Две лишние буквы

Долго ждал, когда кто-нибудь выскажет сомнение в правильности нынешнего названия поселка Петровское. По крайней мере, сами петровчане с новым названием не согласны и упорно письменно и устно называют свой любимый поселок по старинке — Петровск.

НЕ ТАК давно в разговоре с главой сельского поселения Петровское Андреем Пестовым мы как раз коснулись этой темы, и он с улыбкой рассказал мне, что жители поселка там, где можно, закрашивают краской в слове «Петровское» две последние буквы. Так местные жители протестуют против умаления их города до обыкновенного села.

Все это заставило меня поразмыслить на заданную тему. Родился я давненько и хорошо помню то время, когда Петровск был городом. В нем имелся райком КПСС, райисполком, рай-оно, банк, нарсуд и другие присущие райцентру учреждения. Моя родная деревня Галахово относилась к Петровскому району, и я с детства слышал в разговорах сельчан часто употребляемое ими слово «Петров». Бывало, какая-нибудь женщина, делясь с соседкой планами, скажет: «Накопила яиц, сметаны, творогу — завтра с утра встану и побегу на рынок в Петров. Бог даст, продам, обновки какие-нито куплю…»

Здесь стоит напомнить, что в русском разговорном языке часто происходит намеренное сокращение многих слов для  удобства произношения. Ведь легче выговорить слово «Петров», чем с добавлением двух букв в конце. А вот чтобы кто-то из галаховских старожилов сказал: «Петровское» — я никогда не слышал.

Село Петровское, как известно, перестало существовать с

3 августа 1777 года. С той поры оживленный населенный пункт, расположенный на важном для России тракте, связывающем Москву с северными окраинами, стал именоваться городом Петровском.

Возможно, он так бы и назывался до наших дней, если бы на Россию с завидной периодичностью не накатывались, как цунами, волны реформ. А где реформы, там непременно какое-нибудь дробление или, наоборот, расширение территорий. Так, во время укрупнения районов Ростовский район вобрал в себя и город Петровск, который утратил свой былой статус и с тех пор называется поселком.

Я в то время с семьей жил в селе Первитине, работал в колхозе и помню, как непривычно, даже дико, было по каждому пустяковому вопросу, за каждой малозначимой бумажкой гонять людей и машины в Ростов, на расстояние более тридцати километров. Все возмущались с оглядкой, но ругали начальников «верхних этажей».

В годы недавних реформ чиновники посчитали постыдным произносить слово «сельсовет» и, не раздумывая, узаконили вместо него безликое слово «территория». А затем и бывшие территории укрупнили в поселения. Но позвольте! Ведь поселение — это что-то временное, к примеру, стан геологов или каких-то других искателей-добытчиков. И если бы вершители судеб в свое время заглянули в словари, то наверняка не приклеили бы новым административным образованиям отдающее определенным душком слово «поселение», унижающее жителя (поселенца).

Все эти непродуманные новшества порождают сумятицу в головах и документах: где-то

увидишь надпись  «Петровск», где-то  — с добавлением двух букв. При подъезде к поселку на автомобиле гостей встречают солидная стела и старенький дорожный аншлаг с разными названиями. На вознесшейся в небо стеле красуется «Петровское», а на аншлаге — «Петровск». И это просто загадка для проезжающих мимо путешественников.

Фото Вячеслава КОМОЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page