Капустники раздора

Едва разрешились некоторые проблемы в ярославском театре имени Волкова после ухода из него бывшего директора Бориса Мездрича, а тут новая напасть. В творческих кругах опять неспокойно. На это раз нешуточные страсти бушуют в Рыбинском драматическом театре — втором по величине в области, старейшем и почитаемом зрителями храме Мельпомены.

СПОКОЙСТВИЕ в театре нарушил конфликт между главным режиссером Денисом Кожевниковым и директором Ириной Петровой. Ситуация, надо сказать, чем-то похожа на ту, что была в Волковском.

Разногласия между Кожевниковым и Петровой начались именно на творческой почве. На работу в Рыбинский драматический театр Денис Владимирович был принят с 5 марта 2010 года, а 10 мая 2011-го как гром среди ясного неба прозвучал приказ за подписью Петровой о его увольнении. Это несмотря на то, что за время работы Кожевникова главным режиссером Рыбинский драмтеатр добился значительных успехов. В 2010 году он завоевал два диплома на престижном фестивале театров малых городов России. Кроме того, было получено 6 призов и 11 дипломов на областном фестивале. А еще рыбинцы единственные из провинциалов принимали участие во всероссийском театральном фестивале «Дуэт» со спектаклем «Вишневый сад» (режиссер Денис Кожевников).

Будучи главным режиссером, Денис Владимирович выпустил в Рыбинске пять замечательных спектаклей, каждый из которых можно считать его творческим достижением: сказка «Волшебное кольцо», «Стеклянный зверинец» Уильямса, «Тиль» Горина, «Очень простая история» Ладо и «Вишневый сад» Чехова любимы и посещаемы зрителями. А ярославцы до сих пор вспоминают прекрасную постановку «Поминальной молитвы» в первом русском театре, которую подарил городу Кожевников…

И все же нашла коса на камень. Причина, судя по всему, кроется в личном неприязненном отношении Ирины Петровны к Денису Владимировичу и в непонимании директором творческих процессов, происходящих в театре. Так, в одном из интервью, опубликованном еще во время работы Кожевникова главным режиссером, Петрова пожаловалась, что между ними то и дело возникают разногласия:

— Мы, бывает, спорим с нашим главным режиссером Денисом Кожевниковым потому, что он, например, против театральных капустников, а я и актеры — за. У нас 20 лет подряд капустники собирают залы битком, за месяц нет билетов. Сначала мы работали на капустниках один день, потом — три выходных, а сейчас уже 6 дней. А он говорит, что все это плохо и надо ставить Чехова и Достоевского.

Ситуация, согласитесь, спорная. Но если вдуматься, правда все-таки за Кожевниковым. Капустники, конечно, дело хорошее, но превращать театр в балаган, пожалуй, не стоит. Шесть таких выступлений в месяц — это явный перебор, и даже в театральном институте, где студенчество всегда готово к импровизации и веселью, капустников меньше. В конце концов, их можно считать спектаклями-однодневками, а классика вечна, и именно она всегда составляла и должна составлять большую часть репертуарного рыбинского театра. Все же воспитательную функцию театра никто не отменял.

А в интервью «Рыбин-ским известиям» от 8 июня 2011 года Петрова заявила, что «проблема даже не конкретно в фигуре Дениса Кожевникова. Как ни прискорбно, институт главных режиссеров в России потерян». Ей ли, человеку, не имеющему высшего театрального образования и работавшему до драмтеатра в рыбинском культурном центре, открыто называющему себя  «клубницей» (от слова «клуб». — Авт.), рассуждать про институт главных режиссеров?  

Впрочем, капустни-

    ки — еще полбеды. Но страшно даже предположить, что можно сделать с драматическим театром, если в уставе этого муниципального учреждения культуры черным по белому написано: «Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, осуществляющей театральную культурно-досуговую деятельность». Иными словами, драматический театр приравняли к клубу, дому народного творчества или дому ремесел, центру досуга и другим аналогичным организациям. А ведь законодательство РФ о театре не содержит понятия «театральная культурно-досуговая деятельность». Согласно пункту 3 Положения о театре в РФ, утвержденного постановлением правительства РФ от 25 марта 1999 года, «под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве». Таким образом, устав МУК РДТ носит незаконный характер.

Однако, пока такой устав существует и никем не оспорен через суд, театр — организацию исполнительских искусств — можно превращать в любое культурно-досуговое учреждение: клуб, кинотеатр, кабаре, кружок по интересам. Вот придет сюда завтра какой-нибудь толстосум и предложит за большие бабки открыть варьете —  пожалуйста! Только платите! И вместо чеховских героинь на сцене в неглиже и ажурных чулочках будут дамы задирать ножки.

Но вернемся к нашему конфликту. В общем, главный режиссер хотел видеть один театр, а директор, по всем видимости, другой. А когда интересы не совпадают, главное — не нарушить тонкую грань взаимоотношений, найти ключик к  взаимопониманию, не опуститься до грязных разборок и ссор.

Увы, не получилось. Вместо того чтобы наладить контакт и поддержать творческого человека, Ирина Петровна начала собирать на него компромат. Придирки последовали одна за другой. Против Кожевникова удалось настроить некоторых актеров и худсовет, и полетели в различные инстанции письма, написанные как под копирку одними и теми же фразами, с жалобами на главного режиссера — дескать, то не делает да это не выполняет. Хотя любому понятно, что при желании даже у самого ответственного работника можно найти недочеты.

Так, 12 апреля 2011 года  вышел приказ Ирины Петровой о том, что Денис Кожевников в кратчайшие сроки должен представить творческий план на сезон 2011 — 2012 года.  Спустя два дня, 14 апреля, Денис Владимирович написал на имя директора служебную записку, в которой просил утвердить следующий творческий репертуарный план на сезон 2011 — 2012 года: «А. Островский «Лес», режиссер — А. Шляпин, премьера в сентябре 2011 года; Н. Коляда «Старая зайчиха», режиссер — А. Неробов, премьера в октябре 2011 года; Ю. Поляков «Апофегей», режиссер —

Д. Кожевников,  премьера в ноябре 2011 года;

В. Илюхов «Как Баба Яга дочек замуж выдавала», режиссер —  А. Неробов, премьера в декабре 2011 года; Зингер «В тени виноградника», режиссер — К. Вытоптов, премьера в январе-феврале 2012 года; Булгаков «Дни Турбиных», режиссер —

Д. Кожевников, премьера в марте 2012 года; сказка (название и режиссер будут определены позднее), премьера в апреле 2012 года; О. Данилов «Леди на день» (режиссер будет определен позднее), премьера в июне 2012 года».

Однако этот план Петровой утвержден так и не был. 15.04.2011 г. она издает распоряжение о том, что представленный главным режиссером  репертуарный план невозможно принять к исполнению в связи с тем, что «не предоставляется финансовой возможности приглашения сторонних исполнителей (режиссеров-постановщиков) для производства спектаклей, так как в смете расходов МУК РДТ не предусмотрены расходы на оплату данных приглашенных работников. Репертуарный план не отвечает требованиям времени и интересам зрителей… Нецелесообразно представлять недоработанный план на утверждение художественному совету».

Еще раз перечитав план Кожевникова, мы вместе с его адвокатом убедились, что все обвинения в некомпетентности в данном случае беспочвенны. А что до приглашенных режиссеров, то это нормальная практика театров, которая была, есть и будет.

На этом Ирина Петровна не остановилась. Видимо чувствуя, что придраться по-крупному и всерьез не получается,

3 мая 2011 года она издает новый, еще более удивительный приказ… о дисциплинарном взыскании: в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ Денису Кожевникому объявляется выговор «за ненадлежащее исполнение приказа от 12.04.2011 года, а именно непредоставление на рассмотрение директору театра творческого плана на сезон 2011 — 2012 гг.».  Какой-то сумбур в дамской голове: то ли не было плана, то ли был, но его невозможно принять к исполнению.

А спустя еще неделю подвернулся и новый повод для разборок с Кожевниковым: с 14 по 20 апреля его не было в театре, и это дало основание дирекции, как говорится, без суда и следствия  уволить главрежа за прогул. 10 мая вышел соответствующий приказ Ирины Петровой, и Денис Владимирович остался без работы в театре. Хотя, как позже выяснилось, в вышеуказанные дни он работал в читальном зале библиотеки ярославского Союза театральных деятелей, о чем имеется справка, выданная ему ведущим библиотекарем Ганной Шпак. Причем изучал Денис Владимирович издания, которые как раз были необходимы ему для реализации творческого плана. Например, «Историю сценических постановок пьес Михаила Булгакова», «Сказки народов мира», иконографические материалы. Это нормальный творческий процесс. Жаль, Петровой сие неведомо.   

Помимо этого выяснилось и еще одно интересное обстоятельство. Устав МУК «Рыбинский драматический театр» с учетом внесенных в него изменений от 09.06.2008

N 1444 не содержит слов «главный режиссер». А должностная инструкция главного режиссера МУК «Рыбинский драматический театр» также не содержит условий о его месте работы либо рабочем месте. И в правилах внутреннего распорядка нет такой информации.

И еще один момент в этой неприятной истории. В связи с изменениями в уставе руководит теперь деятельностью рыбинского театра единолично директор, а не два человека — директор и художественный руководитель, как было прежде. Эти изменения в устав были внесены еще в 2008 году. Заключались они в том, что должность художественного руководителя начальник местного управления культуры Наталья Шульдина решила упразднить ради «единоначалия». Во время общего собрания, на котором коллективу театра был тогда представлен только что назначенный директор Ирина Петрова, Наталья Михайловна, выдвинув тезис о необходимости «единоначалия», сказала, что такое решение приняло правительство Ярославской области. Люди не поверили: какое дело областному правительству до муниципального рыбинского театра?

Некомпетентность нового директора многие в театре восприняли болезненно: его сотрудники были уверены, что рыбинская драма теперь обречена. Предшественник Ирины Петровой Евгений Колотилов тоже не был менеджером экстра-класса, но он был человеком театра, поэтому его работа шла хорошо: аншлаги, гастроли, реальная прибыль…

Теперь Денис Кожевников пытается добиться правды в суде. Прежде всего он, как истец, требует признать незаконными приказы по МУК «Рыбинский драматический театр» от 3 мая 2011 года и от 10 мая 2011 года. Восстановления в должности главного режиссера. Взыскать с ответчика в свою пользу 313720 рублей, в том числе среднюю заработную плату за время вынужденного прогула в размере 193105 рублей, неправомерно не начисленную зарплату за апрель 2011 года в размере 10113 рублей и оплату за постановку «Волшебное кольцо», которая не была произведена в срок,  — 110502  рубля.

За Дениса Кожевникова уже заступились в Министерстве культуры, с просьбой разобраться в ситуации как можно скорее и поддержать талантливого человека в городскую администрацию Рыбинска было направлено письмо. Поддержали перспективного режиссера председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин и председатель правления Ярославского отделения СТД РФ Валерий Томашов.

«Позитивное понимание Кожевниковым и большей частью коллектива миссии театра в современных условиях натыкаются на неприятие директором театра И.П. Петровой творческих реалий. Вместо грамотного понимания своих задач по созданию материально-технических условий для творческого процесса создается атмосфера, совершенно чуждая творчеству. Происходит попытка втянуть в конфликт с главным режиссером коллектив, используя административный ресурс театра. Мы считаем, что личные амбиции должны быть подчинены творческому процессу, необходимо постоянно учиться быть руководителем творческого организма. К сожалению, позиция директора театра И.П. Петровой ставит под сомнение ее профессиональную пригодность в руководстве театром. Происходят систематические изменения творческих планов в течение сезона, несогласованные с главным режиссером, сокращение творческого состава, нарушаются нормы охраны труда, трудовое законодательство. Без какого-либо согласования с главным режиссером были приняты на работу две актрисы. Театр покидают опытные работники постановочной части. Все это происходит при попустительстве управления культуры города… Мы видим выход из сложившегося положения в том, чтобы вернуться к модели руководства, которая была в театре до 2008 года: художественный руководитель, далее директор-распорядитель. Считаем, что Д.В. Кожевников достоин быть художественным руководителем рыбинского театра», — отметил в своем письме Валерий Томашов.

Однако пока никакого ответа. А ведь рыбинский храм Мельпомены — театр с уникальной, неповторимой историей, на чьих подмостках блистали выдающиеся актеры. В разное время здесь работали Живокини, Петипа, Щепкин, Садовский, Мартынов, Качалов, Ермолова, Южин, Комиссаржевская, Стрепетова. И сегодня театр может стать одним из лучших в русской провинции, потенциал для этого у него, несомненно, есть. Жаль только, что кое-кто, пытаясь показать свою значимость, втыкает палки в колеса. Ведь конфликты, точно червь яблоко, изъедают и без того ранимую душу театра. Все это напоминает плохо поставленный фарс, капустник, над которым даже не хочется смеяться…

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page