Как за каменной женой. за что мэры так любят тротуарную плитку

По всем городам российским улицы мостят тротуарной плиткой, и это уже не новый, а устойчивый тренд. Мэры городов уверяют, что это красиво. Но заводик по производству плитки часто принадлежит жене мэра, реже — сыну или еще какому-нибудь близкому человеку.

Намерение мэра Москвы Сергея Собянина заменить около 4 млн. квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров на плитку вызвало у москвичей вздох облегчения. Дело не в том, что надоел асфальт. Просто все встало на свои места. За долгие годы правления Юрия Лужкова все как-то привыкли к тому, что у мэра города должна быть жена, а у жены в этом городе — бизнес. А тут как раз есть жена Ирина, которую по месту прежней службы Собянина, в Тюмени, называли Ира Бордюр, потому что ей вроде как принадлежала компания «Аэродромдорстрой», замостившая тюменские площади плиточкой, а дороги обрамившая гранитными бордюрами.

По сообщениям тюменских СМИ, стоимость госзаказов, регулярно получаемых компанией «Аэродромдорстрой», с годами росла внушительными темпами. В 2007 году «Аэродромдорстрой», в то время впервые попавший в список крупнейших непубличных компаний Forbes, получил 22 заказа от ГУТО «Управление автомобильных дорог Тюменской области» более чем на 232 млн. руб., а в 2008 году компании достались 14 заказов на 7,735 млрд. руб.

В 2010 году компания попала под огонь со стороны оппозиционеров: ее обвиняли в значительном превышении сметы строительства первого в Тюмени подземного перехода. По имеющейся у местных СМИ информации, из-за дорогостоящего гранита, которым был отделан переход, на строительство было потрачено около 1 млрд. руб. вместо запланированных 280 млн.

Сегодня группа компаний «Аэродромдорстрой» имеет свои предприятия и производственные базы в Москве, Тюмени, Екатеринбурге, Омске, Смоленске, Магадане, Кировской области и в Республике Мордовия. В Москве помимо главной управляющей компании группы юридически оформлено закрытое акционерное общество (ЗАО) «Аэродромдорстрой-А».

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Коммерческий опыт Ирины Собяниной не мог не заинтересовать аналитиков. Еще осенью 2010 года сотрудники центра антикоррупционных исследований Transparency International порекомендовали Собянину последовать пункту 2 ст. 11 закона N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и официально заявить о неизбежном конфликте интересов.

Суть этой статьи закона заключается в том, что любой государственный и муниципальный служащий обязан письменно уведомить своего непосредственного начальника о ситуации, при которой личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение служебных обязанностей. У Сергея Собянина такая ситуация возникает всякий раз, когда от мэра требуется принятие любого решения, так или иначе связанного со строительством или ремонтом дорог.

Эксперты Transparency International были уверены в том, что Собянин прислушается к их мнению и создаст экспертный совет, утверждающий все его решения, связанные с дорожным строительством. Хотя бы для того, чтобы выгодно отличаться от Юрия Лужкова, деятельность жены которого была одним из основных обвинений экс-мэра столицы. Однако этого не произошло.

«Сейчас у мэра все же нет иного выхода, кроме как предоставить совету по противодействию коррупции и комитету по соблюдению этических норм право последнего слова в решениях об исполнителях проекта по укладке тротуарной плитки, — уверена Елена Панфилова, генеральный дирек-тор центра антикорруп-ционных исследований Transparency International. — К счастью, намерения Собянина уже получили довольно широкую огласку, а это значит, что каждый его шаг в этом направлении будет тщательно отслеживаться не только нами, но и государственными контролирующими органами».

По ее словам, в решении мэра замостить плиткой около четверти пешеходного пространства Москвы не будет ничего предосудительного только в том случае, когда станет очевидно, что проект осуществляется на конкурсной основе под наблюдением независимой комиссии.

В ТРЕНДЕ

На наш взгляд, борцы с коррупцией напрасно так набросились на эту историю с плиткой, уделяя особое внимание мэру Собянину и его жене. Они ведь не исключение. Последние несколько лет собственный плиточный заводик для многих семей российских мэров стал тем, что модники называют must have (то, что должно быть у каждого, попросту говоря). И уж совсем было бы странно, если б вдруг Москва взяла да и выписалась из тренда.

«Почти что в любом городе за последние несколько лет асфальт меняли на плитку, и везде существует миф о том, что это плитка с заводика мэра, — говорит много колесящий по России руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Хотя в большинстве случаев это, похоже, правда». «У меня в последнее время такое развлечение — приезжаю в новый город и спрашиваю у местных жителей, не потому ли у них везде плитка, что ее производит родственник мэра. Все поражаются моей прозорливости и спрашивают, откуда я узнал», — пишет в своем блоге владелец одной из региональных строительных фирм. «Это не новый тренд, — подчеркивает Михаил Виноградов. — Если попытаться описать волны мэрского бизнеса, то сначала была, пожалуй, выдача разрешений на ведение бизнеса, потом — продажа объектов недвижимости, затем — дорожное строительство, включая плитку, а сегодняшняя их любимая кормушка — создание управляющих компаний в ЖКХ».

ХОРОШИЙ ВЫБОР

Следует, однако, отметить, что в замене асфальта на плитку помимо коррупционной логики есть и другая, гуманистическая. Ведь плитка, как уверяют специалисты, более экологична, износоустойчива, красива, наконец. «Ее можно красить, — убеждает заместитель директора направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев. — За рубежом уже давным-давно используют разноцветную плитку на тротуарах — одним цветом выделяется полоса для пешеходов, другим — для велосипедистов. И служить она может гораздо дольше асфальта. При правильном производстве и грамотной укладке плитке не страшны ни сырость, ни перепады температуры».

Важна последняя оговорка — про правильное производство и укладку. Срок службы отечественного асфальта, как известно, чудовищно недолог, но и плитка у нас почему-то недолговечна. Владельцы строительных фирм в тех городах, где мэры — первоукладчики плитки уже оставили свои кресла, радуются, что не сидят без заказов: выяснилось, что и плитку можно перекладывать ежегодно. «Мало того что некоторые строители кладут плитку некачественно и потом приходится за ними все переделывать, так еще и местные службы ЖКХ абсолютно не умеют с ней обращаться», — сетует директор сибирской строительной фирмы. Он рассказывает, что, например, в одном из городов этой зимой для борьбы с обледенением улиц наняли бригаду таджиков, которые «за два дня и минимальный откат» действительно разломали и вывезли за город весь образовавшийся на тротуарах лед. Правда, вместе с новой керамической плиткой.

Жители «плиточных» городов радуются обретенной красоте только летом. «Да, конечно, плитку положили, город прямо преобразился. Осенью — никаких тебе луж, все сухо и чисто. Но зимой… не тротуар, а телепередача «Звезды на льду». Слой льда на этой плитке чуть ли не толще, чем на речке», — жалуется блогер из Челябинска.

Зато «осметить» плиточные деньги можно гораздо проще и масштабнее, чем асфальтовые. Себестоимость тротуарной плитки ничтожна, а спрос довольно высокий, особенно если его подстегнуть из мэрии. Поэтому, будучи владельцем или негласным контролирующим лицом завода по производству плитки, можно тратить мало, а зарабатывать много, абсолютно правильно и объективно заполняя строительные сметы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page