Долбильный станок и полет гагарина

Немало редких вещей довелось увидеть за свою жизнь. Например, бокалы из колб перегоревших электролампочек. Из таких пили спирт на Колыме. Или глиняные горшки современных волжских мастеров, несмотря на красоту и солидную цену, пропускавшие воду и непригодные для приготовления пищи в печи. Видал я и обувь из тракторных автопокрышек — чуни, и железные галоши с деревянными подметками, которые носили в Мышкине в войну. НО БОЛЬШЕ всего меня поразил деревообрабатывающий станок.

Немало редких вещей довелось увидеть за свою жизнь. Например, бокалы из колб перегоревших электролампочек. Из таких пили спирт на Колыме. Или глиняные горшки современных волжских мастеров, несмотря на красоту и солидную цену, пропускавшие воду и непригодные для приготовления пищи в печи. Видал я и обувь из тракторных автопокрышек — чуни, и железные галоши с деревянными подметками, которые носили в Мышкине в войну.

НО БОЛЬШЕ всего меня поразил деревообрабатывающий станок. Его мне показал пенсионер Василий Иванович Марасанов. Я часто заходил к нему в столярку поговорить о мастерах-древоделах — большинство из них, увы, уже ушло в иной мир.

Марасанов всю жизнь отдал столярному делу. Когда в Мышкине процветало местное производство, он с бригадой мастеров делал мебель: столы, комоды, шкафы. Они и сейчас еще кое-где верно служат старушкам на окраинных улочках города.

А станок, который Марасанов показывал в работе, — почти точная копия тех массивных агрегатов, которые я видел в энциклопедии, воскрешающей жизнь Древнего Рима. Только приводится в движение не ногой, а электричеством. Сделан он из дерева, сверло железное выточили мастера Аркадий Дмитриевич Широков и Михаил Захарович Галяметдинов. Станок долбильный, если говорить точно. Он заменил мышкинским мастерам долото.

Марасанов рассказал, что тогда, то есть полвека назад, в райцентре переоборудовали столярный цех. Обещали привезти долбильный станок из Данилова. Настоящий, фабричный. Но дело затянулось. Вот тогда местные умельцы и сварганили машину из дерева. Да так она безотказно долбила, что и от фабричного аналога отказались.

Самое же удивительное, что происходила эта модернизация производства в Мышкине в 1961 году, когда в космос поднялся Юрий Гагарин и в СССР начался век космонавтики.

Николай СМИРНОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page