Две головешки и в поле горят

Они не венчались в церкви, у них не было пышной свадьбы, но они прожили вместе долгую и, наверное, по-своему счастливую жизнь, поддерживая друг друга не только в радостные, но и в горькие дни, которых с возрастом становится все больше и больше, потому что оба — и Анна Васильевна, и Вячеслав Васильевич Мельниковы — инвалиды.

Они не венчались в церкви, у них не было пышной свадьбы, но они прожили вместе долгую и, наверное, по-своему счастливую жизнь, поддерживая друг друга не только в радостные, но и в горькие дни, которых с возрастом становится все больше и больше, потому что оба — и Анна Васильевна, и Вячеслав Васильевич Мельниковы — инвалиды.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Маленькая пошехонская деревенька Выползово — время стерло ее, не осталось и следа — опустела, когда ушли на фронт мужчины чуть ли не из каждого из четырнадцати домов. Уходил и Василий Галов, оставляя свою жену Александру с кучей ребятишек  мал мала меньше. Самая младшая, Анна, родившаяся за год до начала войны, еще и не понимала, что, возможно, не увидит своего отца больше уже никогда.

В первое время от отца приходили солдатские треугольнички, в которых химическим карандашом он писал о самом главном: о том, что жив и пока что не ранен. Последнее письмо пришло из-под Ржева. После войны его старшему сыну Леониду довелось служить в тех местах, пройти часть фронтовой дороги отца.

После Ржева отец участвовал в прорыве Ленинградской блокады, там он и погиб 21 марта 1943 года. Похоронен недалеко от станции Мга в населенном пункте Карбусель, о чем в Книге памяти имеется соответствующая запись.

Сиротское детство подорвало здоровье Анны Васильевны, наложило свой отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Вячеслав Васильевич тоже рано осиротел, с детства испытал голод, знает, что такое хохлики (так у нас называли лепешки из мороженой, пролежавшей зиму в земле картошки), едал он и другой подножный корм, который позволял набить живот, но нисколько не утолял голода. Ранние трудовые поручения матери сформировали в нем самостоятельность и умение отвечать не только за себя, но и за своих близких.

Судьба их свела, как это часто случалось в те годы, на деревенских посиделках. Свидания, провожания — одинаковые судьбы, одинаковые взгляды на жизнь привели к созданию семьи. Регистрировать брак ездили в село Красное, не на тройке, конечно, но на лошадке, запряженной в легкие санки, украшенные по моде того времени.

Семейную жизнь начинала Анна Васильевна в Новоселке, в доме мужа. Неподалеку от деревни располагался сплавной участок Ватагино, хотелось устроиться на производство, чтобы зарабатывать живые деньги, но председатель колхоза Чумаков не позволил оторваться от колхоза и уйти работать на сплав. Отношения испортились окончательно, и, не умея скрыть обиды, Вячеслав Васильевич решил перебраться в соседний колхоз, за реку. Собрались молодые с силами и купили большой просторный дом в деревне Яковлевское, сами сразу же впряглись в работу, оставляя первенца Толю на попечение бабушки.

СТАРАНИЕ И ТРУД

Анна Васильевна всегда любила ухаживать за животными, поэтому ее почти сразу же определили на телятник, где она и проработала больше трех десятков лет, не зная ни выходных, ни отпусков, ни декретного отдыха. Когда была беременная младшей дочерью Леной, в предродовой отпуск не уходила совсем, работала до последнего дня, на ферме и схватки почувствовала. Местный фельдшер, увидев ее огромный живот, отказался принимать роды и велел везти роженицу в город. Но скоротечные роды плюс наше бездорожье той поры не позволили довезти роженицу до родильного дома. Пришлось остановиться в одной из деревень и попроситься в ближайший к дороге дом, тут и разрешилась Анна Васильевна девочкой. Едва придя в себя, спеленала малышку  и поехала обратно домой, а там день-другой — и опять на ферму.

Вячеслав  Васильевич же умудрился получить профессию механизатора без отрыва от дома. Время было такое: в колхозы пошла техника, а профессиональных кадров, чтобы работать на ней, не хватало. Набрал тогда механик колхоза (сам самоучка, ученный войной) Михаил Павлович Лавров группу молодых мужчин и стал их учить азам профессии. Видимо, хорошо учил, или ученики попались способные, не знаю, но городская комиссия, принимавшая у них экзамен, всем выдала корочки и присвоила квалификацию. Так Вячеслав Васильевич стал механизатором, а потом уже личным опытом и мастерством не раз повышал свою классность, отработав на тракторе тридцать восемь лет.

Даже когда прозвенел первый звоночек — в 1985 году он получил первый инфаркт, — после больницы вернулся опять к любимой профессии и проработал еще семь лет, пока дела не стали совсем плохи. Сегодня он имеет вторую группу инвалидности, но на личном подворье по-прежнему стоит железный конь — верный помощник во всех хозяйственных делах.

Анна Васильевна ушла на инвалидность еще раньше, сейчас она с трудом передвигается, болят ноги — сказались годы работы, когда целый день на ногах, большую часть года в резиновой обуви, тяжелые ведра с пойлом, подкормка, навоз — все вручную. А когда-то она мечтала, что, даже выйдя на пенсию, будет работать на телятнике — так любила свою профессию.

Дома еще долго продолжали держать целый двор скотины, с трудом расстались с коровой. А три года назад, когда Вячеслав Васильевич особенно много болел и лежал в больнице, пришлось покончить и с мелкой живностью. Остались в хозяйстве одни куры. Поэтому день свой начинают неспешно: Вячеслав Васильевич приносит дрова, откидывает зимой снег, кормит кур. Анна Васильевна топит русскую печь, готовит завтрак, чуть попозже, если позволяет самочувствие, собирается потихонечку в магазин, благо он расположен под самыми окнами, делает необходимые покупки, а муж встречает и несет сумку домой.

Более двух десятков лет назад, когда их деревня была записана в разряд неперспективных, они решились обменять просторный, отстроенный собственными руками дом на старую колхозную контору в деревне Кладово. Конечно, было жалко до слез. Но если оценивать тот их шаг с позиции сегодняшнего дня, то, мне кажется, все было сделано правильно.

На центральной усадьбе жить пожилым людям намного проще, чем в Богом и людьми забытой деревеньке, потому что здесь и магазин под боком, и медпункт, и автобусная остановка. Когда обновили в деревне нитку водопровода, появилась возможность купить автоматическую стиральную машину. Для Анны Васильевны это приобретение наиважнейшее, можно сказать, спасение, а то ведь приходилось Вячеславу Васильевичу самому полоскать белье на реке.

Проблемой остаются дрова, но и ее Вячеславу Васильевичу удается решать одному из самых первых в деревне.

ЛЮБИМЫЙ ЗЯТЬ

Больным и старым людям так необходимо иметь точку опоры. У большинства такая точка, конечно же, дети. Но старший сын Мельниковых, Анатолий, живет с семьей в поселке Октябрьском Рыбинского района. У него бизнес, жена Татьяна Алексеевна преподает в местной школе, растет сын Вова. Поэтому получается, что Вячеслав Васильевич навещает их чаще, чем они его.

Рядом, в Пошехонье, живет с семьей дочка Лена — капитан милиции, уважаемый человек, особая отцовская гордость. Хоть она и капитан, хоть и с оружием работает, но все равно ведь женщина. А с женщины много ли возьмешь? Ну, приедет с дочками, морковку-капустку прополет, картошку поможет выкопать, дома приберет. И остается главной и самой надежной опорой семьи Мельниковых зять Николай, вернее, Николай Дмитриевич.

Я как-то  случайно увидела на почте открытку, которой Мельниковы поздравляли своего зятя с днем рождения, там так и было написано: «Уважаемый Николай Дмитриевич!» И это уважение выросло не на пустом месте. Во-первых, он стал хорошим мужем их дочери, который ни в семье не обидит, ни в компании не пристыдит. Во-вторых, по службе у него все в порядке, работает вместе с женой в райотделе милиции, звание майора имеет. Родителям, людям гражданским, это тоже приятно. В-третьих, он одарил их двумя чудесными внучками — Аней и Машей, они умницы и старательницы, обе после окончания школы продолжают образование. Но главное, он берет на свои плечи самую тяжелую работу, понимая, что родители жены —  инвалиды.

Вот такая семья живет на моей улице, семья с крепкими нравственными устоями, традициями, с умными, воспитанными детьми и внуками. Живут они, перешагнув семидесятилетний юбилей, вместе преодолевают невзгоды и болезни. Ведь, как известно, две головешки и в поле горят.

Валентина ГУСЕВА, Пошехонский район.

На снимках: Вячеслав Васильевич около своего дома; Анна Васильевна (в центре) на деревенских посиделках.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page