Слышать крыло

Ведущий специалист департамента управления строительными проектами Ярославской генерирующей компании Галина Воробьева — единственная женщина в сообществе ярославских парапланеристов. Вот уже четыре года ее жизнь делится на две части. В одной — ответственная работа и семейные заботы, в другой — полеты на параплане.
Гениальный ученый и художник Леонардо да Винчи писал: «Раз испытав полет, твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем».

Ведущий специалист департамента управления строительными проектами Ярославской генерирующей компании Галина Воробьева — единственная женщина в сообществе ярославских парапланеристов. Вот уже четыре года ее жизнь делится на две части. В одной — ответственная работа и семейные заботы, в другой — полеты на параплане.

Гениальный ученый и художник Леонардо да Винчи писал: «Раз испытав полет, твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем». Галина Воробьева с этим полностью согласна. Полеты на параплане, по ее словам, наркотик, от которого невозможно отказаться и который требуется все в большей дозе.

Первый раз она взлетела на параплане в 2006 году. Правда, это был не первый выход в небо. Еще в 80-х годах Галина занималась в аэроклубе в Карачихе парашютным спортом, на ее счету 238 прыжков. Потом замужество и несколько травм заставили надолго забыть это увлечение. Но когда спустя 20 лет друзья-парашютисты купили параплан и предложили Галине его опробовать, она не смогла отказаться. С тех пор и подсела на эту «иглу». Сейчас у Галины есть свое крыло и необходимая экипировка. А полетам посвящаются все выходные и отпуска.

— В Ярославле мы летаем в основном в Очапках, там есть хороший склончик с удобной площадкой внизу, и местная роза ветров с преобладанием северо-западных направлений подходит для полетов с него, — объясняет Галина Андреевна. — Иногда выезжаем под Переславль, под тот склон подходят юго-западные ветра. Склон должен быть не заросшим. И, конечно, обязательное условие — отсутствие поблизости линий электропередачи. А еще ездим в Крым, в Пятигорск, в Кабардино-Балкарию, в Кировскую область. Недавно купили и отремонтировали лебедку, теперь с ее помощью можно взлетать с равнины.

Галина показывает фотографии парящих в небе парапланеристов и объясняет основы.

Параплан — мягкое крыло, имеющее стропы, которое соединяется с парапланеристом через подвесную систему. Используя силу восходящих воздушных потоков, на нем можно подниматься на тысячи метров. Достаточно склона, десяти минут на подготовку снаряжения к полету, небольшого движения вперед для наполнения параплана воздухом — и вы уже летите. Управление производится с помощью строп, идущих к задней кромке крыла и к «ушам». Нужно влево — тянете левую стропу управления, вправо — правую. Для посадки достаточно ровного пятачка земли и грамотного расчета траектории приземления. Все снаряжение помещается в небольшой рюкзак, с которым можно ездить на машине, ходить пешком и подниматься в горы. Летать можно и зимой при температуре до -15 градусов, а снег при касании поверхности земли прощает небольшие ошибки.

На первый взгляд кажется — просто. И действительно, первый пробный полет можно совершить после относительно небольшой практической и теоретической подготовки. Но дальше придется учиться всю жизнь. Галина летает уже пятый год и все равно считает себя «чайником»:

— Чтобы выйти на полет, надо обязательно научиться слышать крыло. Оно у парапланериста закреплено за спиной, и смотреть на него через верх долго нельзя. С одной стороны, потому, что надо постоянно видеть, что делается перед тобой. А кроме того, когда смотришь вверх, непроизвольно прогибаешься, из-за этого ослабляется натяжение свободных концов, к которым крепятся стропы, и передняя кромка крыла складывается. Поэтому крыло надо чувствовать спиной.

Существует еще множество особенностей поведения крыла в воздушных потоках, незнание которых может закончиться жесткой посадкой. Потому парапланерист обязательно должен иметь необходимое защитное снаряжение: костюм, спортивную обувь на толстой подошве, специальный шлем. Мотоциклетный шлем, хоть и стоит на порядок дешевле, не подходит по многим причинам. Галина Воробьева на своем опыте уже убедилась в необходимости хороших средств защиты:

— В Кировской области было. Все вроде рассчитала, кроме того, что у меня нет специального приспособления — акселя, — которое меняет переднюю кромку крыла. Это позволяет пробиться сквозь поток в случае сильного встречного ветра. В результате сразу после старта неожиданным порывом ветра меня подняло и понесло на склон. Был бы аксель — я бы его выжала, пробилась сквозь поток и ушла вниз, в более спокойную зону. А так пришлось жестко приземляться на вершине склона. Потом посмотрела: шлем чуть проломлен в двух местах. Но ушибов, переломов не было.

О вероятности возможных травм парапланеристы всегда сразу предупреждают новичков. Хотя после первого же полета человек испытывает такое неповторимое чувство восторга, что готов к любым испытаниям.

Понятно, что этот вид спорта недешевый. Новое крыло стоит около двух тысяч долларов. Хотя сейчас, по словам Галины, нетрудно найти подер­жанное крыло вдвое дешевле. Средний летный ресурс крыла в 250 часов обычно один спортсмен не вырабатывает, потому что старается освоить новое. Крылья имеют разные технические и полетные характеристики, разделяются по классам сложности. Первый класс, подходящий для новичков, так называемая единичка, обеспечивает наибольшую безопасность, но и наименьшее парение. Чем выше класс, тем более верткое и мобильное крыло, но и тем труднее им управлять.

Неформальный клуб ярославских парапланеристов сейчас насчитывает около полутора десятков мужчин в возрасте от 18 до 50. Недавно стали проявлять интерес и девушки. Пока же Галина — единственная представительница прекрасного пола среди местных икаров.

— Семь потов с тебя сойдет, пока работаешь с крылом, особенно пока учишься. И на склон на себе вместе со снаряжением 15 — 17 килограммов несешь. И ногти поломанные будут, и косметика размажется, — смеется Галина. — Но вообще особых ограничений по здоровью у нас нет. Более важно, чтобы человек имел необходимый настрой, психологическую устойчивость. Ну и обязательно отсутствие вредных привычек. Те, кто курит, позанимавшись у нас, понимают, что надо бросать.

И, конечно же, парапланеризм несовместим с алкоголем. Даже небольшое количество, выпитое перед полетом, знают опытные спортсмены, оборачивается каким-нибудь летным происшествием. Эти и другие правила, наработанные опытом, составляют кодекс парапланериста. Для тех, кто его строго соблюдает, небо становится добрым и ласковым и дарит ни с чем не сравнимую радость и наслаждение от полетов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page