Под надежным контролем

В 2012 году исполняется 20 лет со дня образования Федерального казначейства Российской Федерации, а точнее, с момента возрождения казначейства в России. Управление Федерального казначейства по Ярославской области было образовано 2 августа 1993 года, но читателю, далекому от бюджетного финансирования, мало что известно о задачах, функциях и структуре этого жизненно важного, можно сказать, кровеносного учреждения для региональных бюджетных организаций. Расскажем о нем подробнее.

Вопрос о казначейском исполнении российского бюджета был решен указом президента РФ от 8 декабря 1992 года под N 1556 «О Федеральном казначействе». Так что начиная с 1992 года задачи исполнения федерального бюджета, обеспечение предварительного, текущего и последующего контроля, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета были возложены на вновь созданные органы Федерального казначейства.

Этим же указом в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств в России была образована единая система органов Федерального казначейства, включающая на сегодняшний момент Федеральное казначейство, Межрегиональное операционное управление и территориальные органы Федерального казначейства  по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам  Москве и Санкт-Петербургу. Органам Федерального казначейства были представлены значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета.

В числе основных задач деятельности управления в настоящий момент являются кассовое исполнение федерального, кассовое обслуживание областного и местных бюджетов на территории области, учет операций со средствами юридических лиц, не являющихся получателями бюджетных средств, осуществление учета доходов, поступивших в бюджет РФ, составление и представление в Федеральное казначейство отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета на территории региона.

Надо признать, что со всеми возложенными  на него задачами управление Федерального казначейства по Ярославской области справляется. Своевременно открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, доводит до получателей бюджетные ассигнования, ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на территории области, осуществляет учет и распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов, зачетов и уточнений излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Управление Федерального казначейства по Ярославской области также ведет учет операций со средствами, полученными федеральными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, обеспечивает наличными деньгами организации, лицевые счета которых открыты в управлении, составляет и представляет в органы исполнительной власти и местного самоуправления необходимую отчетность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и т. д.

В управлении открыто 1914 лицевых счетов участникам бюджетного процесса, 801 лицевой счет администраторов доходов. Говоря об итогах работы за 11 месяцев текущего года, нужно сказать, что на доходный счет управления поступило налогов, сборов и иных платежей на сумму 139,3  млрд. руб., перечислено в бюджеты бюджетной системы РФ  132,0 млрд. руб. По единому счету управлением проведено 216032 платежные операции. Простому обывателю даже представить трудно все эти финансовые операции, в общей сложности исчисляемые миллиардами рублей!

Все эти функции выполняются структурными подразделениями управления: отделами доходов, расходов, ведения федеральных реестров, операционным, бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов, юридическим, финансового обеспечения, административным,  государственных закупок, информационных систем, внутреннего контроля и аудита, режима секретности и безопасности информации,  кадров, а также семнадцатью территориальными отделами управления, находящимися в районах Ярославской области.

Одной из важнейших составляющих деятельности управления по совершенствованию системы управления государственными финансами является ведомственный контроль. Ведомственный контроль служит тем самым фундаментом, на котором стоит вся система финансового контроля. Хорошо организованный ведомственный контроль в казначействе рассматривается как эффективный инструмент стратегии управления.

Применяемая система контроля направлена на повышение эффективности деятельности управления, выявление, устранение, предупреждение и пресечение нарушений и недостатков в деятельности по исполнению функциональных обязанностей.

Внутренний контроль в управлении — это непрерывный процесс, осуществляемый всеми работниками структурных подразделений, а также непосредственно отделом внутреннего контроля и аудита в рамках управления казначейскими рисками, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, административных и технологических регламентов, должностных регламентов работников управления, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.  Снижение казначейских рисков — это одна из основных задач казначейства в области управления государственными финансами.

В управлении осуществляется и внутренний аудит  —  предоставление руководителю управления независимой и объективной информации о состоянии деятельности структурных подразделений  по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе надежности функционирования  самой системы внутреннего контроля.

Численность отдела внутреннего контроля и аудита управления составляет 6 человек, замещающих ведущие и старшие должности государственной гражданской службы.

Появление новых нормативных документов и технологий требует от сотрудников отдела постоянного повышения профессионального мастерства. В отделе систематически проводятся экономические учебы по направлениям деятельности управления, по изучению нормативных правовых актов Российской Федерации, один раз в три года все сотрудники проходят обучение на курсах повышения квалификации. Проводятся стажировки сотрудников отдела внутреннего контроля и аудита в структурных подразделениях управления.

Внутренний контроль и внутренний аудит отделом осуществляется на основании Положения об отделе внутреннего контроля и аудита, должностных регламентов сотрудников отдела, Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности.

Отделом проводятся  комплексные и тематические проверки, которые охватывают весь спектр деятельности структурных подразделений управления.

Одним из элементов эффективности в организации и проведении внутреннего контроля является четкое планирование. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода.

Меняются и подходы к организации и проведению контроля. На сегодняшний день повышается значимость прежде всего выполнения работником самоконтроля в рамках своих должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; организации и обеспечения текущего и последующего контроля на каждом участке работы; проведения регулярных проверок начальником структурного подразделения операций и процедур, осуществляемых работниками.

С 1 января 2011 года в рамках Проекта модернизации Казначейской системы России в управлении внедрена в постоянную эксплуатацию Автоматизированная система Федерального казначейства (далее — АСФК).

АСФК является центральным элементом управления государственными финансами и обеспечивает централизованное хранение данных и обработку информации, оперативное формирование отчетности, стопроцентный юридически значимый электронный документооборот с формированием истории всех операций, а также кассовое обслуживание  исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Программное обеспечение является примером  современного эффективного высокотехнологичного информационного решения в сфере государственных финансов.

Большим преимуществом внедрения АСФК перед ранее использовавшимися системами явилось наличие актуальной единой базы данных по всем операциям по исполнению бюджетов всех уровней на территории Ярославской области, включая и наличие сканированных копий документов, являющихся основанием для проведения кассовых расходов получателей средств бюджетов всех уровней, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Данное преимущество создает совершенно новые возможности в построении системы внутреннего контроля в части исполнения функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней. Это особенно актуально в связи с проведенной в 2011 году оптимизацией структуры управления и численности его работников, а также в связи с внедрением системы оценки эффективности и результативности деятельности федеральных гражданских служащих управления.

В апреле 2011 года  в управлении Федерального казначейства по Ярославской области прошла реорганизация путем присоединения к нему в качестве территориальных отделов 17 отделений. Такое изменение структуры привело к тому, что ответственность за действия сотрудников территориальных отделов по исполнению функциональных обязанностей сместилась в сторону управления.

Одним из наиболее эффективных инструментов является система внутреннего контроля и аудита, у которой с АСФК появились новые возможности, в том числе осуществление оперативного контроля по вопросам санкционирования расходов непосредственно в управлении.  

Результаты работы в предыдущем операционном дне отделов управления могут быть подвергнуты контролю со стороны отдела внутреннего контроля и аудита управления уже в следующем операционном дне. Результаты этого контроля могут быть также оперативно реализованы.  

АСФК дает возможность проводить дистанционные проверки  территориальных отделов управления без выезда на место, это  позволяет  сокращать затраты на командировочные расходы, а также осуществлять текущий контроль.

Каждому контрольному мероприятию предшествует подготовительный период. Готовится соответствующий приказ на проведение проверки, в котором указывается тема проверки, объект проверки, назначается  персональная группа проверки, проверяемый период, срок проведения проверки. Руководитель группы проверки  организует работу по сбору информации  для получения сведений об объектах и предметах проверки, определяет объем проверки исходя из перечня и характера процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также разрабатывает программу проверки. Чем детальнее и полнее составлена программа, тем качественнее  материал для оформления  акта проверки.

Результаты проверок оформляются актом. По результатам рассмотрения акта отделом готовится отчет, где указываются  выявленные нарушения и недостатки, а также выводы, предложения и рекомендации об их устранении и совершенствованию деятельности.

Итоговым документом является подписанное руководителем управления информационное письмо (указание), подлежащее обязательному исполнению в части устранения выявленных нарушений законодательных и нормативных правовых актов.

Проверка не карательный инструмент в деятельности отдела внутреннего контроля и аудита, проверка является средством, позволяющим обнажить объективные или субъективные проблемы, найти пути их решения.

В управлении Федерального казначейства по Ярославской области создан контрольный совет — экспертно-совещательный орган, на котором рассматриваются материалы проверок деятельности структурных подразделений управления, акты проверок (ревизий) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, материалы правоохранительных и иных контрольных и надзорных органов, направленные в адрес управления, а также вырабатываются предложения руководителю управления по предупреждению и устранению установленных нарушений и недостатков и меры ответственности должностных лиц за нарушения, допущенные структурными подразделениями управления.

В целях совершенствования механизма по своевременному устранению нарушений и недопущению их отделом внутреннего контроля и аудита анализируются выявленные нарушения и ошибки, результаты доводятся до территориальных отделов управления. Результаты анализа способствуют проведению профилактических мероприятий, направленных на устранение и на недопущение в будущем подобных ошибок. Территориальные отделы используют данный материал в повседневной работе, проверяют себя сами, выявляют нарушения, анализируют уровень соблюдения норм и правил.

Ежемесячно отдел внутреннего контроля и аудита размещает на официальном сайте управления в сети Интернет информацию о проведенных контрольных мероприятиях, а также о проверках управления контрольными и надзорными органами. Таким образом, решаются две задачи — лишения статуса «кулуарности» и повышения ответственности его за свою же работу.

Для совершенствования информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства внедрено прикладное программное обеспечение «Внутренний контроль и аудит», позволяющее учитывать проверки, систематизировать нарушения. Все результаты проверок отражаются в этом программном обеспечении и ежеквартально направляются в Федеральное казначейство.

В управлении разработаны показатели оценки результативности деятельности, которые влияют на материальное стимулирование сотрудников управления. Каждый работник управления должен осознавать, как его работа отражается на его «стоимости» и какие недостатки в его работе ее снижают.

Основной целью контрольных мероприятий управления Федерального казначейства по Ярославской области является выполнение каждой службой, каждым специалистом своих функций с соблюдением требований законодательства. Опираясь на связанных одной целью компетентных работников, владеющих необходимым мастерством и квалификацией, можно говорить об эффективности и результативности деятельности управления, а также и об эффективности организации внутреннего контроля.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page