Помощник рыбинского городского прокурора Наталья Белова пригласила меня в музей. Но не на экскурсию, а для участия в проверке.
ГОРОДСКАЯ прокуратура заинтересовалась тем, как соблюдается бюджетное законодательство при проведении ремонтных и реставрационных работ на объектах культурного наследия и как выполняются охранные обязательства по сохранению памятника архитектуры конца XVIII — начала XIX века, коим является Мучной гостиный двор.
С двадцатых годов прошлого века здесь располагался под разными названиями городской музей со своими фондами и экспозициями, а ныне располагается один из корпусов Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Основанием для прокурорской проверки также стала статья «Потускневшая жемчужина», опубликованная в газете «Золотое кольцо» 9 июня 2012 года. В ней шла речь о том, как без должной заботы со стороны областного департамента культуры историческое здание на Волжской набережной разваливается на глазах у горожан и туристов.
Особую озабоченность по этому поводу высказал глава Рыбинска Юрий Ласточкин. За последние три года городская администрация, проявив инициативу, сумела привлечь инвесторов для восстановления в городе ряда объектов историко-культурного значения. Но, если судить по охранным табличкам, Новая хлебная биржа и Мучной гостиный двор, входящие в комплекс Рыбинского музея-заповедника, — это достояние республики, которое находится в собственности субъекта Федерации. Так что активность требуется как раз от областной администрации.
Наталья Белова, исполняя поручение городского прокурора, заодно проверяла достоверность изложенных в публикации фактов. Надеюсь, она убедилась, что я ни слова не соврал. А вот лично я после осмотра старого музейного корпуса убедился в том, что напрасно сгладил острые углы в статье. Изнанка выглядит намного хуже по сравнению с очевидной внешней разрухой.
Что видят экскурсанты в музее на Волжской набережной? Улыбающегося во всю зубастую пасть динозавра Кешу при входе в музейную экспозицию и три небольшие выставки в трех музейных залах на втором этаже. Быт музейных работников на первом этаже они не видят. И слава Богу, потому что ютятся музейные работники в каморках с потрескавшимися стенами с облупившейся краской и щербатыми паркетными полами. Устойчивый запах сырости дает основание думать, что отнюдь не вольно здесь дышит человек.
Между тем музейные работники могли бы расположиться в корпусе на Волжской набережной с комфортом, а выставочных залов там должно быть не три, а двадцать три.
Думаете, у меня фантазия разгулялась? Отнюдь. По фасаду двух-этажного здания Мучного гостиного двора, относящегося к музейному корпусу, 60 окон — по три в каждой комнате второго этажа, где до революции в многочисленных магазинах и купеческих лавках-секциях, вытянувшихся в одну линию, шла бойкая торговля. Судя по всему, на первом этаже раньше располагались складские помещения, которые вполне можно использовать под музейные запасники, жилые и хозяйственные помещения, картинные галереи.
Сейчас большинство помещений в старом музейном корпусе пустуют. Точнее будет сказать, они завалены хламом. Но несколько комнат на втором этаже девственно чисты. Такое ощущение, что вчера, а не двадцать с лишним лет назад оттуда ушли строители, которые подготовили кирпичные стены под штукатурку, а на полы уложили лаги под настил из досок.
Но строители сюда больше не вернулись. За двадцать лет крыша изрядно прохудилась, а трещин на стенах стало больше, они стали шире.
В одной трещине в толстущей кирпичной стене что-то просвечивало. Я приблизился к ней, присмотрелся и увидел людей. По ту сторону трещины, во дворе, на Мытном рынке, шла бойкая торговля.
Заместитель начальника отдела по развитию городских территорий департамента архитектуры и градостроительства администрации Рыбинска Светлана Белова настроена оптимистично:
— Я считаю, что при нормальном финансировании это историческое здание удастся сохранить.
В день проверки ремонтники как раз восстанавливали фрагмент кровли на старом здании музея со стороны Красной площади. В этом году Рыбинскому музею-заповеднику на проведение ремонтных работ было выделено 5 млн. рублей. За счет этих средств и ремонтируется кровля.
Маловато будет, ведь на проведение комплексного обследования, подготовку проектно-сметной документации и реставрацию здания старого музейного корпуса от фундамента до крыши нужно денег в десятки раз больше.
Готов ли областной департамент культуры бить в набатный колокол, привлекая внимание областного руководства и инвесторов к одной из культурных жемчужин Верхневолжья? Готов ли собственник здания в лице департамента имущественных и земельных отношений областной администрации выполнить охранные обязательства и добиться выделения из регионального бюджета необходимой суммы для проведения капремонта охраняемого государством памятника архитектуры? Если все останется по-прежнему, придется музейным работникам и далее с завистью поглядывать сквозь расширяющуюся трещину в капитальной стене на бьющую ключом жизнь на Мытном рынке. При нынешнем финансировании до конца века будут смотреть.
На снимках:
1. По ту сторону трещины на Мытном рынке идет бойкая торговля.
2. Историческое здание на Волжской набережной разваливается на глазах.
Фото автора.