Боевой тюлень из некрасовского

— Я не морской волк, а самый настоящий боевой тюлень, — так в шутку отзывается о себе капитан I ранга в отставке Виктор Огородников.

Виктор Павлович командовал кораблем и соединением кораблей. Выполнял боевые задачи от Южной Африки до Северного полюса. Служил на островах Арктики. Он полный кавалер медалей «За воинскую доблесть», кавалер медали «За службу в специальных подразделениях МО РФ», медали губернатора Мурманской области «За службу в Заполярье». Два года назад Виктор Павлович уволился в запас и переехал из Мурманска в поселок Некрасовское.

— Супруга родом из этих мест. Она меня, заядлого рыбака, Волгой и приманила, — улыбается.

Виктор Огородников офицер ВМФ в пятом поколении. Родился в Севастополе. Отец Павел Михайлович капитан I ранга. Так что у него был один путь в жизни — Нахимовское училище. Успешно окончив его, Виктор  попал на гвардейский большой противолодочный корабль «Сообразительный». С 1982 по 1986 год нес напряженную службу в Ливане и Анголе. Участвовал в локальных военных конфликтах. Занимался борьбой с диверсионными группами. Ныряя с аквалангом, снимал боевые мины с кораблей, как советских, так и иностранных.

— Они осуществляли гуманитарную помощь Африке, но определенным террористическим группировкам, в том числе отрядам УНИТА, это не нравилось. Поставки пытались перекрыть. Мы вели действия против них, и довольно успешно. Также наш корабль участвовал в противовоздушной обороне долины Бекаа. Я видел, например, как американский линкор «Айова» стрелял главным калибром по жилым кварталам столицы Ливана — Бейруту. Вес одного снаряда достигал 1000 килограммов. 20-этажные дома разлетались в клочья. Страшное зрелище! — рассказывает Виктор Павлович.

В Африке он перенес несколько тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе амебную дизентерию. Температура воздуха днем достигала 40 — 42 градусов, а ночью —

20 — 25. Такие перепады сильно сказывались на самочувствии. Отказывающие почки, сердечные приступы… Некоторых в цинковых гробах увозили. Про свои африканские приключения Виктор Огородников рассказывает неохотно. Да и многое до сих пор под грифом «Секретно».

Окончание на 3-й стр.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

— Как-то мы нашли в море брошенный катер. Захотели поднять его на поверхность. Делегировали меня как лучшего пловца. Взял большую толстую веревку, нырнул, обвязал катер и вижу: вокруг ходят пять акул-молотов. Ничего, обошлось. Справился с задачей. Как-то еще наблюдали миграцию гигантских скатов манта. Представьте себе, идут по поверхности 60 — 100 таких чудовищ. Каждый размером с комнату. Жуть! Матросы уже и за гранаты схватились. Я их остановил. Живые существа все же.

Участвовал «Сообразительный» и в официальных визитах. В том числе и в первом визите СССР в Республику Ирландия в 1985 году. Корабль посетило 200 тысяч человек. Очередь стояла, как в Мавзолей, метров триста. С 1988 по 1995 год Виктор Огородников служил на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». А с 1995 по 2001 год — на ледокольном транспорте специального назначения «Яуза». Обеспечивал центральный ядерный полигон РФ на архипелаге Новая Земля.

— Мы плавали в районах, где крайне редко бывали люди, закрытых для судоходства. Иногда, чтобы пройти 20 километров, тратилось четыре дня. Лед берегового припая островов достигал 40 — 50 сантиметров. В 2000 году стояла  аномальная зима. Из Карского моря течениями было вынесено большое количество многолетнего арктического льда, который заблокировал основные судоходные пути. «Яуза» была затерта льдами в течение десяти месяцев! Как могли боролись за выживание. Удалось сохранить и технику, и людей. Полярная ночь. Температура — 35 градусов ниже нуля. Штормовые ветры воют на все голоса. Вся эта какофония действовала на нервы.

Вспоминается один трагический эпизод. С Большой земли проложили специальную ледовую дорожку от корабля на материк. По  этой трассе длиной 50 километров вездеход вез хлеб и пропал без вести. Мороз, ветер 25 метров в секунду. Промедление смерти подобно. Я решил снарядить поисковую партию, которую лично возглавил. Обвязались веревками, взяли с собой сигнальные ракеты, чтобы отпугнуть белых медведей, — и вперед. На борту корабля зажгли все прожекторы, команда за нас переживала, стреляла цветными ракетами. Шли часа три, после чего решили прекратить поиски. К счастью, группа нашлась. С собой у людей были спальные матрасы, которые они нам везли. Их и жгли. Тем и спаслись.

Занимался Виктор Огородников и подготовкой командиров кораблей, специфика которых плавание во льдах. Однажды экипаж «Яузы» вывел из ледового плена три гражданских корабля.

— Мы на тот момент стояли в ремонте. За одну ночь собрали четыре главных дизель-генератора и вышли в море. Работали в режиме ледокола. Со скоростью пешехода, 1 — 2 километра в час, выводили корабли на чистую воду. Представьте себе: махина в 18 тысяч тонн несется со скоростью 40 километров в час и ломает всего 100 метров. За два дня экипаж в количестве 80 человек был полностью вымотан.

Случались ли во время службы ЧП? Очень много. К счастью, не с членами моего экипажа. За все годы я не потерял ни одного человека. Даже при ведении боевых действий. Этим горжусь особенно. Как-то наш корабль искал курсанта мореходки, которого смыло в Баренцево море. 21-летний парень пришел на стажировку на рыболовный траулер. Соленые брызги, попадая на палубу, превращаются в лед, и надо их откалывать. Работа опасная. То ли страховочный трос был плохо закреплен, то ли еще что…  Человек может находиться в арктической воде 15 минут. Тело искали двое суток. Безрезультатно. Двух военных убили медведи. Один из них был часовой с оружием. Эти очаровательные звери с умильными мордочками — настоящие хищники. Очень хитрые и ловкие, как диверсанты. Одного моего знакомого, начальника гарнизона, полковника, разорвала белая медведица. Ему оставалось полгода до демобилизации. Пошел смотреть трубопровод. На кораблях есть даже инструкция «Белый медведь один», когда все, в том числе и лестницы, поднимается наверх, полностью прекращается сообщение с берегом.

Мишки очень любопытные. Один такой разодрал спасательный плот. Хотел посмотреть, что внутри. И сильные. Железную закрытую банку со сгущенкой разбивают лапой. Сидят все обрызганные молоком, но довольные. Есть снимки, где медведи путешествуют по свежему льду. Ищут дырки, через которые дышит тюлень-нерпа. Они караулят его, чтобы схватить и съесть.

А вот мама с двумя медвежатами. Средний — пестун. Он выполняет роль няньки у младшего. На архипелаге Новая Земля есть ледник Шокальского, где расположены родильные норы. Медвежата рождаются у медведицы во сне. Так и молочко кушают. Кстати, небольшие участки чистой воды можно легко найти по медвежьим следам, чтобы не колоть лед сутки напролет. Хотя это больше из области юмора. На это существуют радиолокаторы.

Есть на флоте и свои традиции. Например, посвящение в моряки. Необходимо выпить плафон, примерно 1,5 литра, морской воды. Очень красочно выглядит церемония пересечения экватора, или праздник Нептуна. Моряк, делающий это в первый раз, проходит специальное крещение. Изготавливаются костюмы из подручных судовых средств: из фанеры выпиливается трезубец, из старых судовых карт изготавливается борода для повелителя морей. В ход идут все старые концы и ненужные флаги. Крещение состоит из намыливания головы жертвы с помощью большой мочалки или малярной кисти, бритья громадным тесаком, любезно предоставленным судовым поваром. Новичка моют с помощью пожарного брандспойта. Бросают в бочку с морской экваториальной водой. Эта бочка называется «купель», куда бедолагу погружают непременно до макушки, чтобы тот испил соленой водицы. Вначале ему нужно пройти «чистилище», которое наполняется сажей или мазутом.

Стойко перенесший все экзекуции получает печать Нептуна на пятую точку и удостоверение о прохождении ритуала, где указывается широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность, название судна и имя, которым нарекли новоиспеченного «рыцаря моря». Подпись Нептуна скрепляется судовой печатью. Нептуну полагаются подарки. Это может быть огромная креветка или медуза в ведре. К слову о подарках. Виктор Павлович до сих пор с улыбкой вспоминает бутылку молока с соской, которую ему презентовали, когда у него родилась дочка Дарья. Счастливое известие настигло 23-летнего папашу в Африке. Пришла телеграмма с главного штаба ВМФ. Сейчас Виктор Павлович   счастливый дедушка двух внучек. Старшая, 12-летняя Лидочка, в него пошла — отлично плавает.

Еще он увлекается парусным спортом.

— Вот быт устрою, обязательно прикуплю себе лодочку. Буду по Волге ходить, — делится планами наш герой.

Сведущ капитан и в военной истории. Целую библиотеку собрал. Хочет сад развести. Если, конечно, здоровье позволит. А оно за время службы на Севере сильно пошатнулось. Находиться по одиннадцать  месяцев в море запертым в большом железном ящике, в электромагнитных вибрационных акустических полях — такое не всякий выдержит. В 2004 году Виктор Огородников попал прямо с корабля в реанимацию с желудочным кровотечением. Но тяга к морю взяла свое. Сахарный диабет от постоянных стрессов заработал. Но если все вернуть назад, он не желал бы себе другой судьбы.

     

     

    

           

       

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page