В селе Шипилове на месте разрушенного в шестидесятые годы прошлого века храма, построенного в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», нашли большой ключ. Старожилы сказали, что им открывали церковные ворота.
Эта находка и стала золотым ключиком, приоткрывшим дверь в прошлое края. Краеведческий очерк «Утерянная святыня» подготовлен учащимися Шипиловской школы и опубликован в небольшой книжечке «Путешествия по родному краю», отпечатанной недавно в мышкинской типографии.
В селе Шипилове на месте разрушенного в шестидесятые годы прошлого века храма, построенного в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», нашли большой ключ. Старожилы сказали, что им открывали церковные ворота.
Эта находка и стала золотым ключиком, приоткрывшим дверь в прошлое края. Краеведческий очерк «Утерянная святыня» подготовлен учащимися Шипиловской школы и опубликован в небольшой книжечке «Путешествия по родному краю», отпечатанной недавно в мышкинской типографии. В нее включены, как сказано в предисловии, «наиболее интересные и значимые работы последних леет, которые могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках истории и краеведения». Их девять. Больше половины из них посвящены исчезающему селу Архангельскому, его людям, Архангельской школе, которую в 2007 году закрыли, объединив с Шипиловской.
История села Архангельского насчитывает чуть менее пятисот лет. Это было крупное торговое село. О нем рассказывают ребята в материале «Тихая моя родина». Иллюстрирован он фотографиями. Здания еще целы, но жизнь из них ушла. Школа, почта, сельсовет, библиотека. Библиотеку в селе создавала Раиса Михайловна Смирнова. Она приехала в Архангельское в 1953 году и отработала здесь пятьдесят один год.
До недавнего времени, приезжая побывать в село своего детства, я всегда заходила к Раисе Михайловне. О многом переговорили. Чаще вспоминали прошлое. В пятидесятые годы прошлого века жизнь здесь была трудная. Но читали много —
и взрослые, и дети. Хотя и электричества еще не было. Керосиновыми лампами дома освещали. И работали взрослые свыше всякой меры. В каждом доме была корова, без нее не прожить. И все же проводили диспуты в сельском клубе по прочитанному. Правда, большей популярностью у жителей пользовались спектакли. Архангельская интеллигенция предпочитала классику. «Бориса Годунова», помню, ставили, в спектакле участвовали и мои родители. А мы, дети, стояли в первых рядах зрителей. Мест не хватало, все проходы были заполнены людьми, их все прибывало, верно, пришли и из самых дальних деревень. Мама даже побоялась, как бы не задавили ребенка, проскользнула в разгар действа в костюме шинкарки по краешку сцены и усадила меня в уголок, на подмостки.
Теперь в Архангельском один житель, да и по реке Ломихе, которая течет по бывшему Архангельскому сельсовету, людей мало, тихо умирают деревни. А в девятнадцатом веке по маленькой речушке протяженностью 33 километра проживало 1737 человек, всего в Архангельской волости в те времена жило больше четырех тысяч человек, и занимались они в основном льноводством. Теперь здесь не производят почти ничего. Как отмечают в своих работах школьники, вода в речке стала чище, потому что больше не применяют на полях минеральных удобрений. И по всему течению заселили Ломиху старатели и труженики бобры.