Любимские китайцы

Покупая на рынках летнюю обувь китайского производства, люди верят, что раз на подошве написано «Made in China», то и произведена она в Китае. Вполне может оказаться, что сделана она в городе Любиме или соседнем поселке Отрадном. В ОЖИДАНИИ НАШЕСТВИЯ О нашествии китайцев в Любим местные жители заговорили в мае 2010 года, когда услышали о строительстве здесь китайского обувного завода.

Покупая на рынках летнюю обувь китайского производства, люди верят, что раз на подошве написано «Made in China», то и произведена она в Китае. Вполне может оказаться, что сделана она в городе Любиме или соседнем поселке Отрадном.

В ОЖИДАНИИ НАШЕСТВИЯ

О нашествии китайцев в Любим местные жители заговорили в мае 2010 года, когда услышали о строительстве здесь китайского обувного завода. В социальных сетях сразу же забили тревогу, что после приезда на завод около полутора тысяч китайцев райцентр превратится в Чайна-таун.

Тревожные опасения имели под собой вполне реальное основание: в 2010 году Китай инвестировал в российскую экономику более 7,6 млрд. долларов, из этой суммы 121 млн. долларов были прямыми инвестициями.

— Когда китайские представители впервые появились в нашем районе, разговор шел о покупке 100 гектаров земли, — вспоминает заместитель главы администрации Любимского муниципального района Сергей Анатольевич Васильев. — Они собирались выращивать овощи и зелень для китайских ресторанов в столице. Мы предложили им вложиться в крупное сельскохозяйственное производство. Но в конечном счете, исходя из купленных и арендуемых китайцами площадей, все закончилось пуском трех-четырех полуавтоматических линий по производству мужской, женской и детской обуви и дорожных чемоданов.

НЕ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

Выяснить толком, когда и сколько китайцев приехало в Любим, где они живут и чем занимаются, через государственные службы не получалось. Одни чиновники ссылались на закрытый характер такой информации, другие — на коммерческую тайну, третьи вообще не брали трубку или отсылали к представителю владельца производства — некоему русскоговорящему китайцу Дмитрию. Он был как бы связующим звеном между хозяевами бизнеса и управляющими на местах, своего рода «решалой», находящимся все время в разъездах.

И легче было, наверное, дозвониться в администрацию президента России, чем этому Дмитрию.

Осознав, что поговорить с ним практически невозможно, мы решили действовать проверенным журналистским методом — нежданным десантом на место и общением с людьми. А дальше — по ситуации.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НЕПРИКОСНОВЕННА

Их рассказов жителей Любима мы узнали, что часть китайцев живет и работает в выкупленном здании бывшего ДРСУ на улице Советской. В магазин они ходят группами по три-четыре человека, молодежь частенько сидит в беседке на берегу Обноры: посмотрит на реку —

и к себе. Пиво, как местные, из горлышка не пьет, не мусорит. По-русски не понимает.

Здание с выложенными на торце красным кирпичом словами «Слава труду!» мы нашли без труда. Из-за штор на окнах второго этажа кто-то выглядывал, во дворе стояла машина, но дверь в ограде была на замке. О чем гласило вывешенное на заборе объявление, написанное китайскими иероглифами, мы бы все равно не прочитали, даже если бы нам пообещали миллион юаней. И даже миллион долларов!

Помучив минуты три кнопку звонка, мы так никого и не дождались. И отправились за Обнору, в поселок Отрадный, где согласно разведке тоже находилось китайское производство.

СЛАВА

ТРУДУ! КИТАЙСКОМУ

Разобраться, в каком из зданий бывшей «Сельхозтехники» прячутся китайцы, было непросто. Заехав во двор, никого похожего на гостей из Поднебесной мы не увидели. И уже стали терять надежду, что вообще встретим здесь хоть одного китайца. Стали расспрашивать пробирающихся на обед работяг, а те только смеются. И все же нашелся один сочувствующий, показал, куда идти. И получилось так, что мы попали на заставленное мешками с сырьем и коробками с готовой продукцией производство как бы с тылу. Заглянули в одну дверь, а там горячий цех по отливке подошв, где трудились китайские парни. Прошли дальше, а там полуавтоматическая линия по производству женских сланцев. Запах, конечно, едкий. Девушки-китаянки в марлевых повязках намазывают подошвы клеем. Юноши прикладывают к подошвам следки и, пропустив изделия через раскаленные тэны, склеивают горячие части на специальных прессах. Не схватившиеся под прессом места дожимают пассатижами. На этой незатейливой операции в тот день сидел Юрий Николаевич Федоров, житель Любима.

— Я раньше в сельском хозяйстве на тракторе работал за пять тысяч, — признался Федоров. — А здесь обещают пятьсот рублей в день, зарплату выплачивают четко раз в месяц, а на обед старший каждый день выдает сто двадцать рублей наличными. Я уже третью неделю работаю…

Тут и старший появился — Джоу, явно недовольный нашим визитом, а с ним хорошо говорящий по-русски 26-летний китаец Андрей из Харбина. Он в России уже полгода, еще шесть месяцев поработает, пока действует виза, и уедет домой. Андрей рассказал, что трудятся они с утра до вечера, живут тут же. А готовую продукцию отправляют в Москву. Всего на производстве занято около сорока человек, помимо китайцев есть таджики, узбеки и русские.

Надо заметить, что подоходный налог с иностранцев составляет 30 процентов, но в поисках работы молодые, не имеющие профессии китайцы из провинции согласны на любой труд. Хотя и в самой КНР средняя зарплата в промышленности, говорят, уже поднялась до 400 долларов, а в строительстве — до 700. Так что желающих ехать трудиться за те же деньги в чужой стране становится все меньше.

Стоило нам выйти на улицу, как подошел Джоу и протянул сотовый телефон. На связи был, как нетрудно догадаться, тот самый Дмитрий, до которого мы никак не могли дозвониться. Он расспросил, кто мы такие и что нам надо. Мы объяснили, что журналисты из областной газеты. Русскоговорящий китаец обещал подъехать в редакцию, поинтересовался адресом.

Когда мы уезжали из «Сельхозтехники», Джоу еще говорил со своим соотечественником по телефону. А с крыши главного корпуса «Сельхозтехники» нас провожали такие знакомые и правильные слова: «Слава труду!» Уточним: китайскому.

На снимках: цех «Сельхозтехники» в поселке Отрадном; одна из работниц.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page