Водители в возрасте за…

Всякий раз, когда где-либо случается серьезное дорожно-транспортное происшествие с участием пожилого водителя, в обществе возобновляется дискуссия о том, до какого возраста можно разрешать человеку управлять автомобилем и какими должны быть критерии пригодности к осуществлению этого вида деятельности.

ОДИН из самых свежих примеров, делающих этот вопрос актуальным, — инцидент с 74-летним писателем Эдвардом Радзинским, выехавшим на встречную полосу, в результате чего сам он оказался в больнице, а пассажирка авто, в которое он врезался, погибла. Несколько лет назад у нас в Ярославской области водителю-пенсионеру, бывшему высокопоставленному сотруднику правоохранительных органов, стало плохо с сердцем на железнодорожном переезде, в результате произошло столкновение поезда с его автомобилем. В связи с происшествием движение по Северной железной дороге между Москвой и Ярославлем было остановлено почти на полдня, но самому виновнику чрезвычайной ситуации было уже все равно…

Самый же вопиющий случай имел место во Флориде — штате, где живет больше всего американских пенсионеров. Один из них, 80-летний старик, как выяснилось впоследствии, страдавший слабоумием, перепутал тормоз с газом и на полном ходу врезался в толпу людей на стоянке у супермаркета. Перепугавшись, что же он наделал, горе-водитель еще сильнее стал давить на газ крутить руль в разные стороны. Печальный итог этого происшествия — десять насмерть задавленных людей и примерно вдвое больше получивших травмы различной степени тяжести. Но за это убийца с синдромом Альцгеймера отделался условным сроком и штрафом в… 10 тысяч долларов — по тысяче за каждую загубленную жизнь, поскольку был признан невменяемым.

Дело в том, что в Соединенных Штатах так же, как и в большинстве европейских стран, практически нет системы регулярного медицинского обследования водителей. Считается, что сам человек несет ответственность за то, в каком состоянии он садится за руль. В ряде штатов при получении прав достаточно заполнить анкету с вопросами типа: «Не страдаете ли вы психическими заболеваниями?», «Не употребляете ли вы наркотики?», «Нет ли у вас проблем, связанных с чрезмерным пристрастием к алкоголю?» Если вы ответили на них правильно, никаких препятствий для допуска к вождению нет.

Единственным врачом, который может освидетельствовать кандидата на продление водительских прав, там является окулист, от осмотра которого можно отказаться. Но в этом случае приходится отказываться и от автомобиля. У нас к этому делу всегда подходили строже, по крайней мере на бумаге. Шоферские комиссии существовали еще в Советском Союзе, и в их состав входило не менее четырех врачей различных специальностей. Каждая из них имела право выдавать справки собственного образца, за которые несла ответственность. Но по мере того, как возрастало число автомобилей, увеличивалось и количество комиссий. В погоне за клиентом некоторые шли на серьезные послабления и нарушения, стали появляться и откровенно поддельные справки, пик выявления которых в нашей области пришелся на вторую половину прошлого десятилетия.

Ситуация грозила выйти из-под контроля, и порядок в работе водительских комиссий стал наводиться еще до принятия федерального закона на этот счет, вступившего в силу в ноябре 2010 года. Почти за два года до этого шоферские справки стали документами строгой отчетности, и возможность заочного прохождения комиссии, которую практиковали особо занятые люди, была сведена к нулю. Вместо справки из психдиспансера «на учете не состоит» предусмотрен обязательный личный осмотр у психиатров с заведением контрольной карточки.

Сейчас же таких справок вообще не выдается. Есть единый документ, на котором должны поставить подписи все доктора, участвующие в шоферской комиссии, включая психиатра и нарколога. Если хоть одной подписи нет, человек считается не допущенным к вождению. Срок действия справки нынешним законом не оговаривается, в то время как раньше после 55 лет он составлял 2 года, а после 65 — всего 1. Сейчас это отводится на усмотрение шоферской комиссии. Если хотя бы один из врачей решит, что справку можно выдать только на год, такое решение и будет окончательным.

Четкий список диагнозов, при которых садиться за руль противопоказано, заметно облегчил работу докторам, хотя отказывать людям, имеющим солидный водительский стаж, все равно трудно и психологически неприятно. Раньше большая часть такого рода отказов приходилась на долю психиатров. Теперь же ситуация изменилась. Давно уже в психдиспансере не встретишь дедушек, гневно постукивающих палками и громогласно требующих, чтобы им не запрещали водить автомобиль: «Я в войну танком управлял, а вы мне машину не разрешаете! Я жаловаться на вас буду!» Представителей этого поколения практически уже не осталось, а тех, кто чуть моложе, останавливают на подступах к психиатрическому кабинету в основном терапевты и окулисты, поскольку практически у всех в таком возрасте повышенное давление и плохое зрение. Если же люди в возрасте 70 лет и старше все-таки успешно проходят всех специалистов, то это те, чей внешний облик не вполне соответствует паспортному возрасту.

Грань между состояниями психики, при котором можно водить и при котором нельзя, в известной степени условна, но тем не менее она существует. Любое снижение интеллекта, называемое психоорганическим синдромом, уже прямое противопоказание, так же, как и наличие эпиприпадков или эпизодов расстроенного сознания. Более же мягкая форма возрастных изменений — астеноорганический синдром —  встречается практически у всех доживших до пенсии. Тут все зависит от степени выраженности расстройств памяти и внимания. Если она легкая, то водить можно, если средняя или высокая — нет. И тут уж обижаться, давить на жалость, а тем более требовать и угрожать абсолютно бесполезно. Врачи не придумывают диагноз. Они всего лишь его констатируют. Самым же наглядным показателем качества работы шоферской комиссии является количество обоснованных отказов. Шоферская — это фильтр, через который не должны проходить потенциально опасные водители.

Можно не сомневаться, что происшествий на дорогах по вине отъездивших свое старичков благодаря новым правилам станет меньше, а дебилов, шизофреников и эпилептиков за рулем не будет вообще, но хотелось бы, чтобы и эмоционально неуравновешенным личностям, склонным к импульсивным поступкам, чреватым серьезными последствиями, в каком бы возрасте они ни находились, был тоже поставлен надежный заслон. Пока же по их поводу авторы документа не высказали достаточно четкой позиции…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page