Школа профессора москвичева

28 марта исполнилось 70 лет советнику ректора Ярославского государственного технического университета, лауреату премии правительства РФ в области образования,  заслуженному деятелю науки и техники РСФСР доктору химических наук, профессору Юрию Александровичу Москвичеву. ОН только что провел две лекции — две пары — подряд со студентами. То ли природные интеллигентность и сдержанность требовали держать форму или что другое, но Юрий Александрович накануне своего 70-летия не выглядел утомленным.

28 марта исполнилось 70 лет советнику ректора Ярославского государственного технического университета, лауреату премии правительства РФ в области образования,  заслуженному деятелю науки и техники РСФСР доктору химических наук, профессору Юрию Александровичу Москвичеву.

ОН только что провел две лекции — две пары — подряд со студентами. То ли природные интеллигентность и сдержанность требовали держать форму или что другое, но Юрий Александрович накануне своего 70-летия не выглядел утомленным. А ведь за плечами огромный груз руководства в течение двадцати лет одним из крупнейших вузов региона. Пять лет назад он покинул пост ректора, но у него по-прежнему много дел и ни минуты свободного времени. Говорить о нем как о незаурядном организаторе высшей школы сегодня совершенно излишне: Юрий Москвичев стал ректором в эпоху перемен.

О чем мы только не разговаривали с ним! О престиже инженерной профессии, о судьбе высшего образования, о том, что региону очень нужны специалисты, нацеленные на конкретные промышленные предприятия, которые есть сегодня в регионе, о том, как вписывается Ярославский технический университет в сегодняшний день.

В университете Юрий Александрович — советник ректора профессора Александра Анатольевича Ломова. К своей новой должности относится с достаточной долей здорового юмора:

— В слове «советник» есть что-то пенсионное, ну а если серьезно, после ухода с должности ректора у меня убавились административные заботы. И честно говоря, я этому рад. Моя сегодняшняя работа дает мне возможность более творческого подхода ко многим вопросам, до которых раньше руки не доходили. Начал выпускать монографии, учебные пособия. Выпущено 12 книг, так что последние годы оказались наиболее плодотворными.

Профессор достает с полки солидные фолианты, прекрасно и со вкусом изданные. Рассказывает, что самая последняя книга особенно ему дорога, вышла в Санкт-Петербурге, претерпела уже два издания, готовится третье. Это учебное пособие «Продукты органического синтеза и их применение». Учебник содержательный, емкий и представляет явный интерес для вузов аналогичного профиля.

 Профессор Москвичев с гордостью говорит о своих учениках, коллегах, применяя к каждому имени слова «замечательный», «талантливейший». Но сегодня речь не о них, хотя справедливости ради замечу: он в каждого вкладывает свои знания, делится опытом и не стесняется учиться, перенимать опыт сам.

— Конечно, в возрасте начинаешь анализировать: что было хорошего, могло ли быть лучше, где ошибся. По крайней мере, в жизни я старался делать все на должном уровне, — размышляет профессор. — И главное, усвоил: если хочешь добиться какой-то цели — надо собрать всю волю, все свое желание сконцентрировать и не отступать от этой цели. Если человек начинает какую-то работу и сам не верит в ее результат — это провал. Внутренняя организованность, собранность необходимы в любой работе. Я перед собой никогда не ставил каких-то звездных целей. Но иногда и сам удивлялся: ну надо же, получилось! Я благодарен тому, что все сложилось у меня неплохо. Помогла хорошая школа. Если проанализировать, взять хотя бы управление вузом — сейчас здесь седьмой по счету ректор, и каждый из нас довольно подолгу работал. Двое — выпускники нашей кафедры: Борис Федорович Уставщиков и я, с этой же кафедры бывший ректор ЯрГУ Герман Севирович Миронов, проректор ЯрГУ, мой лучший друг Владимир Александрович Устинов. В одной лаборатории работали. Смотришь, каких результатов в жизни все добились, и понимаешь: победила-то школа! А объединил нас Марк Иосифович Фарберов — талантливейший человек с мировым именем, который притягивал к себе способную молодежь, целенаправленно стремившуюся в науку, работавшую с удовольствием.

Я уехал после окончания вуза по распределению, честно работал три года на опытном заводе в Самарской губернии. Интересно было, но меня тянуло сюда. Абсолютно не интересовало, какую зарплату мне дадут, я почему-то всегда думал, что зарплата — это потом, когда будешь старым. Шел туда, где мне было интересно. Чтобы стать успешным ученым или педагогом, надо быть романтиком, одержимым идеей. Зациклишься на материальном положении — неминуемо начнешь, как в чехарде, менять работу, направления в работе и найдешь не то, что надо.

А помимо работы, помимо науки? Неужели Юрий Москвичев ничего вокруг себя не видел, кроме химии и технологии синтеза серы? Господи, слова-то какие! Пока произнесешь, язык сломаешь, а для них, одержимых наукой, они как музыка…

— Я большой любитель тихой охоты — грибник. Есть друзья, с которыми мы часто бродим целыми днями по лесам. Еще я заядлый автолюбитель. Мы много изъездили разных дорог — проехали всю Прибалтику, Крым, Кавказ. В молодости писал стишки юмористические, потом даже книжечку издал. А про любовь? Про любовь не писал, разве что записочки… Своей Галине. Галине Сергеевне.

С Галиной Сергеевной познакомились еще в школе. Смешной, почти курьезный случай. За какую-то шалость наказали парня, а директор школы строг был, заставлял провинившихся на лестнице в углу подолгу стоять, даже не разрешал переминаться с ноги на ногу.

— Смотрю, — улыбается Юрий Александрович, — девчонка стоит — жалеет. Так до сих пор и жалеет. Поженились, по распределению поехали вместе, вернулись — вместе работали в НИИМСК, затем здесь, в институте. Так по жизни вместе и идем рука об руку.

Алла ХАЧАТУРЯН.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page