Фердун, серега и другие чичероне

После каждого отпуска в памяти остаются не только воспоминания о странах и городах, где ты побывал, но и о людях, благодаря которым знакомство с этими местами сделалось возможным. Это  сотрудники фирм-туроператоров, а короче — туристические гиды. На мой взгляд, их профессия
в чем-то сродни журналистской: смысл обеих состоит в том, чтобы давать информацию людям и помогать разрешать возникающие у них проблемы.

КРИСТИНА

С МАЛЬТЫ

… Самым первым из запомнившихся мне гидов была Кристина — канадка словацкого происхождения, вышедшая замуж за мальтийца. Она сопровождала нас во всех поездках по Мальте и окружающим ее островам и так эмоционально рассказывала о достопримечательностях этого крохотного государства, где практически каждый камень дышит историей, что мы слушали ее, открыв рты. И хотя с тех пор минуло почти полтора десятилетия, я и сегодня достаточно хорошо помню многие забавные эпизоды и трагические страницы истории средиземноморского острова, о которых узнал благодаря ей.

А вот во время одной из экскурсий по горной части Кипра нашей группе досталась наша бывшая соотечественница, говорившая почти непрерывно, но при этом умудрившаяся не сказать ничего, что бы могло запасть в душу. Она обращала внимание на малозначительные детали типа цвета автомобильных номеров, но начисто игнорировала то, что нас действительно интересовало, и к тому же заявила, что ей не надо задавать никаких вопросов, поскольку она заранее знает, о чем ее будут спрашивать.

ЕЛЫ

И ТРУБИКИ

Сидевшие в автобусе на передних креслах почувствовали заметный запашок, исходивший от гида, и сообщили об этом в фирму, которая занималась организацией тура. Оказалось, что эта жалоба не первая. У тетеньки действительно серьезные проблемы с алкоголем, но она живет на Кипре уже давно и имеет гражданство. А по местному законодательству у граждан острова преимущество при трудоустройстве перед иностранцами, какой бы квалификацией они ни обладали. С нами она больше не ездила, но, вполне возможно, работает гидом до сих пор.

Не самые приятные воспоминания оставила и дамочка, проводившая с нами экскурсию по Анталье — жительница Болгарии, приезжающая каждое лето поработать в Турции. Понять ее было крайне сложно. Она безбожно путала слова, не только неправильно ставя ударения, но и выдумывая свои собственные выражения.  Деревца, растущие на заповедной пустоши, она назвала «какими-то редкими елами», а когда мы проезжали по жилым кварталам, сказала, чтобы мы обратили внимание на… «трубики над домами».

ФЕРДУН

ИЗ ПАМУККАЛЕ

Во время первого путешествия в Турцию я решил не ездить на экскурсию в Памуккале, опасаясь горного серпантина, который переношу очень плохо. Зато супруга была в восторге. Гид с забавным именем Фердун рассказал и показал столько интересного, что она потом долго про него вспоминала. Через несколько лет я все же решился посмотреть на «хлопковый город», и мы попали именно в тот автобус, где в кресле рядом с водителем сидел Фердун с микрофоном в руках. Лена его сразу узнала, но дальнейшее общение с ним вызвало у нее разочарование. Рассказывал он уже куда меньше, без прежних подробностей, на месте предоставив туристам возможность осматривать объект практически самостоятельно.

В РОЖДЕСТВО

ТЫ ЕЕ НЕ ТРЕВОЖЬ

Живя и работая в другой стране, со временем невольно становишься носителем местного менталитета. В турфирмах, которые организуют экскурсии по городам Италии, заняты почти исключительно русские девушки, вышедшие замуж за итальянцев. Они жизнерадостны, приятны в общении, готовы ответить на любые вопросы, но немного легкомысленны, а порой откровенно безалаберны.

… Поездка в Милан у нас была назначена на

6 утра 25 декабря. В этот ранний час зимой темно даже в Италии, но в положенное время мы уже стояли на обочине дороги возле нашего отеля. И вот прошло пять, десять, пятнадцать минут, а автобус все не подходил. Я стал звонить по номеру, оставленному гидом, но ее мобильник оказался отключен. Мы были на грани паники, но, несмотря на бодрящий утренний морозец, остались стоять на остановке, к ко-торой через 45 минут — ровно в семь — подошел долгожданный автобус, с комфортом доставивший нас в родной город синьора Берлускони. Оказалось, выезд перенесли на час. Наша же гид, которой мы сказали о возникшем недоразумении, ничуть не смутилась, заявив: «Естественно, я телефон отключала. В Рождество я всегда так делаю. Праздник в Италии — это святое. Вас должны были предупредить в отеле накануне». Но, очевидно, персонал там начал праздновать еще с вечера в сочельник…   

А СЕРЕГА

ЗАБЫЛ

ПРО АНДОРРУ

С достопримечательностями Каталонии нас подробно и со знанием множества исторических подробностей знакомила на вид типичная испанка по имени Майя, говорящая по-русски грамматически правильно, но с заметным акцентом. Когда на последней экскурсии моя супруга поинтересовалась, откуда она родом, Майя сказала, что она родилась в России, но родиной считает Испанию, куда родители привезли ее еще совсем маленькой девочкой.

А вот гидами, прикрепленными турфирмой к нашему отелю, были два молодых человека, несколько пренебрежительно отзывавшиеся друг о друге. Когда первый сообщил, что со следующего дня мы должны будем со всеми проблемами обращаться к его преемнику, на вопрос, хороший ли он, многозначительно вздохнул и сказал: «Серега — он и есть Серега…» У нас с этим Серегой никаких накладок не произошло, но наши соседи по отелю, собиравшиеся поехать в Андорру, напрасно простояли полтора часа на  остановке. Гид, приняв у них оплату и выписав квитанции, забыл забронировать для них места в автобусе, и за ними никто не приехал. Случай для дисциплинированной Испании экстраординарный, и после него у забывчивого Сереги наверняка возникли неприятности.

СИЦИЛИЙКА

НА СКУТЕРЕ

На встречу с вновь прибывшими постояльцами маленького отеля в Джардини Наксосе девушка-гид приехала на скутере, как настоящая сицилийка, и вошла в холл со шлемом в руках. Это абсолютно необходимая вещь на местных дорогах. А бланки экскурсионных ваучеров она забыла, но ничуть не расстроилась из-за этого. Сказала, что вернется со всеми бумагами через пять минут, села на скутер и уехала. Удивительно, но пять минут спустя она уже снова была в нашем отеле и принимала заявки на экскурсии. Четко, быстро, профессионально…

Но самые лучшие гиды, на наш взгляд, работают в Андалузии, на побережье Коста дель Соль. Программа наших поездок по региону была такой насыщенной, что мы встречались с ними практически ежедневно.

Болгарин Марин, с которым мы ездили в Гибралтар, прекрасно говорил по-русски, но свойственным большинству гидов многословием не отличался. Тем не менее всю необходимую и интересующую нас информацию мы от него получали, везде успевали и ни в какие проблемные ситуации благодаря его ненавязчивому вниманию не попадали.

ТАТЬЯНА

ИЗ ФУЭНХИРОЛЫ

На всех остальных экскурсиях с нами была молодая обаятельная женщина типичной славянской внешности по имени Татьяна. Родилась и училась она в Москве, а живет вот уже двенадцатый год  в городке Фуэнхирола на берегу Средиземного моря. Она замужем за испанцем, растит двоих детей и имеет вид на постоянное  жительство в бе-зоблачном королевстве. Этот документ  похож на наши водительские права и дает возможность пересекать в любое время границы всех стран Шенгена. А вот в Гибралтар по нему въехать нельзя, в отличие от мультивизы, проставленной в наших паспортах.

Тем не менее становиться подданной Его Величества Хуана Карлоса де Бурбона Татьяна пока не торопится, поскольку с российским паспортом удобнее ездить в Москву к матери. Соглашения о двойном гражданстве между нами и Испанией пока нет. Хотя Татьяна во время экскурсий говорила почти непрерывно, общение с ней нисколько нас не утомило. Из ее слов сразу стало понятно, что она очень любит страну, в которой живет, но вовсе не идеализирует испанский образ жизни. Она не скрывала трудностей, которые испытывают жители Андалузии, откровенно делилась с нами собственными проблемами.

Как и большинство жителей региона, работает она только шесть месяцев в году, и поэтому ее сравнительно неплохой заработок на самом деле не так уж и велик. Татьяна практически не платит налогов, но право на пособие по безработице в сумме 800 евро в месяц  она имеет только в течение четырех месяцев за каждые два года работы. На   коммунальные расходы уходит заметная часть зарплаты. За одну только электроэнергию, которой в Андалузии еще и отапливают помещения зимой, она платит до 150 евро в месяц. Бензин вдвое дороже, чем у нас, мобильная связь и интернет стоят примерно столько же. Но главное, на что уходят ее деньги, — это выплаты по ипотеке за квартиру площадью 80 метров, которую она недавно взяла в рассрочку на 30 лет. Так что этот долг ей придется выплачивать и после выхода на пенсию.

Во время последней нашей экскурсии я прочитал ей стихотворение, навеянное андалузскими впечатлениями, и она попросила переслать его по электронной почте, что я и сделал сразу же, как только вернулся домой. Не знаю, встретимся ли мы когда-нибудь еще на испанской земле, но тем, кто планирует провести очередной отпуск на солнечном побережье Коста дель Соль, очень повезет, если их гидом окажется Татьяна Горбунова из Фуэнхиролы.

Фото из архива автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page