С мая 2011 года Правление Ярославского облпотребсоюза проводит активную работу по информационному обеспечению торговой деятельности предприятий потребительской кооперации. Учитывая необходимость и несомненную пользу проведения данных мероприятий, председатель Правления Ярославского облпотребсоюза Марина Астахина вышла с инициативой о проведении для руководителей организаций потребительской кооперации Ярославского облпотребсоюза областного семинара по вопросам консолидации потребительских обществ и о преимуществах централизованной автоматизации предприятий розничной торговли.
МЫ СИДИМ
НА КУЧЕ ЗОЛОТА…
В работе семинара приняли участие председатель совета директоров МТК Валерий Перепечин и руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус» Сергей Горьков. Изучить опыт ярославских коллег и поделиться своими успехами Вологодским облпотребсоюзом была делегирована группа руководителей и специалистов, возглавляемая председателем правления Ольгой Барабановой. Ольга Барабанова выразила мнение вологодских кооператоров о своевременности создания МТК и понимание необходимости консолидации и информационного обеспечения торговой деятельности.
— Стоять на месте — гибель, — подчеркнула во вступительном слове Марина Александровна Астахина. — Нам необходимо двигаться вперед, если мы хотим остаться на рынке услуг розничной торговли, успешно конкурировать и развиваться.
Не секрет, что большинство сельских магазинов работает по старинке, как было заведено еще в советские дорыночные времена. Ничего нет удивительного в том, что крупные сети продолжают вытеснять кооператоров с насиженных «полей». Кооператоры давно задумываются, как выжить в условиях жесткой конкуренции. И понимают, что без объединения усилий вряд ли можно добиться результатов.
— Мы сидим на куче золота и не умеем или не хотим его разрабатывать, — считает один из спикеров семинара — председатель совета директоров Межрегиональной торговой компании Валерий Перепечин.
Напомним, что в прошлом году была создана Межрегиональная торговая компания, целями и задачами которой являются:
— создание для участников кооперации конкурентных преимуществ на базе закупочного союза;
— оптимизация логистических затрат;
— формирование единого маркетингового плана;
— оптимизация действующих бизнес-моделей.
Валерий Валерьевич пояснил, что потребсоюзы, вступившие в МТК, получают массу преимуществ. Рассказал он и о современных бизнес-процессах в области управления ассортиментом, ценообразованием и закупками.
В КОНСОЛИДАЦИИ — СИЛА
Добиться наилучших условий от федеральных поставщиков и производителей не так просто, поскольку объем закупок по контрактам, заключенным МТК, не всегда это позволяет.
По словам Перепечина, на сегодня МТК заключено более 30 федеральных контрактов, в том числе и с ведущими отечественными производителями.
АССОРТИМЕНТ — ДЕЛО ТОНКОЕ
Особое внимание уделил Перепечин работе с ассортиментом. Как правило, товар заказывает завмаг, руководствуясь личными вкусами и интересами. О правильной выкладке товара знают далеко не в каждом магазине. В результате товар залеживается, оборот падает.
В рамках МТК регулярно проходят семинары, где ведущие эксперты делятся секретами мастерства: учат логике построения ценовой и ассортиментной политики.
ТРИ СТУПЕНИ
К УСПЕХУ
Была создана трехуровневая система управления: магазин — районный офис — региональный офис. Согласно этой системе магазин занимается только продажами. Заведующий магазином отвечает за приемку, оприходование, выкладку товара, за оборудование и прочие организационные работы, взаимодействует с покупателем. Районный офис занимается локальной договорной работой с местным производителем. Здесь работают менеджеры двух направлений — по операциям и по категориям. Это звено обладает достаточной степенью свободы.
Региональный офис — облпотребсоюз ведет основную договорную работу по региональному и федеральному ассортименту, администрирует торговый процесс. В его ведомстве основная бухгалтерская, экономическая и юридическая службы.
Перепечин подчеркнул, что заинтересованность в развитии поставок в систему потребкооперации остается высокой.
— Готовы ли вы к консолидации? Нужна ли вам эта работа? — спросил спикер. — Насколько актуальны поднятые вопросы в ваших регионах и хотят ли ярославские и вологодские кооператоры двигаться в ногу с прогрессом?
Большинство слушателей согласились с необходимостью перемен и ответили, что только совместная работа и личная вовлеченность участников смогут принести соответствующий результат.
ЕЩЕ ОДНА СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕХА
Специалист компании «1С-Рарус» Сергей Горьков рассказал о преимуществах сервиса электронного документооборота. Благодаря передаче данных по закрытому каналу коммерческая информация остается надежно защищенной, а общение участников МТК между собой и с контрагентами становится более удобным. Это способствует повышению уровня безопасности и предотвращению потерь, оптимизации затрат на оснащение торговых объектов и сервисное обслуживание.
МТК создали единый классификатор товаров, которым смогут пользоваться все ее участники, а не содержать в штате человека, который каждый раз заново «вбивает» сотни названий. Система позволяет в режиме онлайн отслеживать все действия любой торговой точки, анализировать ошибки, контролировать работу менеджеров и продавцов.
Председатель Совета Ярославского облпотребсоюза Нина Алексеевна Шошина поблагодарила выступающих.
ПЕРВАЯ
ЛАСТОЧКА
Первой ласточкой в этом направлении стал магазин потребительского общества «Новый север» в Новоселках. Председатель совета Галина Николаевна Самарина рассказала собравшимся о той нелегкой работе, которую проделали она и ее коллеги. Поскольку магазин находится в районе, где конкуренцию ему составляют федеральные сети, было принято решение о переводе работы магазина по методу самообслуживания с трехступенчатой автоматизацией торгового процесса. Было обновлено холодильное оборудование, приобретены весы, кассовые терминалы, программное обеспечение. Поначалу всем было очень сложно, но в результате на сегодня рост месячного оборота составил 155 процентов.
После теоретической части участники семинара посетили магазин, который поразил современной организацией торгового процесса. Все на практике смогли убедиться в тех преимуществах, о которых было сказано ранее.
Подводя итог, Марина Астахина подчеркнула актуальность проведенного семинара и призвала коллег от слов перейти к делу.