Всякий раз, когда где-либо случается серьезное дорожно-транспортное происшествие с участием пожилого водителя, в обществе возобновляется дискуссия о том, до какого возраста можно разрешать человеку управлять автомобилем и какими должны быть критерии пригодности к осуществлению этого вида деятельности.
ОДИН из самых свежих примеров, делающих этот вопрос актуальным, — инцидент с 74-летним писателем Эдвардом Радзинским, выехавшим на встречную полосу, в результате чего сам он оказался в больнице, а пассажирка авто, в которое он врезался, погибла. Несколько лет назад у нас в Ярославской области водителю-пенсионеру, бывшему высокопоставленному сотруднику правоохранительных органов, стало плохо с сердцем на железнодорожном переезде, в результате произошло столкновение поезда с его автомобилем. В связи с происшествием движение по Северной железной дороге между Москвой и Ярославлем было остановлено почти на полдня, но самому виновнику чрезвычайной ситуации было уже все равно…
Самый же вопиющий случай имел место во Флориде — штате, где живет больше всего американских пенсионеров. Один из них, 80-летний старик, как выяснилось впоследствии, страдавший слабоумием, перепутал тормоз с газом и на полном ходу врезался в толпу людей на стоянке у супермаркета. Перепугавшись, что же он наделал, горе-водитель еще сильнее стал давить на газ крутить руль в разные стороны. Печальный итог этого происшествия — десять насмерть задавленных людей и примерно вдвое больше получивших травмы различной степени тяжести. Но за это убийца с синдромом Альцгеймера отделался условным сроком и штрафом в… 10 тысяч долларов — по тысяче за каждую загубленную жизнь, поскольку был признан невменяемым.
Дело в том, что в Соединенных Штатах так же, как и в большинстве европейских стран, практически нет системы регулярного медицинского обследования водителей. Считается, что сам человек несет ответственность за то, в каком состоянии он садится за руль. В ряде штатов при получении прав достаточно заполнить анкету с вопросами типа: «Не страдаете ли вы психическими заболеваниями?», «Не употребляете ли вы наркотики?», «Нет ли у вас проблем, связанных с чрезмерным пристрастием к алкоголю?» Если вы ответили на них правильно, никаких препятствий для допуска к вождению нет.
Единственным врачом, который может освидетельствовать кандидата на продление водительских прав, там является окулист, от осмотра которого можно отказаться. Но в этом случае приходится отказываться и от автомобиля. У нас к этому делу всегда подходили строже, по крайней мере на бумаге. Шоферские комиссии существовали еще в Советском Союзе, и в их состав входило не менее четырех врачей различных специальностей. Каждая из них имела право выдавать справки собственного образца, за которые несла ответственность. Но по мере того, как возрастало число автомобилей, увеличивалось и количество комиссий. В погоне за клиентом некоторые шли на серьезные послабления и нарушения, стали появляться и откровенно поддельные справки, пик выявления которых в нашей области пришелся на вторую половину прошлого десятилетия.
Ситуация грозила выйти из-под контроля, и порядок в работе водительских комиссий стал наводиться еще до принятия федерального закона на этот счет, вступившего в силу в ноябре 2010 года. Почти за два года до этого шоферские справки стали документами строгой отчетности, и возможность заочного прохождения комиссии, которую практиковали особо занятые люди, была сведена к нулю. Вместо справки из психдиспансера «на учете не состоит» предусмотрен обязательный личный осмотр у психиатров с заведением контрольной карточки.
Сейчас же таких справок вообще не выдается. Есть единый документ, на котором должны поставить подписи все доктора, участвующие в шоферской комиссии, включая психиатра и нарколога. Если хоть одной подписи нет, человек считается не допущенным к вождению. Срок действия справки нынешним законом не оговаривается, в то время как раньше после 55 лет он составлял 2 года, а после 65 — всего 1. Сейчас это отводится на усмотрение шоферской комиссии. Если хотя бы один из врачей решит, что справку можно выдать только на год, такое решение и будет окончательным.
Четкий список диагнозов, при которых садиться за руль противопоказано, заметно облегчил работу докторам, хотя отказывать людям, имеющим солидный водительский стаж, все равно трудно и психологически неприятно. Раньше большая часть такого рода отказов приходилась на долю психиатров. Теперь же ситуация изменилась. Давно уже в психдиспансере не встретишь дедушек, гневно постукивающих палками и громогласно требующих, чтобы им не запрещали водить автомобиль: «Я в войну танком управлял, а вы мне машину не разрешаете! Я жаловаться на вас буду!» Представителей этого поколения практически уже не осталось, а тех, кто чуть моложе, останавливают на подступах к психиатрическому кабинету в основном терапевты и окулисты, поскольку практически у всех в таком возрасте повышенное давление и плохое зрение. Если же люди в возрасте 70 лет и старше все-таки успешно проходят всех специалистов, то это те, чей внешний облик не вполне соответствует паспортному возрасту.
Грань между состояниями психики, при котором можно водить и при котором нельзя, в известной степени условна, но тем не менее она существует. Любое снижение интеллекта, называемое психоорганическим синдромом, уже прямое противопоказание, так же, как и наличие эпиприпадков или эпизодов расстроенного сознания. Более же мягкая форма возрастных изменений — астеноорганический синдром — встречается практически у всех доживших до пенсии. Тут все зависит от степени выраженности расстройств памяти и внимания. Если она легкая, то водить можно, если средняя или высокая — нет. И тут уж обижаться, давить на жалость, а тем более требовать и угрожать абсолютно бесполезно. Врачи не придумывают диагноз. Они всего лишь его констатируют. Самым же наглядным показателем качества работы шоферской комиссии является количество обоснованных отказов. Шоферская — это фильтр, через который не должны проходить потенциально опасные водители.
Можно не сомневаться, что происшествий на дорогах по вине отъездивших свое старичков благодаря новым правилам станет меньше, а дебилов, шизофреников и эпилептиков за рулем не будет вообще, но хотелось бы, чтобы и эмоционально неуравновешенным личностям, склонным к импульсивным поступкам, чреватым серьезными последствиями, в каком бы возрасте они ни находились, был тоже поставлен надежный заслон. Пока же по их поводу авторы документа не высказали достаточно четкой позиции…