Паук у витрины, или как я был мерчандайзером

«Странник», «охотник» — так среди прочего переводится слово «рейнджер» согласно интернет-энциклопедии «Википедия». Это сравнение вполне подходит к мерчандайзерам. Они присутствуют в любом классическом гипермаркете и контролируют порядок на витринах своей компании. Примерно полтора года назад я стал одним из них.

ГЛАЗА И РУКИ МОСКВЫ

Мерчандайзеры, или «мерчи», как их называют повсеместно, по-нашему, это торговые представители какой-нибудь фирмы на территории магазина. Она поставляет туда определенные товары. Мерчандайзер выкладывает их на витрину, которую выделили его компании. Содержит свои полки в порядке, контролирует количество товара на них, контактирует с руководством торговой точки и своим начальством. В итоге продавцы магазина освобождаются для других полезных дел. Фирма же спокойна, что у нее на месте человек, который лучше позаботится об ее продукции.

Как правило, компании, которые представляют мерчандайзеры, расположены в Москве и «шуршат» по всей России. «Мерчи» —  их глаза и руки на территории всех торговых точек страны, с которыми удалось договориться о сотрудничестве.

В связи с этим обычно раз в месяц необходимо отправлять руководству отчеты о проделанной работе и каждую неделю фотографировать витрину с результатами своего труда, после чего  отправлять снимки руководству. Поэтому высокоскоростной интернет и цифровой фотоаппарат для «мер-ча» — как отбойный молоток и каска для шахтера.

Торговые представители бывают двух типов. Одни курсируют по нескольким магазинам города. Иногда ездят на склад определенной транспорт-

ной компании и забирают там поставки своего товара из Москвы. Затем везут его в торговые точки, за которые отвечают и для которых он предназначался. Работа оплачивается не фантастически, но достойно. Собственный автомобиль ее значительно облегчает.

Есть «мерчи», которые приходят в одно определенное место на полный рабочий день. Как продавцы. Я был как раз таким. Зарплата меньше, чем у разъездного, зато работа намного спокойнее.

У нас в Ярославле мерчандайзеры присутствуют во всех стандартных гипермаркетах и торговых центрах. Как и сотрудники магазина, они чаще ходят в своей униформе. Например, в «Глобусе» продавцы носят зеленые жилеты. «Мерчи» — синие. С белой надписью на спине  «Мерчандайзер». В «Метро» работники магазина в белых халатах, торговые пред-ставители — в желтых. В «Магните» же, по ходу дела, экономят. По крайней мере, в Ярославле. В последние дни перед увольнением я замещал там своего коллегу. Продавцы у них носят красные халаты. А меня, как мерчандайзера, попросили приходить в «чем-нибудь красненьком» сверху. Футболка, рубашка, сами никакой формы не выдали, как в «Метро» или «Глобусе», — мол, такие правила: спецодежду выдают только тем «мерчам», кто работает в отделе замороженных товаров. Остальные вроде как пусть сами перебиваются.

В итоге мои коллеги из других компаний частенько «забивали», как выражается молодежь, на это их «красненькое» и время от времени ходили в чем попало: сереньком, зелененьком, черненьком и «проченьком». Хотя  свою работу выполняли вполне ответственно.

ТЕЛЕВИЗОРЫ, ГОВОРИТЕ?

А ГДЕ… КАПУСТА?

По моим наблюдениям и собственному опыту  надолго в «мерчи» не устраиваются: ни карьерного роста, ни перспектив эта работа, как правило, не дает. Изо дня в день сначала приходится выполнять роль живого конвейера между складом и витриной, а наибольшую часть времени проводить в торговом зале у своей продукции. Раскупили — добавил. Раскупили — пополнил. Раз в неделю — фотоотчет. И снова вечность у витрины.

Зарплата невелика, но и не нищенская. В среднем крутится в районе 14 тысяч в месяц. В большую или меньшую сторону — зависит от конкретной компании и графика работы. Я работал с девяти утра до шести вечера и на свою фирму не жаловался.

Общение с покупателями — главное развлечение и обязанность в одном лице. Иногда оно может быть довольно познавательным. Например, в отдел с фильмами у нас часто захаживал любитель образовательного кино — типа от BBC и прочего такого же. Разбирался в нем, как Шерлок Холмс в английском криминале. Так что «мерчам» и говорить с ним было особо не о чем, приходилось все больше слушать. Правда, этот образованный киноман редко находил себе на наших витринах что-то стоящее — все-таки гипермаркет рассчитан на массовый вкус. Найти  там какой-то эксклюзив — большая редкость.

Наш отдел с ком-пьютерными играми часто посещал адвокат среднего возраста. Он любил ролевые приключенческие «бродилки» в стиле фэнтези. Всегда интересно было с ним обсудить особенности запуска или прохождения какого-нибудь героического боевика из жизни старых добрых сказочных миров.

Особую категорию представляют опытные игроки. Приходили, смотрели скучающим взглядом на стеллажи — все пройдено, все играно. Зевали и отправлялись прочь. Таких уже я сам расспрашивал об особенностях игровых хитов и узнавал для себя довольно много интересного. Причем самым опытным игроманам редко было больше восемнадцати.

Обратная сторона профессии — муравьиный поток покупателей за какой-нибудь наиболее популярной мелочью, что упрятана где-то в соседнем отделе, но идут все через твой и спрашивают по пятьдесят раз в день одно и то же: где батарейки? лампочки? семена? уголь? крем для обуви? фонарики?.. Причем в полном соответствии с логикой летом раз по сто на дню приходилось объяснять, где вентиляторы, а зимой указывать путь к обогревателям.

Или другой типичный случай. Заруливает к нам дед в поношенном дачном прикиде, обводит долгим взглядом отдел: телевизоры, DVD-диски, витрины с компьютерными играми, фильмами, музыкой…

— Это… А где у вас тут капуста?

Немая пауза…

— В противоположном конце. Здесь нет капусты, — флегматично, с театральными паузами заявляет мой коллега из видеоотдела.

Если люди адекватные, вежливые, то им, как правило, помогают — показывают, где искать нужный товар, консультируют по какой-нибудь мелочи типа чистых DVD-дисков и так далее. Так делают почти все торговые представители в силу обычного человеческого соучастия. Не дождаться от них помощи только хамам и наглецам.

При всех достоинствах такой работы некоторое время спустя все эти тусовки у витрины надоедают. Мне хватило полутора лет, чтобы выжать из своей профессии соки всех возможных впечатлений и полезных знаний.

ИНТЕРНЕТ + ФОТОАППАРАТ = МЕРЧАНДАЙЗЕР

Торговыми представителями становятся по разными причинам. Я, например, из любви к компьютерным играм. Давно хотел поработать в области, связанной с ними. Так и стал «толкать» продукцию одного из крупнейших российских игровых издательств.

Это как с полиграфией — обычные издательства штампуют книги, журналы и прочую макулатуру. А такие, как мое, — компьютерные игры, обучающие программы, виртуальные справочники, энциклопедии и многое другое, что необходимо устанавливать и запускать на компьютере.

При выборе работы в моем случае важную роль сыграло еще и обыкновенное любопытство: как оно — продавать свое хобби в большом магазине?

Наблюдения показали, что главным образом в «мерчи» идет молодежь сразу после техникума или вуза, если не получилось найти более достойную работу, либо те, кто ухватился за первое, что подвернулось из более или менее приличных вакансий.

Дело непыльное. Особого воображения не требуется, скорее, необходима снайперская выдержка, ведь стационарный мерчандайзер у витрины — как паук: караулит покупателя, чтобы оплести паутиной моментальной рекламы своего товара, а затем побольше и подороже его сбагрить. Правда, это в идеале, когда есть хорошие проценты с продаж, «как у белых людей». У нас в Ярославле «мерчи», как правило, таких процентов либо не имеют вообще, либо они несущественны.

Поэтому торговые пред­ставители ограничиваются поддержанием порядка на своем рабочем месте. Да и советуют что-то, только когда их спросят. В общем, если и пауки, то довольно безразличные к своим возможным «жертвам». Вот почему, если есть своя машина, гораздо выгоднее искать вакансию разъездного мерчандайзера на несколько магазинов: впечатления в течение рабочего дня разнообразнее, к тому же расходы на бензин и масло фирма компенсирует, да и по зарплате выйдет гораздо больше, чем у того, кто целый день проводит в одной торговой точке.

Это понимает мой бывший коллега и сейчас учится вождению автомобиля, чтобы в дальнейшем тоже стать разъездным мерчандайзером.

Независимо от вышеописанных вариантов эта работа хороша, когда с поиском высококвалифицированной вакансии не везет, а жить как-то надо. «Мерчу» не нужно  образование, им можно стать хоть сразу после школы, а денег грести наравне со многими из тех, кто убил на свой диплом пять-шесть лет.

Ну а людям с этими самыми дипломами при устройстве на должность «мерча» можно будет получить некоторую стабильность и неспешно искать работу, более близкую своим интересам.

Обзванивать все компании, которым может понадобиться «мерч», довольно утомительно и нецелесообразно. Самый простой и быстрый способ стать торговым представителем — напечатать запрос в поисковой программе в интернете — например: «Ярославль, мерчандайзер». Какие-нибудь вакансии всегда имеются. Если вам без разницы, какой именно товар выкладывать на витрину, работа найдется еще быстрее. Только что проверил сам —  вариантов полно.

Главное, иметь скоростной интернет и фотоаппарат. Начальство, скорее всего, будет московское, и связь с ним придется держать через Всемирную паутину.

Ну и приятное наблюдение: откровенные дебилы, быдло, гопники, хамы и даже сектанты среди магазинной публики, конечно, имеются. Но большинство покупателей все-таки нормальные, хорошие люди. С ними вполне можно иметь дело. Разве что под конец рабочего дня это становится довольно утомительно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page