Основополагающий

В нынешнем году в отличие от двух предыдущих День Конституции на выходные не выпадает и потому нерабочим не является, но в календаре памятных дат он по-прежнему значится. А как же иначе? Основной закон, по которому живет государство, надо уважать.
Впрочем, считать 12 декабря очередной, на этот раз 18-й, годовщиной принятия действующей Конституции было бы не совсем верно.

В нынешнем году в отличие от двух предыдущих День Конституции на выходные не выпадает и потому нерабочим не является, но в календаре памятных дат он по-прежнему значится. А как же иначе? Основной закон, по которому живет государство, надо уважать.

Впрочем, считать 12 декабря очередной, на этот раз 18-й, годовщиной принятия действующей Конституции было бы не совсем верно. И дело тут не только в принятых несколько лет назад поправках, изменяющих сроки полномочий представителей законодательной и исполнительной властей. Всякая конституция помимо писаной составляющей — ее «буквы» — содержит и неписаную, именуемую духом. А вот этот самый дух за прошедшие неполные два десятилетия в значительной мере изменился, вернее,  изменилось его восприятие властью и обществом.

Надо сказать, что механизм трансформации, дающий возможность пересмотра казавшихся некогда само собой разумеющимися положений, был заложен в нашем Основном законе изначально. Расплывчатость формулировок, придающая документу пластичность, в определенных ситуациях способна изменить его суть до неузнаваемости.

В то же время в политической терминологии существует целый ряд своего рода кодовых слов, наличие или отсутствие которых имеет определяющее значение. Открывая текст Конституции, уже в ее первых строчках мы видим официальное название страны, гражданами которой являемся, — Российская Федерация или Россия. Республикой в отличие от прежней советско-коммунистической России и большинства стран с избираемым главой государства она нигде не называется…

Голосуя на референдуме в декабре 1993-го, большинство из нас об этом почему-то не задумывались. Федерация ведь звучит ничуть не хуже, а смысловой нагрузки несет в себе даже больше. Но это по логике вещей, исходя из духа. Непосредственно же в тексте четких формулировок, свидетельствующих об однозначно федеративном характере государства, совсем немного. Наша Федерация не создана субъектами, а состоит из них, что, согласитесь, не совсем одно и то же.

Понятие федеративного государства подразумевает самостоятельное формирование властных структур жителями каждого субъекта, и 18 лет назад мы именно так и думали. Но напрямую в тексте Конституции об этом не говорится, вернее, говорится весьма запутанно. Статья 77 гласит, что система власти «устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами». Поэтому, когда в 2004 году была отменена выборность глав регионов, Конституционный суд не усмотрел в этом нарушения Основного закона, сочтя «общие принципы организации» более важными, чем сами основы конституционного строя. В результате мы имеем становящуюся все менее эффективной и трудно управляемой властную вертикаль, которой, по идее, в федеративном государстве быть не должно.

В Конституции не был прописан и порядок формирования Совета Федерации, который за 18 лет менялся уже четыре раза. И далеко не всегда его можно было признать соответствующим нормам демократии, федерализма и просто здравого смысла. Одно дело, когда в верхней палате заседали избранные губернаторы или назначенные ими представителями, другое — когда половина сенаторов — чиновники, назначенные такими же назначенными чиновниками. Впрочем, неадекватность этой ситуации настолько очевидна, что избежать очередного изменения порядка формирования Совфеда уже не удастся.

Но самое главное в нашей Конституции — это не запутанные положения и туманные формулировки, способные создавать серьезные политические проблемы в будущем, а одно единственное слово, вне контекста звучащее вполне нейтрально и безобидно. А вот в статье 81-й, третью часть которой оно завершает, это словечко из шести букв является поистине ключевым: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков ПОДРЯД». Эта фраза практически списана с небезызвестной поправки к конституции Соединенных Штатов, но одно маленькое дополнение кардинально меняет ее суть.

Если подряд нельзя, значит, с перерывом можно, особенно если человек хороший, другой альтернативы нет, а стабильность и преемственность курса стране необходима. С этим трудно спорить, но такой прагматичный подход уже не просто другая политическая философия и идеология, а нечто гораздо большее.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page