На родине чудотворцев

Муром… От имени его веет преданиями старины глубокой. Согласно древнерусской летописи «Повесть временных лет» град на Оке появился в 862 году. Получается, в следующем году муромцы отметят 1150-летие города. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Здесь родился и накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь правил один из первых русских святых —  князь-страстотерпец Глеб. Эту землю прославили святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские — покровители семьи и брака. В память о них с 8 июля 2008 года в России ежегодно отмечается День семьи, любви и верности.

АРОМАТ ЦВЕТОВ ПЕРЕМЕЖАЛСЯ

С ЗАПАХОМ ХЛЕБА

Я постарался растянуть удовольствие, вкушая пшеничный хлеб «Спасо-Преображенский». Век такого хлеба не едал, настолько он пышный, ароматный и вкусный. И долго не черствеет. Уж какая такая у него рецептура? В церковной лавке при Спасо-Преображенском мужском монастыре, продавая буханку хлеба, мне сказали, что весь хлеб, что они предлагают паломникам, выпечен с молитвой.

Основателем Муромского Спасо-Преображенского монастыря считается князь Глеб — младший сын великого князя киевского Владимира Красное Солнышко. Крестив Русь в 988 году, равноапостольный князь Владимир послал своих сыновей нести свет христианской веры на окраины державы: в Ростов — Ярослава, прозванного Мудрым, в Муром — Глеба. Князь Ярослав проявил упорство и привел язычников к смирению мечом. Глеб проявил смирение и не обнажил меча. Когда муромское вече (народное собрание) отвергло удельного князя, он удалился и основал княжеский двор на крутом берегу Оки. На холме, откуда открывались необъятные дали, князь устроил первый на Муромской земле православный храм во имя Всемилостивого Спаса, вокруг которого образовалась иноческая обитель. Монастырь Спаса на Бору, который впервые упоминается в летописях под 1096 годом (от этой даты ведется его летоисчисление), был форпостом христианства в этом лесном крае.

Проявил Глеб кротость и перед лицом убийц, подосланных к нему братом Святополком, который занял киевский престол в 1015 году после смерти отца. Глеб Муромский и его брат, ростовский князь Борис, также принявший мученическую смерть, стали первыми святыми благоверными страстотерпцами Руси, а братоубийца Святополк за свои черные дела и помыслы навеки остался в народной памяти Окаянным.

Важную страницу в историю монастыря вписал царь Иван IV Грозный.

В 1552 году Иван Грозный пошел войной на Казанское ханство, откуда для русских земель исходила постоянная угроза. Путь московской рати лежал через Муром. В июле 1552 года царь устроил здесь смотр войску и дал обет: ежели возьмет Казань, поставит в Муроме каменный храм.

В октябре 1552 года после ожесточенного штурма Казань пала. Государь сдержал слово. По царскому указу в 1556 году в монастыре был воздвигнут величественный Спасо-Преображенский собор. В новый храм царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

26 марта 2011 года белокаменный Спасо-Преображенский собор сливался с ослепительной белизной снега и молочно-белым небом. В тот весенний день по-зимнему вьюжило. Внутри храма были многочисленные дары прихожан и благоухали живые цветы — темно-красные розы, белые лилии и хризантемы. С ароматом цветов перемежался запах свежеиспеченного монастырского хлеба.

Дары были по случаю родительской субботы. А цветы были по случаю печального события. За неделю до нашего паломничества в соборе отпевали настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря архимандрита Кирилла. Он погиб в автокатастрофе под Суздалем, возвращаясь в Муром после благого дела — пострига послушниц в монахини, в котором о. Кирилл принял участие вместе с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

С именем игумена Кирилла связано возрождение Спасской обители.

Восстановить древнейший в России православный монастырь, который большевики закрыли в 1918 году, предложил академик Дмитрий Лихачев. После того как в 1995 году монастырские стены покинула войсковая часть, молодой иеромонах Кирилл (Епифанов) в качестве наместника монастыря получил благословение на его восстановление. Поначалу не было ни людей, ни денег. Помощь прихожан в этом многотрудном деле впоследствии была подкреплена содействием попечителей во главе с председателем Счетной палаты Российской Федерации Сергеем Степашиным.

Возрожденный за десять лет Спасо-Преображенский монастырь явил миру свою удивительную красоту. В 2010 году игумен Кирилл был возведен в сан архимандрита.

Неординарный человек, созидатель и подвижник ушел в мир иной в расцвете лет — на 47-м году земной жизни. Знающие люди говорили, что его заветным желанием было навеки остаться здесь, в монастыре, возрожденном им из разрухи. Ему воздали должное по делам его. Архимандрит Кирилл упокоен в каменной напольной нише храма Покрова Пресвятой Богородицы, который находится рядом со Спасо-Преображенским собором, где его отпевали. В соседнем с его захоронением склепе под арочными сводами находится рака с резным изображением Ильи Муромца.

БЫЛИНА СТАЛА БЫЛЬЮ

Еще мальчишкой купил я сборник русских былин — сверкающую глянцем обложки книгу с цветными картинками-миниатюрами. Из этой книги я узнал о подвигах былинных богатырей. Наизусть знал начало былины об Илье Муромце:

«В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич с женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит…»

Для заезжих гостей Илья Муромец — былинный богатырь, а для муромцев это не былина, а быль. Сам богатырь, он же святой преподобный старец Илия Муромец Печерский, восемьсот лет как покоится в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Рака с резным изображением преподобного Илии Муромца была преподнесена в дар Муромскому Спасо-Преображенскому монастырю к 910-летию обители в Ильин день,

2 августа 2006 года. В тот же день она была освящена патриархом Московским и всея Руси Алекси­-

ем II и установлена в Покровском храме монастыря.

В былинах воспеваются ратные подвиги Ильи Муромца: победы над Соловьем-разбойником, Идолищем Поганым, Калин-царем близ Киева и некой черной силой под Черниговом. Конечно, злые вороги пытались погубить богатыря. В 1989 году ведущий специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин провел научное исследование его мощей и по разработанному Герасимовым методу антропологической реконструкции воссоздал облик Ильи Муромца. В результате исследований были выявлены признаки патологических изменений в поясничном отделе позвоночника. Вероятно, в молодости Илья испытывал мучительные боли при движении из-за ущемления нервов спинного мозга. Следы прижизненных переломов ключицы и ребер свидетельствовали о травматическом воздействии предметов, вернее всего, режущего и колющего оружия.

В 1638 году в типографии Киево-Печерской лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк Илье из Мурома, уточняя, что он жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году. Умер Илья в возрасте старше 50 лет — старик по тому времени. Причиной смерти стало ранение копьем в область сердца. Ростом он был около 180 см. Учитывая, что мужчины той эпохи ростом были около 160 см, Илья Муромец выглядел среди них чуть ли не великаном. Судя по сохранившимся костным останкам он имел косую сажень в плечах, то бишь обладал огромной физической силой.

Согласно былинам здоровье и силушку богатырскую Илья обрел благодаря святым старцам — каликам перехожим. В отсутствие родителей они приходят в дом, где Илья лежит-печалится один-одинешенек, и говорят ему: «Поди, молодец, и принеси нам напиться». Поистине великую веру ему надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности из уважения к старцам-каликам попытаться встать.

По вере и воздалось ему. Илья встает и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам», — говорят калики. Он выпивает. «Что ты в себе слышишь?» — «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли!» — «Принеси еще ведро». Илья приносит. «Выпей и это ведро, — говорят ему старцы. — Что в себе слышишь теперь?» «Если бы кольцо ввернуть в землю, — отвечает Илья, — я бы ухватился за него и повернул землю». «Это много, — говорят калики. — Принеси третье ведро». Илья приносит третье ведро. «Выпей», — говорят старцы. Илья выпил, и силы у него стало наполовину меньше. «Будет с тебя и этого», — говорят старцы, определив лимит богатырских сил.

Побывал я на родине Ильи Муромца — в селе Карачарове (ныне это окраина Мурома). Спустился с крутой горки к источнику, откуда Илья воду ведром черпал. Спуститься легко, а вот подняться наверх тяжело. Илья же трижды поднимался по тропинке на гору к своему дому, да еще с полным ведром воды! Сейчас на том месте, где на холме стоял родительский дом Ильи Муромца, установлен большой деревянный крест.

Напился я водицы из святого источника. Дух перевел, плечи распрямил, повел взором в поиске ближайшего дуба, чтобы его руками с корнем вырвать. Но вокруг источника и расположенных рядом с ним часовни преподобного Ильи Муромца и рубленого домика с купелью деревьев нет. Видимо, Илья еще в молодости все дубы вырвал, чтобы положить в основание рубленого Троицкого храма.

Деревянный храм во имя Святой Троицы был построен в XII веке — стало быть, при жизни Ильи Муромца. В 1828 году Свято-Троицкий храм воспроизвели в камне. После революции богоборцы его сокрушили — лишь руины остались. Слава Богу, колокольня уцелела — она сейчас полностью восстановлена. А в храмовой часовне, построенной близ святого источника, находится икона преподобного Илии Муромца Печерского с частицей его святых мощей. По средам в часовне совершается водосвятный молебен. Освященная вода, если в это свято верить, избавляет от многих хворей.

В XXI веке к россиянам пришло осознание нетленности семейных ценностей. Местное почитание святых супругов Петра и Февронии в 2008 году переросло в общенациональный праздник семьи, любви и верности. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники православным покровителям семьи и брака. 8 июля 2009 года в рамках общероссийской программы «В кругу семьи» памятник Петру и Февронии Муромским был установлен в Ярославле на Первомайском бульваре.

Александр СЫСОЕВ, Муром.

На снимке: Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря, главной святыней которого являются мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page