его новоиспеченный начальник Гунин, вот так славно начавший свою работу на Ярославской земле, но догадываюсь, что за этим телебезобразием может стоять. Не униженное ли это желание услужить главе региона Вахрукову, не перестраховка ли, не страх ли перед правдивой и, понятно, очень неприятной для многих больших начальников информацией? Почему связываю странное поведение Лебедева с Гуниным? Да потому что до появления в ярославском филиале ВГТРК Гунина Лебедев себе ничего подобного никогда не позволял.

ЗАМАЛЧИВАТЬ НЕЛЬЗЯ

Для меня эта некрасивая история неприятна, можно сказать, вдвойне. В комитете по телевидению и радиовещанию ярославского облисполкома (так филиал «Ярославия» назывался  в советскую эпоху) я проработал больше двух десятков лет. В пору горбачевской перестройки и гласности возглавлял отдел телевидения и ни перед кем спину не гнул. Когда в конце 80-х годов, готовя критическую телепередачу, я поймал на крупных приписках при сдаче в эксплуатацию жилых домов и объектов социальной сферы целую когорту строительных дельцов и потворствовавших им чиновников, на меня давила чуть ли не вся ярославская советская и партийная верхушка, включая секретарей горкома и обкома КПСС и руководителей облисполкома. Они хотели не допустить выхода в эфир передачи «Стоп-кадр», в которой махинаторы были названы поименно. Но мы не пошли на попятную, не сдались. Десятки высокопоставленных должностных лиц городских и областных властных органов, строительных и проектных организаций, руководители нашего собственного телерадиокомитета, малодушно выступившие вместе с нашими оппонентами в роли зажимщиков критики, получили тогда строгие взыскания от бюро обкома и горкома КПСС. Многие из виновных руководителей, включая председателя горисполкома Ярославля, потеряли свои  высокие должности. Очень грустно, что сегодня, спустя два с лишним десятка лет, наше телевидение стало таким боязливым — и в Москве, и в регионах.

Считая, что подобные вещи замалчивать нельзя, написал письмо генеральному директору  всероссийской государственной телерадиокомпании «Россия» (ВГТРК) Олегу Добродееву, где обо всем рассказал. Закончил письмо словами:

«Я вовсе не рассчитываю на то, что за этот пошлый инцидент вы выгоните с работы Лебедева и Гунина… Мне просто хочется, чтобы вам за то, что произошло в ярославском филиале ВГТРК, стало хотя бы немножечко стыдно. И чтобы вы после этого приняли какие-то, пусть минимальные, шаги к наведению порядка в духе многочисленных призывов президента страны Д. А. Медведева к либерализации политической жизни в регионах. Если это случится, значит, мы в нашем российском телепространстве еще не все потеряли и у него все же есть, пусть небольшой, шанс стать наконец цивилизованным гражданским общественно-политическим институтом, который служит народу, а не чиновным шишкам».

Александр ЦВЕТКОВ, депутат думы Ярославской области, председатель депутатской фракции партии «Патриоты России», лауреат премии

Союза журналистов РФ.

Фото с телеэкрана.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page