Такие женщины растили завод

ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ отмечает 95-летие. В биографии завода много славных страниц, много славных имен тех, кто вершил историю одного из первенцев отечественного автопрома. Вместе с заводом они переживали трудности, радовались его победам и, главное, приумножали их. Золотыми буквами вписаны в историю Ярославского моторного имена женщин-тружениц. Хранительница заводского музея Ксения Борисовна Касич может часами рассказывать о них, еще при жизни ставших легендами.

ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ отмечает 95-летие. В биографии завода много славных страниц, много славных имен тех, кто вершил историю одного из первенцев отечественного автопрома. Вместе с заводом они переживали трудности, радовались его победам и, главное, приумножали их.

Золотыми буквами вписаны в историю Ярославского моторного имена женщин-тружениц. Хранительница заводского музея Ксения Борисовна Касич может часами рассказывать о них, еще при жизни ставших легендами. На стендах музея — вещи, документы, фотографии. Вот на старинном снимке в кругу конструкторов Александра Ивановна Самарина. Пришла на завод после Ростовского механического техникума в 1923 году. Первая на заводе женщина-техник со специальным образованием была копировщицей, затем конструктором, заместителем начальника отдела механической обработки N 1, работала на заводе до 1943 года. Она одна из тех, кто проектировал первый ярославский грузовик Я-3.

Апполинария Александровна Затевахина (Малкова) в военные годы руководила фронтовой бригадой станочниц, выпускавшей снаряды. Бригада выполняла план более чем на 200 процентов. «Такая отважная, отчаянная, — говорит Ксения Борисовна. — Да они все боевые девчонки были, энергичные!» Бригада Затевахиной была одной из первых молодежных бригад, заменивших мужчин, ушедших с завода на фронт. Потом такие бригады образовались и в других цехах. И началось социалистическое соревнование! За хорошую работу послали девчонок в Москву на совещание стахановцев, а в Москве их наградили почетными грамотами министерства. В 1944 году Полину наградили орденом «Знак Почета».

А Мария Александровна Борисова! Когда тяжелый молот остался без обслуживания — война забрала молотобойцев, а продукцию выпускать надо, тогда по партийному призыву комсомолка Маша Борисова возглавила одну из молодежных бригад девушек-кузнецов. Работали по двенадцать часов в две смены, и как работали! По полторы-две нормы выдавали на-гора. А после работы шили рукавицы и кисеты для бойцов. А как же: все для фронта, все для победы!

Гордится завод и такой труженицей, как Маргарита Дмитриевна Шарова. Маргарита Дмитриевна работала на «Автодизеле» в 60 — 80-х годах, возглавляла  бригаду станочниц. В 1963 году Маргарита Дмитриевна создала первую бригаду коммунистического труда. По словам Ксении Борисовны Касич, еще нигде в стране таких бригад не было, а на Ярославском моторном даже свой значок придумали — ударника комтруда. Затем Маргарита Шарова организовала школу коммунистического труда. Движение потом по всей стране разрослось. И слава о Ярославском моторном далеко шла: именно в 60 — 80-х годах «Автодизель» переживал небывалый подъем.

Считается, что музеи — это скучное собрание исторических экспонатов. Как раз о музее Ярославского моторного этого и не скажешь. Здесь жизнь бьет ключом. Вот и на этот раз там было очень оживленно. Небольшой, но теплый прием устроили сотрудники музея вместе с председателем заводского совета ветеранов Василием Гриневым очень интересному человеку — Галине Александровне Румянцевой. Случай был подходящий: 26 марта Галине Александровне исполняется 85 лет. Ее от души поздравили, вручили красивые цветы, книгу, посвященную истории «Автодизеля». «Вот это подарок так подарок! — обрадовалась она. — С удовольствием буду читать о родном заводе!»

15 июня 41-го приехала из деревни в Ярославль в гости к старшей сестре пятнадцатилетняя девчонка. А та 21 июня в четыре утра родила мальчика. «Придется тебе, Галина, понянчиться», — сказал отец. Вот и осталась, ведь мужа сестры вскоре призвали на фронт…

— Два года нянчилась, — рассказывает Галина Александровна, — а потом — раз! — и пришла повестка в 43-м. Я даже обрадовалась: надоело в няньках сидеть. Нас, таких девушек — многие были из деревень, — направили в ФЗУ учиться…

Шесть месяцев было отведено на учебу, но какая учеба, если на заводе рабочие руки нужны! Работали девчонки вместе с мужчинами на станках, на практике учились. А шесть учебных месяцев прошло — перевели девушек в литейку. Дело им поручили нелегкое — формовать траки гусениц для танков. Так и работала юная литейщица, все силы отдавала, горела на работе. И, несмотря на молодость, вскоре возглавила бригаду формовщиц. Все девчонки под стать своему бригадиру — боевые, азартные. Сама молодость им помогала, комсомольский задор. Бригада Галины во всех соревнованиях занимала первые места. За такую ударную работу послали ее на всесоюзный слет передовиков производства — высокая честь тогда была!

Когда нужда в военной продукции прошла, завод стал выпускать моторы. Именовался он уже не автозаводом, как раньше, а Ярославским моторным. Но продолжала девичья бригада свое формовочное дело, только не траки танковые уже выпускали, а детали к моторам. Тяжелая работа.

— Не считали, что тяжело, работали, еще и песни пели. Знаете, как мы гремели в Ярославле! Про нас даже в Книге комсомольской славы есть запись — в обкоме комсомола такая книга была.

Вырастила Галина Александровна двоих прекрасных детей, дочка Ирина выучилась на врача, работает в Мурманской области, сын Олег окончил техникум по литейному производству, работал в экспериментальной техчасти. Парашютист, десантник, совершил свыше 2900 прыжков с парашютом. К сожалению, шесть лет уже, как его нет на свете…

— Осталась у него дочка Динушка, внучка моя, — говорит Галина Александровна.  — Мне так жалко! Она вышла замуж, уехала в Англию. Уж у меня правнуку Егору пятнадцать лет. Такой красивый парень! А мне жалко: зачем уехала, все-таки другая страна, я бы ни за что не уехала! А она мне говорит: «Бабушка, не переживай, я хорошо живу». Еще есть у меня внук Саша, внучка Машенька. Богатая я женщина. Зря, что ли, на моторном заводе больше 50 лет отработала! Никуда бы больше не пошла. Наша литейка, самая первая, хоть и грязненькая, а все равно родная. Она закрылась уже. Вся молодость там прошла. Трудно, но хорошо было. От завода я получила сначала двухкомнатную квартиру, а потом мне директор Анатолий Михайлович Добрынин, царство ему небесное, дал четырехкомнатную из своего директорского фонда! Я и сейчас завод люблю. Приятно пройти по его территории: чистый, светлый, все здесь родное, свое.

Вот такие люди, такие женщины растили, пестовали Ярославский моторный и сделали все, чтобы он занял достойное место в семье российского автопрома.

Алла ХАЧАТУРЯН.

На снимке: Галина Александровна Румянцева.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page