Здесь русский дух, здесь русью пахнет

Какой же русский не любит путешествовать!
Я не исключение. Причем в отличие от многих я предпочитаю осваивать просторы родного Отечества. Интересного и красивого в России не меньше, чем за бугром. Но поскольку человек я основательный, то с турфирмами связываться не люблю и пользуюсь гостеприимством своих друзей, которых за долгую жизнь накопила я везде и всюду немало. Но есть такие места, где нет у меня ни родных, ни друзей, ни знакомых, а побывать там каждому русскому человеку, считаю, необходимо. Одним из таких мест является Валаам. Вот и пришлось-таки мне связаться с туристическим агентством «Яр-Трэвел». А потому придется начать с грустного.

ВМЕСТО СЕРВИСА СМАЧНЫЙ МАТ

Может, оно, конечно, в турагентствах и всегда так, а может, мне просто не повезло, но единственный негатив, который испытала я от поездки на Валаам, было именно туробслуживание, а точнее сказать, его отсутствие. Наш групповод, в функции которого входит прежде всего создание условий комфорта для отдыхающих, не приложила к этому ни малейших усилий.

Начну с того, что выезд группы из Ярославля до Санкт-Петербурга был спланирован так, что всю дорогу наш автобус гнал как сумасшедший, с риском для жизни пассажиров обгоняя огромные фуры и отказывая туристам в элементарных удобствах. А ведь путь был неблизкий — 12 часов. К тому же мы вляпались в огромную пробку и за целый час проехали 9 километров. А когда мы все-таки добрались до Питера, оказалось, что наш групповод не знает дороги в порт, где нас ждал туристический теплоход «Кабаргин». Доходило до того, что наша сопровождающая высовывалась из окна автобуса и спрашивала прохожих о том, как нам добраться до места. В результате мы прибыли за 15 минут до отплытия теплохода. Но это было еще не все: гид не знала, где стоит наш теплоход, и мы катались вдоль речного вокзала, пристально вчитываясь в названия судов, которых было немало.

Вселялись в каюты мы практически самостоятельно, самим же пришлось выяснять, где и когда мы будем питаться. Увы, наша заботница не обеспокоилась, как мы расположились, все ли у нас в порядке. Она даже не оповестила нас, в какой каюте она находится, чтобы в случае неувязок мы знали, куда обратиться. В общем, дело рук отдыхающих оказалось в руках отдыхающих. По прибытии на Валаам начались новые сюрпризы — стали резко меняться обещанные нам блага. В частности, обед в трапезной валаамского монастыря вдруг исчез, уступив место теплоходному ресторану.

Ну а сам завтрак, устроенный  в половине 10-го утра, привел к тому, что двинуться непосредственно на остров мы смогли только в 11 часов. Удивило меня и то, что на всем пути следования от Питера до Валаама, а это примерно 10 часов, безмолвствовал радиоузел туристического теплохода. Мы плыли в полной тишине и неведении, где мы плывем, что это за места. А места ведь были дивные, полные чудес. Но об этом я узнала позже — из случайных разговоров, из купленных на месте книг. Кое-что добавила уже дома из интернета.

Но помимо полного отсутствия заботы о людях, которые отвалили турфирме «Яр-Трэвел» немалые деньги, наш групповод оказалась еще и весьма невоспитанной дамой. Чаще всего вместо каких-либо жизненно важных разъяснений относительно нашего сервиса в ответ мы слышали смачный мат. В конце концов мы сошлись во мнении, что надеяться нам, кроме себя, не на кого, и оставили нашу девушку в покое, чему она была несказанно рада.

ПОЛЗЕМЛИ ОБЪЕХАЛ,

А ТАКОЙ КРАСОТЫ

НЕ ВИДАЛ

По валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приволжье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским жертвенником. Первый из учеников Христовых, святой апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. С тех пор земля Валаамская пребывает исключительно в служении православию.

Водный путь на Валаам невероятно красив. Ладожское озеро, которое в стародавние времена называли морем, известно своим буйным нравом ввиду особенностей дна и непредсказуемости розы ветров. Расплескалось оно так широко, что, в какую сторону ни глянь с борта теплохода, земли нигде не видно. Только кусочки скалистых островов, заросших в основном хвойниками, мелькают там и сям на водной глади, как кораблики, придавая своенравной Ладоге уютный вид. Туристы не успевали щелкать фотоаппаратами. То и дело слышались возгласы восхищения. «Полземли объехал, а такой красоты не видал», — делился своими впечатлениями бородатый солидный мужчина.

ВАЛААМ —

ЭТО ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИКОНА

А природа здесь суровая. Весь Валаам — это практически один огромный камень. Слой плодородной почвы здесь в среднем составляет всего 4 сантиметра. А потому в период заселения приезжающие на Валаам привозили сюда землю кто сколько мог. В результате был разбит сад, построена оранжерея, где до сих пор выращиваются овощи и фрукты вплоть до экзотических. В пору расцвета жизни на Валааме здесь обитало до полутора тысяч монахов. Сейчас — всего около 200, да и то едва ли не половина из них пребывает в приходах Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге. Пешая экскурсия по острову оставляет неизгладимое впечатление. Достаточно сказать, что экскурсовод сыпала такими значимыми географическими названиями, как горы Сион, Афон, Гефсиманский скит, реки Кедрон, Иордан. А Воскресенский скит вообще является точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме. Дело в том, что на Валааме решено было создать подобие географической иконы.

Судьба Валаамского монастыря трагична. Расположенный на границе владений Великого Новгорода со Швецией, он неоднократно разорялся. На рубеже XV — XVI веков монастырь именовался «великою лаврою», изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежало 12 скитов по северному побережью Ладоги. Однако в феврале 1578 года шведы  напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго. В 1611 году все те же шведы, разрушив Кексгольм, ныне город Приозерск, высадились на Валаам и все предали мечу и огню. Остров опустел и по Столбовскому миру в 1617 году вместе с иными землями отошел к Швеции. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме были 4 крестьянских двора и некоторое подобие часовни над святыми мощами основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, сооруженное вразумленными шведами.  

По Ништадтскому мирному договору 1721 года Западная Карелия была возвращена России, и Петр I приказал восстановить Валаамский монастырь. Был построен и освящен Преображенский храм. Но пожары 1748, 1750 и 1754 годов уничтожили деревянные постройки до основания. Императрица Елизавета Петровна вносила значительные вклады на восстановительные работы.

В 1764 году по распоряжению Екатерины II у российских монастырей отобрали владения. Церковь, лишенная еще при Петре I патриарха, утратила свою самостоятельность и  могущество. Упал уровень духовной жизни. Но, несмотря на то что русскому иночеству был нанесен тяжелый удар, в конце XVIII века благодаря усилиям последователей и учеников преподобного Паисия (Величковского), восстановившего древнюю аскетическую практику старчества и внутреннего совершенствования, началось возрождение этих благословенных мест.

О СЕБЕ РАССУЖДАТЬ

И СЕБЯ ОСУЖДАТЬ

Строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий (Кондратьев) — подвижник из Саровской пустыни, известный благоустройством монашеской обители. Он вводит на Валааме Саровский устав, по которому и строит жизнь обители. «О себе рассуждать и себя осуждать», — так учил отец Назарий своих духовных чад. Запрещалось оставлять у себя пожертвования, брать монастырское, употреблять спиртное, покидать обитель, принимать у себя мирских или переписываться с ними без благоволения настоятеля. Длительные службы начинались в четыре пополудни, затем в полночь всенощную служили всю ночь по древнему обычаю. Устав в скитах был более строгим. Жизнь нынешних валаамских скитов, а их теперь 16, порядок богослужения в основных чертах соответствуют Саровскому уставу.

Преемник отца Назария игумен Иннокентий (Моруев) продолжил активное строительство на территории обители. При его правлении в 1819 году в монастырь неожиданно, как простой паломник, прибыл император Александр I на небольшом суденышке почти без свиты. Следующее высочайшее посещение Валаама произошло в 1858 году императором Александром II с членами семьи. В память об этом у входа на ведущую к пристани 62-ступенчатую лестницу была построена Царская часовня во имя Божией Матери «Знамение».

Но высочайшего расцвета монастырь достиг во времена управления игумена Дамаскина (Кононова). Он первым стал изучать климат и природу Валаама. Помимо этого он обладал талантами строителя, архитектора, писателя, библиографа, историка, экономиста. Он основал шесть скитов, приобрел в 1866 году в вечную собственность монастыря ряд отдаленных островов, на которых также были воздвигнуты три скита. Отец Иоанн Дамаскин наладил пароходное сообщение с Санкт-Петербургом, благодаря чему Валаам стал доступен тысячам паломников и многим выдающимся деятелям русской культуры.

После Октябрьского переворота Финляндия получила независимость и Валаам оказался на ее территории, что на некоторое время сохранило обитель. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финляндской православной церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинополь-ской церкви. Через семь лет в обители осталось порядка 400 монахов, около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. В сентябре 1925 года прозвучало требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась служить с греческим митрополитом. Начались гонения. Ряд монахов вынуждены были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Разделение братии сохранялось до 1946 года.    

Великая Отечественная война не обошла стороной Валаам. Обитель бомбили нещадно. Были дни, когда над ней собиралось до 70 бомбардировщиков. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли. Но разрушения  были незначительные, что приписывали заступничеству основателей монастыря — Сергия и Германа. Уцелела даже уникальная монастырская библиотека, насчитывающая 29 тысяч томов.

Долгие годы судьба старого Валаама была печальной. В разное время здесь располагались школа юнг, совхоз, дом-интернат для инвалидов войны и престарелых, туристическая база. Монастырские здания даже формально не состояли под государственной охраной, а потому их разрушение шло по полной программе.

Лишь 13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, на берег острова вновь вступили православные иноки. Их было шестеро, а спустя 12 лет их число достигло 200 человек.

ЗДЕСЬ ОЩУЩАЕТСЯ ЧТО-ТО НАСТОЯЩЕЕ

Сейчас Валаам отстраивается не по дням, а по часам. Какие бы катаклизмы ни сотрясали обитель, они не смогли уничтожить здесь главное — православный дух. Сам воздух Валаама пропитан им. Вот уж воистину — здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Суровая северная природа, отдаленность от большой земли, монастырская брусчатка, помнящая многое и многих, старые надгробья правителей и братии, высокие купола уцелевших и вновь созданных храмов, скитов, часовен — все это несет в себе какую-то особенную благодать. Здесь ощущается что-то настоящее, исконное. Здесь хочется остаться, побродить в одиночестве по перепутанным тропинкам, подышать прозрачным воздухом, настоянным на ладож-ской воде, хвойном аромате валаамских лесов и неистребимом духе истинной веры, и подумать о чем-то высоком, неистребимом. Кажется, именно здесь и находится тот духовный стержень, который помогает русскому народу выстоять во всех бедах и напастях.

На снимках: 1) восстановление храмов на Валааме идет полным ходом; 2) Никольский скит после реставрации; 3) на монастырском кладбище; 4) иконо-стас Воскресенского скита, построенного по образу и подобию храма гроба Господня в Иерусалиме; 5) окрестности Валаама.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page