Не отрекаются любя

28 февраля 2011 года Рыбинский городской суд приступил к рассмотрению гражданского иска Михаила Кузменко к руководству ОАО «НПО «Сатурн», которому он посвятил десять лет плодотворной работы в качестве технического директора — генерального конструктора.  С ЕГО именем свя-         заны достижения         предприятия в создании авиационных двигателей, индустриальных и морских газотурбинных установок.

28 февраля 2011 года Рыбинский городской суд приступил к рассмотрению гражданского иска Михаила Кузменко к руководству ОАО «НПО «Сатурн», которому он посвятил десять лет плодотворной работы в качестве технического директора — генерального конструктора. 

С ЕГО именем свя-

        заны достижения

        предприятия в создании авиационных двигателей, индустриальных и морских газотурбинных установок. Когда три месяца назад этого человека, ставшего живой легендой, провожали на заслуженный отдых, то рассыпались в любезностях, но стоило ему напомнить о невы-плаченном вознаграждении за сертифицированное изделие, определяющее будущее российской гражданской авиации и ОАО «НПО «Сатурн», как от него тут же отреклись.

«Глыба, матерый человечище», — вполне можно употребить эти слова классика коммунизма по отношению к Михаилу Кузменко. Только нужно их применять и в прямом, и в переносном смыслах, поскольку Михаил Леонидович отличается не только крепким телосложением, но и крупными достижениями. Их перечислили 25 ноября 2010 года, когда он, доктор технических наук, профессор, технический директор — генеральный конструктор ОАО «НПО «Сатурн», завершил свою десятилетнюю трудовую деятельность на крупнейшем рыбинском предприятии, куда перешел из Москвы с должнос-

ти заместителя гене-рального директора ОАО

«А. Люлька — Сатурн».

Находясь на посту технического директора — генерального конструктора, Михаил Кузменко обеспечивал техническую политику НПО «Сатурн» в части разработки и постановки в производство новейших типов двигателей авиационного и наземного применения. Впервые в России ОКБ-1 под его руководством перешло на безбумажное проектирование, была создана система инженерного анализа, разработаны и приобретены новейшие программы проектирования двигателей, произведена реконструкция помещений конструкторских служб.

22 августа 2008 года в НПО «Сатурн» состоялся запуск вычислительного суперкомпьютера «АЛ-100» мощностью 14,3 триллиона операций в секунду — самого мощного суперкомпьютера в промышленности России и СНГ. Главным заказчиком выступил Михаил Кузменко. День запуска суперкомпьютера совпал с его персональным 60-летним юбилеем.

— Можно с уверенностью сказать, что с уходом Михаила Леонидовича Кузменко начинается другая эпоха, — говорил заместитель генерального директора УК «ОДК», управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров. — Самая главная заслуга Михаила Леонидовича в том, что он создал одно из лучших конструкторских бюро России, находящееся на очень высоком уровне в мире. Огромная ему благодарность за титанический, плодотворный труд. «Сатурн» всегда будет считать Михаила Леонидовича членом своего коллектива и поддерживать его в дальнейшей работе на благо российской авиации.

Я неспроста напоминаю руководителю НПО «Сатурн» эти добрые слова, отраженные в пресс-релизе предприятия в связи с уходом Михаила Кузменко на пенсию. Видимо, Илья Федоров в суете повседневных дел забыл о сказанном. И решительно отказал Михаилу Леонидовичу в его заявке на выплату вознаграждения за сертифицированное изделие.

— По условиям контракта, который был заключен с руководством предприятия, Михаил Леонидович имел право на вознаграждение в случае сертификации изделий. В данном случае речь идет о двигателе SаM146 для российского регионального самолета «Сухой Суперджет 100». На этот двигатель, который успешно прошел комплекс испытаний, получен сертификат типа EASA и АР МАК, — вкратце изложил суть иска адвокат Георгий Юдин, представляющий в суде интересы Михаила Кузменко.

Михаил Кузменко считает этот двигатель своей особой гордостью и своей «лебединой песней». И насколько ему было обидно, когда он получил решительный отказ от Ильи Федорова удовлетворить заявку на выплату вознаграждения! Отказ был мотивирован тем, что он, как технический директор — генеральный конструктор НПО «Сатурн», лишь наполовину обеспечил необходимые условия для сертификации изделия, а на 50 процентов это заслуга специалистов французской компании «Снекма», которая участвует в этом проекте.

Скорее всего, впереди длительный судебный марафон. Первое же судебное заседание, состоявшееся 28 февраля, началось с контратаки юриста, представляющего интересы НПО «Сатурн». Заводской юрист попытался воспрепятствовать доступу журналистов в зал суда, поскольку якобы речь идет о конфиденциальной информации, имеющей характер коммерческой тайны. Но федеральный судья ограничился лишь запретом на видеосъемку.

Александр СЫСОЕВ.

На снимках: человек-легенда Михаил Кузменко и его детище — сертифицированный двигатель SаM146 для «Сухого Суперджета 100».

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page