Дураков работа любит

Недавно мне довелось познакомиться с содержанием довольно забавной брошюрки, выпущенной ограниченным тиражом в качестве «непрофильного продукта» одной солидной компанией. Речь в ней шла о нетрадиционном взгляде на то, что следует понимать под выражением «успешный бизнес» и каким образом следует добиваться этой успешности. Познакомиться с тем, о чем говорится в этой малотиражной книжонке, полезно всем без исключения, тем более что высказанные в ней мысли чрезвычайно просты и доступны.

Правило первое: неправда, что в конкурентной борьбе имеет преимущество тот, кто больше делает. В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Конечным критерием оценки любой деятельности является эффективность, а эффективность, как всем хорошо известно, — это достижение наилучшего результата ценой наименьших затрат и усилий. Трудоголики, которые постоянно что-то делают, имеют перспективы карьерного роста ничуть не больше, чем те, кто с пренебрежением смотрит на их бесконечную суетливую активность и, чтобы не видеть ее, многократно в течение рабочего дня выходит покурить, пообщаться с коллегами, обедает по два часа, но в результате вовремя отчитывается о выполняемых заданиях, от которых далеко не всегда бывает в восторге.

В частной жизни, по сути, то же самое. Самый яркий пример — отношение к садово-огородным делам. Одни стремятся достичь совершенства: покупают специальную литературу, заказывают посевной материал со всего мира, осваивают новые технологии выращивания, тратятся в огромных масштабах на подкормки и удобрения, весь сезон ежедневно поливают и регулярно пропалывают и получают хорошие урожаи, с которыми потом не знают что делать. И приходится буквально навязывать плоды своего труда в подарок друзьям и родственникам, которым все некогда заскочить к ним на дачу за этими подарками. В итоге образцово-показательные труженики вынуждены сами тащить на себе или везти, расходуя собственный бензин, тяжеленные кабачки и капустные кочаны, мешки яблок и банки с соленьями и вареньями. И так каждый год. Обидно: все лето трудился, как раб на плантации, и опять никуда не съездил, а прибыли никакой…

Другие ограничиваются минимальными тратами, заглядывают в свои владения по мере возможности, собирают что уродилось и не мучаются переживаниями, как сохранить и куда деть излишки. Зато и в отпуска успевают съездить, и не испытывают угрызений совести по поводу напрасно потраченных денег и сил.

Да и всеми любимый автомобиль, призванный по идее облегчать нашу жизнь, зачастую не оправдывает вложенных в него времени, сил и материальных средств (особенно последних). В часы пробок, вместо того чтобы быстро и комфортно перемещать нас в пространстве, он превращается в обузу, мешающую такому перемещению. Давно установлено, что, если человек живет менее чем в трех километрах от работы, самый быстрый способ добираться до нее — на своих двоих. К тому же он еще и самый экономный.

НУ И РАЗВЕ

ЭТО ДЕЛО — РАСШИРЯТЬ

ДО БЕСПРЕДЕЛА?

Один мой знакомый доктор, живущий совсем рядом с клиникой и не имеющий загородного дома, решил заняться частной практикой и взял банковский кредит на машину, чтобы ездить к клиентам по всему городу и его окрестностям. И вот уже второй год все гонорары, получаемые за консультации, у него уходят в уплату кредита, а деньги на бензин, автострахование и техобслуживание приходится брать из зарплаты за основную работу. Такое положение дел ни его, ни супругу не устраивает, и он собирается взять новый кредит, чтобы купить автомобиль посолидней, считая, что тогда его услуги будут ценить выше. Вполне возможно, что так и будет, но и кредит ему тоже придется выплачивать в повышенном размере…

Впрочем, это иллюстрация скорей уж ко второму правилу, которое гласит: «Неправда, что бизнес всегда нужно расширять». Все в этом мире, будь то корпорация, мелкое частное предприятие, регион, муниципальное образование или целое государство, может эффективно работать и содержаться в порядке только в пределах управляемости. И наше личное имущество тоже не исключение. Когда мы приобретаем что-либо новое, неизбежно обрекаем себя на дополнительные расходы, связанные с его обслуживанием. К примеру, купили еще одну квартиру в надежде, что через несколько лет удастся продать ее с выгодой, а денег она требует уже сейчас: на налоги, коммунальные нужды, текущий, а порой и капитальный ремонт. Хорошенькая, можно сказать, инвестиция…

Приобретение земельного участка, строительство собственного дома для подавляющего большинства из нас — воплощение давней мечты, ради которой не жаль никаких денег, но нужны еще время и силы, чтобы все это не пришло в запустение. Просторные апартаменты смотрятся красиво, но ради сохранения этой красоты либо самой хозяйке надо становиться бесплатной уборщицей с ненормированным рабочим днем, либо нанимать прислугу, которой придется платить зарплату. К тому же власти грозятся вот-вот ввести очень нескромный налог на недвижимость, так что те, кто еще не успел заметно расширить ее размеры, могут оказаться в выигрыше по сравнению с теми, кому еще недавно завидовали.

НЕ ПЛАНИРУЙТЕ ЖИЗНЬ НА ГОДА

Третье альтернативное правило бизнеса, вполне уместное и в частной жизни, состоит в том, что не следует строить слишком долгосрочных планов. Когда мы их делаем, то невольно позволяем нашему прошлому определять наше будущее, а в этом нет ничего хорошего. Наши представления о жизни и окружающий мир постоянно меняются, и исходить из реалий вчерашнего, а то и поза-вчерашнего дня — значит обрекать себя на безнадежное отставание. Получается как в пословице про военных, которые всегда готовятся к минувшей войне.

Мечтать не только не вредно, но и необходимо, но не все мечты должны становиться жизненными планами, и не все планы надо обрекать в жесткую конкретику. Иногда «что-нибудь этакое» лучше детально продуманного и распланированного. Самый яркий пример — отношение к модной одежде. От того момента, когда вы увидели на ком-то желанную модель, до того, когда вы нашли на нее необходимую сумму, место, где ее можно приобрести, подобрали соответствующий размер, проходит определенное время, по прошествии которого вы с удивлением и обидой узнаете, что уже полгорода ходит в таком же. И тогда предмет мечтаний убирается на самую дальнюю полку, на которой может остаться навсегда.

А вот если вы определяетесь с реализацией своих намерений сразу же после того, как они появились, с вами такого прокола не получится: увидела-купила-надела, и пусть остальные мечтают и планируют купить такое же. Тенденциям не надо следовать, их надо предугадывать и в какой-то мере определять самим. С техническими новинками дело обстоит точно так же. Не надо планировать приобрести мобильник, компьютер, фотокамеру последней модели к определенному сроку. К тому времени, когда у вас появится необходимая сумма или покупку нельзя уже будет откладывать, обязательно будет что-то новое, более совершенное или как минимум более престижное и с ним вы будете выглядеть круто. Правда, продлится это недолго, а принесет ли вам это техническое совершенство какую-либо реальную пользу, сказать трудно.

И ИДЕИ ПРИДУТ

К ТЕБЕ САМИ

Подавляющее большинство опций и наворотов, которыми напичканы новые модели, либо используются нами по одному разу, либо вообще не используются. Так стоит ли тратить на них слишком большие деньги только для того, чтобы не прослыть ретроградом, не стремящимся к постоянным инновациям? Ответ на этот вопрос дает четвертое правило, звучащее так: «Не надо выдумывать новые идеи. Когда в них появится потребность, они придут сами». Инновации ради инноваций — это всего лишь разновидность нецеленаправленной суетливой активности, которая никогда не делает бизнес успешным, а человека счастливым. Меняйте вокруг себя то, что действительно устарело и почти исчерпало свой ресурс, но не делайте этого слишком часто, ибо при этом лишитесь очень серьезного преимущества — возможности перескакивать через этапы, без которой ваше жизненное пространство превратится в вечную стройплощадку, а сама жизнь — в повторение трудового подвига легендарного Сизифа.

Последнее же и самое главное правило автор этих строк решил добавить к уже упомянутым по собственной инициативе. Его смысл в том, что нет никаких универсальных правил и рецептов успеха в бизнесе и благополучия в семье. Ни один совет нельзя принимать как руководство к действию, не переработав его собственными мозгами, даже если он исходит от человека авторитетного, влиятельного, успешного. Напротив, к мнению таких людей следует относиться особенно критично, твердо усвоив нехитрую истину: то, что человек говорит, зачастую является прямой противоположностью тому, что он делает. Так что за положительный пример в жизни надо принимать не тех, кто называет себя состоявшимся, а тех, кто действительно является таковым. И если вы научитесь отличать одних от других, то у вас неплохие шансы…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page