Школа — это мое сокровище

11 мая в должность директора департамента образования  мэрии города Ярославля вступил бывший директор ярославской общеобразовательной школы N 90 Сергей  Владимирович Терех.

КОГДА приходишь к чиновнику со своей проблемой,  хочется, чтобы выслушали и помогли в кратчайшие сроки. А что мы видим в нашем собеседнике чаще всего? Личность? Да нет же, функцию в пиджаке! А разве может функция понять и помочь? Нет! Человеческие качества подчас куда важнее, чем полномочия.

Зная Сергея Владимировича лично, хочу и другим рассказать о нем, но не как о начальнике, а как о человеке. В интернете есть много фрагментов его биографии, но информация скудная. Вот и решила пробелы  восстановить да узнать, как так получилось, что Сергей Владимирович связал свою жизнь со сферой образования.

НЕ ПО ОТЦОВСКИМ СТОПАМ

Как оказалось, Сергей Владимирович  родился в семье военнослужащего. Вместе с родителями он колесил по стране, часто менял школы.

— Многие думают, что частая смена школ вредит ребенку, но я с этим не согласен, — говорит наш герой. — Постоянная смена учебных заведений, коллективов научила меня тому, что называется дипломатией.

После того как глава семейства вышел на пенсию, семья  вернулась с Камчатки в Ярославль. Выпускник ярославской  школы N 10 Сережа Терех хотел пойти по стопам отца, но зрение подвело, и в военное училище не приняли. Вот тогда и было решено поступать в Ярославский педагогический институт имени К. Д. Ушинского на факультет истории, обществоведения, советского государства и права.

— Поступать было сложно, но зато так интересно учиться! — вспоминает Сергей Владимирович. — Студенческий коллектив дал мне очень много в плане становления как человека, а те качества, которые я приобрел, меняя школы и коллективы, позволили наладить хорошие отношения со всеми остальными студентами.

Студенческая весна, слеты, конференции, строй-отряды, работа в профсоюзной организации — этот период жизни был очень ярким и плодотворным.

ПЕРВЫЕ

ШАГИ

В ПРОФЕССИИ

После окончания института Сергей Терех был распределен в Ивановскую среднюю школу Борисоглебского района на должность директора, но в силу личных обстоятельств туда не поехал. В то время появилась вакансия учителя истории в ярославской школе N 56, что в Брагине. Туда новоиспеченный специалист и был перераспределен.

Уже в первый год работы учителя истории отправили на конкурс «Молодой специалист». Сергей Владимирович его выиграл. Вот тогда и заметили во вчерашнем выпускнике педагогический талант. Члены комиссии в один голос сказали: — Будем растить молодого директора!

Но до должности молодого директора было еще очень далеко, а именно десять лет педагогической деятельности.

Я сама некоторое время преподавала в школе, поэтому знаю весь процесс изнутри. Не раз видела, как молодые специалисты  приходили в школу с огромным желанием работать, но, погружаясь в каждодневную рутину, школьные проблемы, они теряли свой запал.

Как же Сергею Владимировичу удалось сохранить этот внутренний огонь? Как он понял, что это дело его жизни?

—  И представить не мог, что буду работать учителем, — рассказывает Сергей Терех. — Я рос в советское время и представлял, что свяжу свою жизнь с какой-то общественной работой, с партией, но, как только начал работать с ребятами, и думать про это забыл. Меня покорили детская любознательность, жизненный азарт, простота парней и кокетство девчонок, неподдельное искреннее общение. Эта эмоциональная атмосфера затягивает! У нас были не панибратские отношения, а дружеские. В приоритете было уважение вне зависимости от того, кто и как учился. Ребята до сих пор здороваются, а те ученики, которых я выпустил из 56-й школы, привели потом своих детей в школу N 90.

Все замечательно, но на зарплату учителя сложно прожить. Учитель истории Сергей Владимирович Терех устроился на строительные работы. Очень помогли навыки, приобретенные в студенческие годы в стройотрядах.

— Это были 90-е годы, эра начинающих олигархов и собственников. Строительные и ремонтные работы пользовались большим спросом,  поэтому платили неплохие деньги. Первая половина дня была для души, вторая — для хлеба насущного, — с улыбкой вспоминает Сергей Терех. — Этот симбиоз духовного труда и физического не позволял мне стоять на месте. Так прошло десять лет.

МОЛОДОЙ ДИРЕКТОР

В молодые годы учителю истории школы N 56 часто поступали предложения взять под свое крыло, возглавить   школу, где по какой-то причине освобождалось место директора.

— Мне не хотелось идти в ту школу, где уже сформировался коллектив, — поясняет Сергей Владимирович. — Пришлось бы ломать устоявшиеся порядки. Когда поступило предложение возглавить школу-новостройку, я, конечно, согласился. Школа N 90 стала для меня детищем — как в плане душевных вложений, так и в плане физических затрат.

Первые пять лет Сергей Владимирович дневал и ночевал в школе, каждое утро встречал ребятишек.

— Наш коллектив с первого дня начал нарабатывать имидж. Оглядываясь назад, сейчас не побоюсь сказать, что этот этап был самым интересным в моей жизни, — делится Сергей Владимирович. — Школа N 90 — это мое сокровище! Если раньше оно было в руках, то теперь в сердце, в голове.

А НЕ СТАТЬ ЛИ ДЕПУТАТОМ

В 2004 году, когда школе исполнилось шесть лет, а Сергей Владимирович Терех уже был известен в городе как руководитель, возникла мысль: а не попробовать ли стать депутатом?

— Я подумал, что, возможно, родители, которые доверяют мне своих детей, проголосуют за меня и на выборах, — вспоминает директор департамента образования.

Выборы это подтвердили: количество голосов за кандидата Сергея Владимировича Тереха в 2,5 раза превышало количество голосов за других кандидатов.

— Вот еще один способ победить на выборах без денег, — смеется Сергей Владимирович. — Работа в муниципалитете — это не только очень интересное дело, но и дополнительное политическое образование. Новые знакомства, контакты с влиятельными людьми позволяли решать многие вопросы, в том числе и на благо 90-й школы. Родители выбрали меня не только как директора школы, но и  как  представителя от своего района.

СУДЬБА

ДАЕТ ЗНАКИ

Не могу сказать, что Сергей Владимирович импульсивный человек. Он настоящий организатор, каждое его решение обдуманно и взвешенно, но он, как и большинство людей, прислушивается к своему внутреннему голосу, подмечает знаки судьбы.

— Нужно уметь осознавать знаковость того или иного события, пользоваться моментом, — объясняет Сергей Владимирович. — Я стал замечать, что школа работает и без меня. Механизм был настолько отлажен, что не требовал моего вмешательства. Все не только функционировало, но и развивалось. Проблемы редко доходили до директорского кабинета — все решалось на местах.

Как оказалось, должность директора департамента образования при мэрии города Ярославля не была самоцелью для Сергея Владимировича.

— Наверное, так сложилась судьба, что свою миссию в школе N 90 я выполнил, — поясняет нынешний директор департамента образования мэрии города Ярославля. — В скором времени от мэра города Евгения Урлашова мне поступило предложение возглавить департамент образования. С Евгением Робертовичем мы хорошо знакомы по

муниципалитету 4-го созыва. Мэру нужен был человек, который бы имел опыт, хорошо знал свое дело, знал систему. Я все обдумал и принял предложение.

Новый директор поделился с нами своими рабочими планами:

— Пока я не стар, еще пять-десять лет хочется активно трудиться на благо детей и педагогических коллективов нашего славного Ярославля. Мне бы хотелось, чтобы чиновники понимали, что они работают на благо школ, на благо детских садов, на благо центров дополнительного образования. Каждый на своем рабочем месте должен сделать все, чтобы облегчить труд директорам школ. Чем больше чиновники возьмут на себя ответственности, тем проще будет заниматься образовательным и воспитательным процессом. Учителя, воспитатели в детском саду должны заниматься учебным процессом, а не беспокоиться о протечке кровли. Это не работа педагогов, не работа директора. Так сложилось, что у нас директор школы — это универсальный работник: и плотник, и медицинский работник, и работник столовой. Это неправильно! Главная задача для меня — постараться максимально делегировать полноту ответственности на каждое рабочее место, чтобы каждый понимал долю, меру и степень ответственности на своем рабочем месте.  Я столкнулся с тем, что департамент образования занимается исключительно написанием  ответов на обращения граждан. Хочется обратиться  к  гражданам  с просьбой решать сначала все проблемы там, где они возникли, а уже потом обращаться к чиновникам.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page