Зоосад. приложение о животных

ХОРОШИЕ МЫ ЛЮДИ,
ОДНАКО ВСЕ МИМО, МИМО… Март в наших местах — это практически зима. Солнце хоть и пригревает днем, но тепла от него немного, а по ночам так и вовсе морозит основательно, градусов до десяти. Снег еще даже не начинает таять. Весна пока только в воздухе витает. Весна света — по определению Пришвина.
Бегут, спешат плотным ручейком по тротуару люди. А в одном месте, смотрю, расходится ручеек по сторонам, а потом опять смыкается.

ХОРОШИЕ МЫ ЛЮДИ,

ОДНАКО ВСЕ МИМО, МИМО…

Март в наших местах — это практически зима. Солнце хоть и пригревает днем, но тепла от него немного, а по ночам так и вовсе морозит основательно, градусов до десяти. Снег еще даже не начинает таять. Весна пока только в воздухе витает. Весна света — по определению Пришвина.

Бегут, спешат плотным ручейком по тротуару люди. А в одном месте, смотрю, расходится ручеек по сторонам, а потом опять смыкается. Что же там за препятствие такое? Подхожу ближе и вижу: прямо посреди тротуара крышка канализационного люка. Тепло под ней, а потому снежок вокруг стаял, вот и облюбовали это теплое местечко два бездомных пса. Свернулись каждый по калачику, для большего эффекта боками друг к другу прижались и спят себе, не обращая внимания на поток людской. Тепло им, вот и спят. Верят, наверное, что не обидим мы их, поймем незавидную долю собачью, лишившую животных крова и верной хозяйской руки.

И надо отдать должное людям — осторожно обходят они живой островок из собратьев наших меньших, доверчиво расположившихся прямо у них под ногами. Спят бедолаги? Да, один калачик, черной масти, уперся головой в плечо соседа и спит спокойно, а у другого хоть и уложена голова для сна, а глаза открыты. Не спит пес. Думает о чем-то. Грустные глаза.

И показалось мне, не о том он думает, что холодно на дворе, что неизвестно, чем и где придется нынче питаться, а о том, что вот бегут мимо люди, много людей, и ведь неплохих, наверное, никто ведь не пнул собак, не разразился гневными словами, мол, разлеглись тут, дорогу перегородили. Хорошие люди. Однако все мимо, мимо, мимо…

Собака — единственное на земле животное, которое привязано к человеку просто за то, что он человек. И любит его только за это. И нет ей большей радости, чем бежать, поруливая хвостом, за своим хозяином. Не важно, навстречу какой судьбе идет этот хозяин, вдоволь ли у него еды, уютен ли его угол. Главное, чтобы любил: за ухом бы почесал, когда взгрустнется — ему ли, собаке ли, словом бы ласковым одарил своего лохматого друга. Все равно, каким словом, лишь бы ласковым.

Я тоже прошла мимо. Хорошие мы люди, но у всех, даже заметивших чужую боль, есть тысячи причин, которые мешают помочь ближнему. И какое значение имеет то, что где-нибудь среди ночи вдруг проснешься ты и неожиданно вспомнишь эти два пушистых живых калачика, доверчиво расположившихся прямо посреди тротуара. И сожмется сердце от нестерпимой тоски, когда увидишь ты сквозь мрак ночи те открытые грустные собачьи глаза, которые все еще ждут, все еще верят в то, что вдруг кто-нибудь да не пройдет мимо — остановится, позовет за собой.

По какой бы причине ты ни прошел мимо чужой беды — виноват, если понял, что беда, про­-шел.

Любовь НОВИКОВА.

Фото Виктора ОРЛОВА. 

НЕЗАМЕТНЫЕ

ПОМОЩНИЦЫ

Много в наших садах и огородах самых разных вредителей, существенно портящих урожай, а то и вообще уничтожающих его. Вот и приходится человеку запасаться различными ядохимикатами, часто небезопасными, стараться сводить к минимуму причиняемый ущерб.

Разумеется, существуют и способы, позволяющие обходиться без ядохимикатов, и я сам подчас их применяю. К примеру, опрыскиваю гряды с морковью настоем табака, обманывая, таким образом, морковную муху, но все же полностью исключить порчу моркови не всегда удается. Аналогичная ситуация происходит с капустой: бабочки-капустницы обманываются, если рассада опрыснута этим же раствором или любым другим, отбивающим запах капусты. Но как всегда бывает: опрыснешь грядки, а вечером пойдет дождь, а то и вообще соберется гроза, и все труды оказываются напрасными. Вот и приходится применять ядохимикаты, действующие на вредителей практически мгновенно, причем применять задолго до употребления овощей в пищу, чтобы самому себе не навредить.

Однако рассаду ранней капусты я никогда не опрыскиваю никакой химией — этот овощ достигает потребительской спелости очень быстро. Накрыть все посадки капусты сеткой не удается, и поэтому ранняя капуста остается без защитного покрытия в надежде, что мы ее быстро съедим. Срезая готовые кочаны капусты этим летом, каждый раз обнаруживал рядом достаточно крупную жабу. Зная, что этот вид земноводных способен уничтожать слизней, всегда пересаживал ее под очередной кочан. Отмечу, что слизней в этих кочанах не было, зеленые гусеницы бабочек-капустниц присутствовали, а вот слизней скушала жаба. Следовательно без всяких затрат один из вредителей оказывается уничтожен.

Очень полезная для нас, огородников, жаба к тому же предпочитает проживать на строго ограниченной территории, там, где ей хватает корма, и никуда не уходит с обжитого пространства. Это я подметил еще в детстве, когда в течение нескольких лет находил у себя на огороде, вернее сказать, под бревном дома, одну и ту же жабу. Понятно, что первый раз тогда, в детстве, взять ее в руки мне было непросто: все слышали различные утверждения «знающих» людей о том, что от жаб бывают бородавки, но это все несусветная чушь. Скажу честно, лягушки и сейчас не вызывают у меня желания взять их в руки, а тут я увидел совершенно другое и с первого взгляда совсем не симпатичное животное. Преодолев себя, я взял тогда ее в руки и, к своему удивлению, ощутил не холодное и мокрое, а теплое существо с бархатистой кожей, которое не пыталось ускакать из моих рук, напротив, оно дало мне возможность себя внимательно рассмотреть. Особенно поразили меня глаза — в них была какая-то затаенная мысль, чувство собственного достоинства. Вообще эта жаба напоминала мне умную черепаху из известной детской сказки. Посадив жабу обратно, я, на следующий день случайно проходя мимо, опять увидел ее и снова взял в руки, а затем, предварительно постелив газету на стол, стоящий на лужайке, на котором по выходным дням взрослые резались в домино, стал наблюдать за ней. Мое любопытство к этой совершенно безобидной жабе вызвало ужас у моих родственников, и я опять услышал о ней самые разнообразные истории, да такие, что можно только удивляться людской фантазии, порой достойной братьев Стругацких. И все же по совету матери я вскоре унес жабу на место и больше на всеобщее обозрение не выставлял, щадя чувства моих родственников.   

Уезжая в конце лета в город, я мечтал, чтобы все хорошее, что со мной случилось, опять повторилось следующим летом. Этих желаний было очень много, и я забывал о маленьком, симпатичном и незаметном существе. И каково было мое счастье, когда, приехав в деревню в начале мая и обходя дом, я обнаруживал свою старую знакомую, сидящую как ни в чем не бывало под своим любимым бревном!

Увы, многие люди считают жаб вредными и приписывают им всякие негативные качества, совершенно не зная об их пользе. Хочу сказать, что жабы — это незаметные помощницы садоводов и огородников, поэтому их обязательно надо привечать на своем огороде.

Что касается условий, в которых приходится жить этим полезным земноводным, то врагов у них достаточно, и человек является одним из них. Сколько жаб гибнет на дорогах, когда по весне или после теплого дождя они выползают на проезжую часть!

Владимир МАКАРОВ.

Фото

Ирины ТРОФИМОВОЙ.

Леонид МАРТЫНОВ

ЛИСЕНОК

Не то ребенок, а не то бесенок,

Из леса выйдя, преградил мне путь,

И это был малюсенький лисенок,

Меня не испугавшийся

ничуть.

Он понимал, что я его

не трону,

Хотя бы потому, что так

он мал,

Что это исключает оборону, —

Он все это прекрасно

понимал!

Вот и глядел он на меня

подобно

Тому, как дети на большого

пса,

Присев на корточки,

глядят беззлобно.

Но тут его окликнула лиса.

Он скрылся. В чаще что-то

затрещало,

Должно быть, мать в норе,

в лесном жилье

Его учила, мучила, стращала

Рассказами о модных

ателье.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page