О пользе отрицательных эмоций

Наша жизнь наполнена событиями, и далеко не все они способны нас порадовать. Скорее наоборот. Многое из происходящего мы воспринимаем негативно, и это наполняет наши души отрицательными эмоциями. А когда негатива в жизни слишком много, можно вообще сойти с ума. Или нельзя?

НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ СТРАХА

Самая распространенная и самая значимая из наших отрицательных эмо­ций — это, конечно же, страх. Как говорил в свое время великий Франклин Делано Рузвельт, «нет ничего страшнее страха», и в этом он совершенно прав. Страх, полностью овладевший человеком, парализует его  волю, лишает способности к сопротивлению и в конечном счете приводит к поражению и гибели. Как известно, в любом конфликте или поединке, будь то банальная уличная драка или вооруженное столкновение международных масштабов, побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто ничего не боится и готов идти до конца. Психопатизированные личности порой достигают немалых успехов в жизни благодаря тому, что в критических ситуациях в отличие от остальных не чувствуют страха и боли.

Преодолев страх, можно выжить, оказавшись в самом безнадежном положении. Но люди, которым это удавалось, чаще всего признаются, что страх они испытывали, просто контролировали его, не позволяя ему целиком подчинить себя. В этом плане уместно вспомнить высказывание еще одного весьма авторитетного персонажа — самого знаменитого сыщика всех времен и народов сэра Шерлока Холмса: «Пренебрежение реально существующей опасностью является скорее признаком глупости, чем храбрости». Страх — это древнейшая из эмоциональных реакций, доставшаяся человеку от его далеких биологических предков, не наделенных даже относительным подобием интеллекта. Страх помогал им выжить: вовремя почуять угрозу и соответственно отреагировать на нее. То же происходит и сегодня в нашей цивилизованной жизни на бытовом, профессиональном, социальном и глобально-политическом уровнях.

Чувство страха лежит в основе всех без исключения мировых религий, даже самых мудрых и гуманных. Человек старается не совершать поступков, считающихся греховными, в первую очередь потому, что боится кары Всевышнего. Духовность, человеколюбие, понимание высших истин — это всего лишь словесная оболочка для самого простого и логичного объяснения нашего поведения. Не случайно людей, ведущих себя в соответствии с религиозными заповедями, называют богобоязненными.

В мирской жизни о них же принято говорить как о законопослушных, что в принципе одно и то же. Тут все еще проще, ясней и циничней. Не будь страха перед суровым и неотвратимым наказанием (которое в реальности может быть далеко уж не столь неотвратимым), перед соблазнами всем нам устоять было бы сложней. Люди бы гораздо чаще садились за руль в нетрезвом виде, наносили друг другу несовместимые с жизнью повреждения и с куда меньшим уважением относились бы к чужой собственности. Так что без особого преувеличения можно сказать, что именно страх не в последнюю очередь делает человеческое общество относительно организованным и упорядоченным, а людей — в той или иной мере наделенными чувством ответственности.

НО КАК НА СВЕТЕ

БЕЗ ТРЕВОГ ПРОЖИТЬ

Когда мы говорим, что испытываем страх, то имеем в виду, что боимся какой-то конкретной угрозы, а если боимся чего-то неопределенного, это называется тревогой. Среди психических расстройств непсихотического уровня (то есть присущих не душевнобольным, а нормальным людям) тревога занимает видное место, и фармацевтические компании на этом неплохо зарабатывают. Человек, страдающий тревожным расстройством, лишается полноценного сна и покоя, он постоянно ждет от жизни каких-то неприятностей, причем тем тревожнее становится на душе, чем дольше они не происходят. Такое состояние изматывает, создает почву для возникновения гипертонии, стенокардии, подчас способствует быстрому возникновению лекарственной, алкогольной или даже наркотической зависимости.

Книга под названием «Как перестать тревожиться и начать жить» вот уже многие годы является настольным пособием каждого серьезного психотерапевта. Но что было бы со всеми нами, если бы кто-то действительно раз и навсегда избавил нас от тревоги?

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни», — писал поэт столетие назад, но так ли это на самом деле? Жить без тревоги — это значит совершать поступки, абсолютно не задумываясь об их последствиях. Тревога мобилизует психику человека, держит ее в состоянии готовности быстро и адекватно отвечать на вызовы судьбы, правильно реагировать на экстремальные ситуации, заставляет быть осторожными и предусмотрительными, заранее продумывая варианты действий «на всякий случай». И если этот случай не происходит, наступает облегчение, хотя и ненадолго. Для тревоги не нужны поводы, но и слишком расслабляться в мире, полном проблем и потенциальных неприятностей, — значит невольно притягивать их к себе.

РЕЖИМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Психиатры, занимающиеся лечением тревожных расстройств, любят говорить, что тревога — это тоска, обращенная в будущее. Это и так, и не так одновременно. Тревога бывает, когда ничего или почти ничего плохого еще не произошло, а тоска — после того, как это случилось. Тревога, если она не достигает степени паники, мобилизует и активизирует, тоска же, напротив, повергает в уныние и бездействие. Тоскливый аффект наряду с апатией, мыслительной и двигательной заторможенностью является одним из компонентов так называемой депрессивной триады. Против проявлений депрессии, пожалуй, придумано больше лекарств, чем против всех остальных психических расстройств, вместе взятых, только вот всегда ли они действительно необходимы пациентам? Вполне естественно, что человек, переживший психическую травму, потерявший кого-то из близких, работу, имущество, источник средств к существованию, находится в подавленном состоянии, замыкается в себе и не стремится к какой-либо деятельности. Он в такой ситуации просто не может беззаботно смеяться, быть общительным, а оставаться энергичным, когда эту энергию применить некуда, ему вообще незачем. В этом плане можно рассматривать состояние депрессии как своеобразный «режим энергосбережения», который необходим психике для адаптации к новым жизненным реалиям, определения новых целей, ценностей и выработки способов их достижения.

Конечно, депрессия не такая уж безобидная штука, особенно если она сопровождается чувством вины. У психологов есть расхожее выражение о том, что «чувство вины разрушает личность». В каких-то случаях это действительно так — порой дело может дойти и до суицида. Но само по себе чувство вины — эмоция вовсе не патологическая, и присуще оно абсолютно всем, кроме самых отчаянных отморозков. Верующие люди чувствуют себя виноватыми перед Богом, дети — перед уходящими из жизни родителями, и это абсолютно нормально. Если бы чувства вины не существовало, мы бы поступали по отношению друг к другу куда более жестоко и цинично, не было бы таких понятий, как долг, совесть, уважение, любовь, наконец. В отличие от страха, который испытывают и животные, вина — это чисто наше, человеческое, очищающее и возвышающее душу гораздо чаще, чем разрушающее ее…

НА ОБИЖЕННЫХ

НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ

Обида — эмоция прямо противоположная по своей сути. Ее как-то обычно не принято воспринимать всерьез. Демонстрирующих свою обиду людей считают инфантильными, еще не окончательно избавившимися от детского стереотипа поведения. «На обиженных воду возят», — говорит старая русская пословица. Между тем не все так просто. Не стоит спешить обижаться в душе на тех, кто обиделся на нас открыто. Обижаются только на людей эмоционально значимых, близких, так что, если на вас обиделись, значит, к вам неравнодушны. Проявляя обиду, человек тем самым пытается дать вам понять, что вы поступили с ним неправильно и несправедливо, и зачастую это действительно так. Благодаря услышанному мы осознанно или неосознанно корректируем свое поведение, что помогает избежать более серьезных ошибок и конфликтов.

ПАРАНОИКА

НЕ ПРОВЕДЕШЬ

Подозрительность, недоверчивость, в некоторых случаях достигающие степени параноидности, делают человека неуживчивым, малоприятным в общении, неспособным строить долгосрочные, доверительные отношения с окружающими. Параноики во всем ищут подвох, достают своими склоками и жалобами родственников, соседей и людей, которым с ними приходится общаться по долгу службы. Они подозревают почтальона в том, что выдает им пенсию фальшивыми купюрами, кассира — в том, что обсчитывает, приходящих в гости детей и внуков — в том, что те тайком отсыпают себе сахар и крупу и отливают растительное масло…

Но с другой стороны, людей с параноидным складом характера крайне редко могут поймать на удочку мошенники разного рода. Они не пустят в дом псевдосотрудниц собеса переписать номера купюр перед якобы начинающимся их обменом, не купят ненужные чудо-вещи, выложив за них всю имеющуюся в доме наличность, не станут жертвами риэлторов-аферистов. К тому же психиатры давно заметили, что параноики гораздо дольше сохраняют хорошую память, чем люди благодушные и доверчивые.

ЮПИТЕР ВСЕГДА ПРАВ

«Юпитер, ты гневаешься — значит ты не прав», —  говорили древние. И действительно, бурные вспышки гнева, сопровождающиеся истерическими выкриками и угрозами, считаются проявлением дурного тона, свойственного людям слабым и не обладающим реальным влиянием. Истинные авторитеты самые жесткие фразы произносят спокойным тоном, порой даже тише обычного, чтобы заставить собеседника к себе прислушиваться. Но так они поступают только на публике. В повседневных же ситуациях без раздражения и ворчливости не обходится ни один человек. Если бы мы все всегда копили в себе и никогда не выплескивали на окружающих, то давно бы поумирали от инсультов и инфарктов. Слишком спокойное поведение человека в не располагающей к этому ситуации несет определенную угрозу для его здоровья. Так, приближенные сэра Уинстона Черчилля начинали всерьез волноваться, не заболел ли он, не слыша его раздраженного ворчания по любому поводу и без таковых.

Следует иметь в виду, что после аффективных вспышек люди на какое-то время успокаиваются и становятся очень покладистыми. Приносить документы на подпись боссам и просить денег у родителей лучше всего именно в это время…

НЕНАВИСТЬ РОДИЛАСЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК

Ненависть, безусловно, самая отрицательная из отрицательных эмоций.

Но не зря говорится, что она родилась раньше, чем человек. Ненависть затмевает наш разум и заставляет совершать серьезные, порой гибельные ошибки. Не зря мудрые сицилийцы любят повторять, что месть — это блюдо, которое следует употреблять холодным, а персонажи мафиозных фильмов, прежде чем прикончить своего противника контрольным выстрелом, произносят ставшую уже традиционной фразу: «Прости, ничего личного». Словом, слишком сильно ненавидеть кого-то себе дороже.

Но с другой стороны, кто знает, не заполняй эта самая ненависть сердца миллионов наших людей, смогли бы они победить фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне? В мирной же жизни за ненависть нередко принимается чувство соперничества, привязывающее противников друг к другу так сильно, что, когда один из них выходит из игры, оставшийся вместо ожидаемой радости испытывает чувство невосполнимой утраты. Все-таки нельзя не признать, что «образ врага» является одним из самых гениальных изобретений политтехнологов в истории человечества. Что бы мы делали в этой жизни, если бы ни на кого нельзя было показать пальцем как на источник проблем и неудач?

ЭЙФОРИЯ

СТРАШНЕЕ ВСЕГО

Возможно, впали бы в нескончаемую депрессию, а возможно, в какое-то другое патологическое аффективное состояние. Но это не самое страшное. Психиатры убеждены, что наиболее опасным психическим состоянием  для любого человека является эйфория, пребывая в которой он теряет чувство реальности и совершает все мыслимые и немыслимые глупости: проигрывает все, что имеет, садится пьяным за руль, тратит заработанное на совершенно ненужные вещи, берет кредиты, с которыми не способен расплатиться до конца жизни, приводит к себе в дом совершенно незнакомых людей…

Так что, дорогие читатели, плохого вам настроения и отрицательных эмоций! Тревожьтесь, волнуйтесь, обижайтесь, мучайтесь чувством вины, страдайте болезненной подозрительностью, гневайтесь и раздражайтесь! Только так вы сможете прожить по-настоящему долгую и счастливую жизнь…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page