Пришельцы пришлись ко двору и по вкусу

Чуть более полутора десятилетий назад в Рыбинское водохранилище вселилась черноморско-каспийская килька. Она восстановила утраченное звено в пищевой цепочке хищников подводного мира. Этот пример мудрости природы, которая спешит на выручку своим творениям, заинтересовал Дмитрия Карабанова — научного сотрудника лаборатории экологии рыб Института биологии внутренних вод РАН имени И. Д. Папанина. А его исследовательский проект «Эколого-генетические механизмы адаптаций чужеродных видов рыб в пресноводных экосистемах европейской части России» заинтересовал взыскательную конкурсную комиссию и в 2011 году получил государственную поддержку в виде президентского гранта.

СКАЗКА ЛОЖЬ,

ДА В НЕЙ НАМЕК

Давайте-ка вспомним пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке».

«Старик ловил неводом рыбу…

Раз он в море закинул невод — пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод — пришел невод с травою морскою. В третий раз он закинул невод — пришел невод с одной рыбкой, с не простою рыбкой — золотою».

Вот так же семнадцать лет назад специалист-ихтиолог лаборатории экологии рыб Института биологии внутренних вод РАН Юрий Слынько ловил в Рыбинском водохранилище рыбу. Только не неводом он ловил, а тралил с борта научного судна «Академик Топчиев». И пришел трал с рыбкой не простой. Правда, не золотой, а серебристой. Но удивился ей ученый не меньше, чем пушкинский старик говорящей золотой рыбке. Каспийская килька в Рыбинском море — это была сенсация!

В Рыбинском море щука, судак, окунь и прочие хищные рыбы кормились главным образом корюшкой, или по-народному снетком. Разнообразие в рацион хищников вносили ерши, пескари, уклейки, прочая рыбная мелочь, в том числе гостья из северных рек ряпушка. Но снеток был главным блюдом. Это стабильно показывал научный лов рыбы, который осуществляли в Рыбинском море специалисты-ихтиологи с начала 70-х годов. В девяностых годах доля снетка в общем научном улове превышала 90 процентов.

И вдруг в середине девяностых годов снеток исчез из водохранилища. Он не вымер, а почувствовав себя некомфортно в воде Рыбинского моря, прогревшейся под воздействием глобального потепления, ушел в северные реки — туда, где прохладнее. С исчезновением снетка оборвалось важное звено в кормовой цепочке хищников.

Пришедшая с юга тюлька его восстановила.

Окончание на 3-й стр.

На снимке: Дмитрий Карабанов — молодой ученый Института биологии внутренних вод РАН удостоен гранта президента РФ на проведение научных исследований по рыбам-вселенцам.

НАУЧНЫЙ КОНЕК ДМИТРИЯ КАРАБАНОВА

Пожалуй, сегодня в академгородке в Борке никто лучше Дмитрия Карабанова не знает об этой рыбе-вселенце. В 2010 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Генетика биохимической адаптации черноморско-каспийской тюльки и расширение ареала», а в этом году 32-летний кандидат биологических наук в числе пяти ярославских ученых добился гранта президента России в размере 600 тысяч рублей на проведение научных исследований в течение двух лет. Это ли не свидетельство важности дела, которым он занимается?

Дмитрий устроил мне экскурсию по музею-аквариуму, который находится в ихтиологическом корпусе, там же, где и его рабочее место. Рассматривая обитателей подводного мира, я, честно говоря, недоумевал, почему его научным коньком стала невзрачная на вид тюлька. Там есть красавцы, которые так и просятся для исследования. Основу экспозиции музея составляет коллекция «Рыбы Волги»: щука, жерех, окунь, карась, налим, сом, судак, карп и прочие фавориты рыбаков. А чем не объект для изучения благородные осетровые рыбы — русский осетр, стерлядь, белуга, бестер — гибрид стерляди и белуги? Экзотики захотелось — пожалуйста, пресноводная ихтиофауна тропических и субтропических стран, включая кровожадных пираний. Ан нет, как увлекся десять лет назад выпускник факультета биологии и экологии Ярославского госуниверситета имени Демидова Дмитрий Карабанов черноморско-каспийской килькой (под таким названием она известна за рубежом), или тюлькой (это ее отечественное название), так и остался ей верен.

Сказка странствий этой маленькой рыбки весьма поучительна в свете взаимоотношений человека и природы.

ТИХОЕ ВТОРЖЕНИЕ

При наполнении шлюзовой камеры вода бурлит, бьет ключами, поднимая рыбешку к поверхности из глубины. Это время пиршества для прожорливых чаек. С пронзительными криками они устремляются вниз, на лету выхватывая из воды серебристых рыбок. Вот они-то, волжские чайки, первыми заметили и попробовали на вкус пришельцев, которые целым косяком — несколько тысяч особей — проникли в Рыбинское водохранилище чуть более полутора десятилетий назад.

Хоть и называют эту рыбу черноморско-каспийской килькой, но пришла она в Рыбинское море не из моря-озера Каспия, не из опресненного Азовского моря, а со средней Волги. Примерно двадцать тысяч лет назад волны древнего Каспийского моря плескались там, где «огней так много золотых на улицах Саратова». Со временем море отступило, сократившись до нынешних размеров, а в саратовских затонах осталась тюлька, которая приспособилась жить в пресной озерной воде. Жила она там, не высовываясь, вплоть до конца 60-х годов прошлого века.

А ПОТОМ СЛУЧИЛОСЬ

ВОТ ЧТО

В 1967 — 1968 годах Саратовское водохранилище поглотило озерца-затоны, где тысячелетиями обитала тюлька, обеспечив ее просторной «жилплощадью». В новых условиях численность этой селедочки многократно возросла. И началось великое переселение. Косяки расплодившейся тюльки двинулись вниз по течению — в Волгоградское водохранилище и вверх по течению — в гигантское Куйбышевское водохранилище, где она надолго задержалась. Между Куйбышевским и Горьковским водохранилищами сохранился проточный участок Волги, ставший для нее непреодолимой преградой. Но в 1982 году с созданием Чебоксарского водохранилища река Волга была окончательно зарегулирована и тюльке был открыт путь на север.

А как же шлюзы? Оказывается, при шлюзовании судов и проходили нерестовые косяки тюльки из водохранилища в водохранилище.

— Чтобы создать популяцию тюльки в Рыбинском водохранилище, нужно было проникнуть туда не менее четырем тысячам особей, — считает Дмитрий Карабанов.

Это не так-то и много — ведро рыбы, грубо говоря. Ведра тюльки хватило для заселения водохранилища.

О том, что рыбы-вселенца в Рыбинском море много, стало известно в 2000 году с возобновлением выходов научных судов в водохранилище. Доля ее в научных уловах составила 80 — 90 процентов, в 2007 и 2008 годах — до 99 процентов. Это сейчас самая массовая рыба в толще воды Рыбинского водохранилища.

— А как на пришлую рыбу отреагировали местные хищники? — поинтересовался я у Дмитрия Павловича

— Хищная рыба ее полюбила, — в его словах прозвучал юмор. — Доля тюльки в питании судака и окуня оставляет 50 процентов, чуть меньше, в пределах 30 процентов, ее доля в питании щуки, берша и налима. Тюлька заняла свою нишу в Рыбинском водохранилище. Это пример удачного вселения.

СТОЙ, КТО ПЛЫВЕТ?

На гербе Рыбинска красуются две стерляди. Герб был учрежден в 1778 году — спустя год после присуждения Рыбной слободе статуса города по указу матушки-императрицы Екатерины II.

Не просто так стерляди оказались на городском гербе — веками ловили здесь эту рыбу в изобилии и поставляли к государеву столу. Приходили нереститься на Верхнюю Волгу русский осетр, севрюга и белуга. Ловили здесь также ныне редкостную белорыбицу. Писали, что клали белорыбицу на телегу, а хвост по земле волочился — вот какие рыбины попадались.

Пытались стерлядь заселить в Рыбинское водохранилище, но толку от этого не было. Жить она живет, но не размножается. С созданием водохранилища ушли под воду галечные косы — нерестилища стерляди. Прекратят молодь стерляди выпускать в водохранилище (этим занимаются под Череповцом), и она как вид исчезнет в рукотворном море.

С тюлькой получилось замечательно: она пришлась ко двору и по вкусу. Ну а кому еще сегодня можно адресовать вопрос: «Куда плывешь?» И, главное, чего ожидать от вселенцев?

В 2008 году участники научной экспедиции ИБВВ РАН впервые обнаружили в Рыбинском водохранилище пресноводных медуз. По мнению младшего научного сотрудника лаборатории эволюционной экологии Ирины Сергеевой, полипы, из которых в условиях жаркого лета развились медузы, попали сюда с балластными водами судов класса «река-море». За последние десять лет в Рыбинском водохранилище были выловлены три китайских мохнаторуких краба — это тоже гостинец от транзитных судов. Еще один претендент на вселение — это бычок-цуцик. Со второй половины XX века бычок-цуцик завоевывает новые места обитания, постоянно продвигаясь вверх по Волге. До Липецкой области расселился амурский чебачок — злостный икроед.

Есть пословица: в тихом омуте черти водятся. В тихих заводях Ярославской области на роль чертей сегодня претендует ротан — экспериментально завезенная полвека назад учеными в Подмосковье дальневосточная рыба. Ротана, образно говоря, упустили из виду, и он быстро расселился по Центральной России вплоть до Архангельской области.

Дмитрий Карабанов видел ротанов на их родине — в Приамурье. Там они совсем малы — редко достигают 10 — 15 сантиметров, весят в пределах 200 — 300 граммов. Не до жиру, быть бы живу, когда тебя прессуют тамошние многочисленные хищники. В прудах европейской России врагов у ротанов почти нет. Поэтому они у нас хорошо нагуливают вес. В Вареговских карьерах Ярославской области был выловлен ротан-гигант весом 1 кг 200 г. Эта похожая на головешку рыба с огромной пастью очень прожорлива и способна истребить верховок, шиповок, карасиков, прочую мелочь. Не брезгуют ротаны икрой и молодью хищных рыб, поэтому представляет угрозу для рыбного хозяйства.

Пока в Рыбинском водохранилище ротанов нет. А в прудах вблизи водохранилища они водятся. Так, ротаны живут в пожарном пруду на станции Волга вблизи водохранилища.

Они не вселяются в Рыбинское водохранилище из-за боязни хищников. Но из-за чрезмерной промысловой нагрузки и массового браконьерства численность популяции хищных рыб — щуки, судака, налима и леща — стремительно сокращается. Сегодня по подсчетам специалистов на 1 га акватории водохранилища приходится 45 кг рыбы, тогда как в 90-х годах общая ихтимасса составляла 145 кг. Если не упорядочить промысловый лов и не укротить браконьеров, лет эдак через двадцать-тридцать ротаны станут владыками Рыбинского моря.

На снимках:   китайский мохнаторукий краб; черноморско-каспийская тюлька.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page