Своих не выдают, даже если у них рыльце в пушку

— От того, как вы работаете, люди оценивают качество нашей власти, это относится и к рядовому сотруднику ОВД, и к министру, — заявил 22 мая 2012 года президент России Владимир Путин, представляя сотрудникам Министерства внутренних дел нового руководителя МВД Владимира Колокольцева.

ЗА ЧЕТЫРЕ месяца до этого тогда еще кандидат в президенты страны также отметил: «Сама прокуратура должна проявить готовность к самоочищению, к искоренению коррупции в своих кругах.

— От того, как вы работаете, люди оценивают качество нашей власти, это относится и к рядовому сотруднику ОВД, и к министру, — заявил 22 мая 2012 года президент России Владимир Путин, представляя сотрудникам Министерства внутренних дел нового руководителя МВД Владимира Колокольцева.

ЗА ЧЕТЫРЕ месяца до этого тогда еще кандидат в президенты страны также отметил: «Сама прокуратура должна проявить готовность к самоочищению, к искоренению коррупции в своих кругах. Даже отдельные, единичные факты бросают тень на деятельность всех работников ведомства. Ставят под сомнение их профессионализм и непредвзятость. Способность беспристрастно отстаивать права граждан».

Таковы установки нынешнего президента России Владимира Путина. Таковы его требования к работникам различных правоохранительных ведомств. От их руководителей до рядовых. Увы, на территории Ярославской области эти требования остаются неуслышанными.

В конце июня 2012 года областной суд обязал Министерство финансов РФ выплатить бывшему рыбинскому мэру Евгению Сдвижкову пять миллионов рублей. Как официально заявлено, сумма будет выплачена «в качестве компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование». Еще ранее тот же суд обязал Минфин России вернуть Сдвижкову недополученную им из-за судебного преследования зарплату за два с лишним года вынужденного прогула, а также материальные издержки, которые бывший глава Рыбинска понес на адвокатов, экспертизы и другие затраты на свою защиту в суде. Все эти решения вступили в законную силу. В стране вовсю идут реформы правоохранительных ведомств, казалось, настало время наказать тех, кто сфабриковал дело Сдвижкова. Однако, как водится, воз и ныне там… А уже не за горами и сроки давности.

Напомним вкратце ту нашумевшую историю. Причиной судебного преследования действующего главы Рыбинска Евгения Сдвижкова стал один миллион рублей, обнаруженный работниками ОБЭП вместе со следователями прокуратуры 6 июня 2007 года в шкафу его служебного кабинета. После длительного судебного разбирательства, несмотря на многочисленные доказательства невиновности, Ярославский областной суд приговорил Сдвижкова к семи с половиной годам лишения свободы. Однако прошло совсем немного времени, и решением коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ теперь уже бывший рыбинский градоначальник был освобожден.

Так кто те «замечательные» сотрудники правоохранительных органов, которые своими, не побоюсь этого слова, целенаправленными действиями развели российскую казну на весьма кругленькую сумму? И что стало причиной финала всей нашумевшей истории: крайняя некомпетентность участвовавших во всей операции по устранению Сдвижкова от власти сотрудников полиции и прокуратуры или то, что, исполняя чей-то заказ, они грубейшим образом попирали закон, на страже которого были поставлены государством?

В процессе расследования было установлено, что все понятые (их было шестеро) были специально подготовлены и приглашены из числа друзей и знакомых Андрея Безъязычного — того самого бизнесмена, который и написал в органы заявление на главу Рыбинска. Кроме того, двое из этих шестерых являлись работниками УВД. На суде (это зафиксировано в судебных протоколах) руководство рыбинской городской прокуратуры той поры вынуждено было признать, что подбор «своих» людей в качестве понятых во время следственных действий давно стал в Рыбинске устоявшейся практикой. Это в судебном заседании лично подтвердил и бывший прокурор Рыбинска Серегин, откровенно заявивший, что «мы всегда берем понятых из родственников и друзей милиционеров». Понятно дело, что подобная практика является прямым нарушением действующего законодательства.

Стоит обратить внимание и на еще один немаловажный момент. Результаты химической экспертизы, как выяснилось позже, изначально приложенные к делу Сдвижкова как одно из доказательств его вины, были списаны с «образцовой» экспертизы (читайте — со шпаргалки). Об этом в суде пришлось признаться даже самому специалисту экспертно-криминалистического центра УВД Ярославской области, проводившему данную экспертизу. Более того, в фонограмму, которая изначально являлась ключевым элементом обвинения, была вмонтирована фраза «Еще миллиончик возьми!» Это обстоятельство подтвердила повторная комплексная экспертиза, назначенная судом. Однако все эти выявленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не помешали приговорить Сдвижкова к семи с половиной годам колонии строгого режима. Суд, который в нашей стране является независимым, не нашел в себе сил выразить мнение, отличное от позиции заинтересованных сторон из числа работников правоохранительных органов и администрации области (длительный конфликт между Сдвижковым и прежним губернатором Ярославской области общеизвестен). Судебное решение было объявлено 26 июня 2009 года.

Естественно, что Верховный суд, рассматривая апелляцию, не смог не увидеть явные подтасовки, имеющиеся в деле. В итоге сначала Сдвижкова освободили, а позже было закрыто и уголовное дело «ввиду отсутствия события преступления».

Поскольку факты явной фабрикации дела против Сдвижкова нашли свое подтверждение, совершенно логично, что должно быть открыто уголовное дело против тех, кто, нарушая закон, выполнял заказ на отстранение рыбинского градоначальника от власти. Однако до сих пор никто из них не наказан. Поначалу новое уголовное дело все же открыли. Это произошло 21 января 2011 года. Как официально было заявлено, «по факту выявленного монтажа в отношении неопределенного круга лиц». Однако судя по действиям следственных органов никакой перспективы оно не имеет.

И вот почему. Когда Сдвижков уже был освобожден, следствие решило провести еще одну экспертизу. Поручили ее экспертно-криминалистическому центру МВД РФ. Специалисты сделали поразительный вывод: «Мы не можем ответить, есть ли на диске с записью разговора между Безъязычным и Сдвижковым монтаж фонограммы, потому что данный диск никакого отношения к делу Сдвижкова не имеет!» Почему? Потому что то звукозаписывающее устройство, которое было у Безъязычного, устроено так, что диск в нем должен быть обязательно датирован шестым числом, когда якобы проводилась запись. А на представленном в суд диске стояло 18 июня! Более того, экспертиза на месте монтажа обнаружила две длительные паузы, «где прослушиваются шумы работы звукозаписывающего устройства с лентопротяжным механизмом». В то же время цифровой стереодиктофон, которой использовал Безъязычный, якобы принесший взятку, такого устройства не имел. Проще говоря, некто подсунул левый диск.

Казалось, легко определить, кто передал диск со сфальсифицированной записью следствию. На упаковке стояла печать оперативного сотрудника Тополева. Он лично взял шестого июня оригинал. Лично опечатал диск и подтвердил его подлинность своей печатью. И он лично спустя много дней передал диск следователю Субботину. Что диск не тот, Москва окончательно подтвердила. Что еще нужно для поиска виновных? Однако дело о фальсификации доказательной базы, которое было открыто не против конкретного лица, а против неопределенного круга лиц, вновь приостанавливают. Создается полное впечатление, что следствие не заинтересовано в том, чтобы назвать виновных из рядов сотрудников правоохранительных органов. Кажется, что оно целенаправленно тянет кота за хвост в ожидании окончания сроков давности, которые уже совсем не за горами (осталось год-полтора).

В мае 2012 года на открытии II международного Петербургского юридического форума выступил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев:

— Нужно выдавливать всех, кто плюет на закон, на порядок и на своих добросовестных и честных коллег, а таких людей очень много, к сожалению, они есть и в правоохранительной системе. В частности, я говорю о тех следователях, которые превращают необоснованное возбуждение и расследование уголовных дел в инструмент рейдерства и, по сути, в бизнес… При выявлении признаков злоупотребления прокурор будет привлекать следователя к ответственности, вплоть до уголовной. Соответствующие поправки в законодательство я внесу в парламент в ближайшее время, — завершил свою мысль премьер-министр РФ.

Как мы помним, именно передача власти в Рыбинске другому, более податливому лицу, с которым проще «договориться», стало главной целью провокации, организованной в 2007 году при активном содействии ряда сотрудников правоохранительных органов в отношении действующего мэра Рыбинска Евгения Сдвижкова.

Уже будучи оправданным по закону, чуть более года назад Сдвижков обратился в следственный комитет с заявлением привлечь Андрея Безъязычного, написавшего на него заявление в полицию, «за заведомо ложный донос и дачу ложных показаний относительно вымогательства главой города у него взятки». Однако и в этом вопросе все встало на тормоза.

Следует отметить: то, что эти показания не соответствуют действительности, было выявлено еще во время первого суда в 2009 году (самим судом было доказано, что факта вымогательства не было). Однако, несмотря на это, следствие уже дважды отказывало в привлечении Безъязычного к ответственности.

Евгений Сдвижков уже дважды обжаловал это решение в суде. При этом один раз само следствие отменило свой же отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Безъязычного, посчитав этот отказ незаконным. Второй раз на судебном заседании прокуратура также отменила постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела против Безъязычного. Но дальше круг замкнулся, а следствие так и стоит на месте. И все идет к сроку давности…

— Лучше уж вообще не набирать, чем набирать кого попало, — заявил не так давно о кадрах правоохранительных органов руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области Олег Липатов в интервью одной из ярославских газет. — Пусть вместо тысячи сотрудников будет пятьсот, но в каждом ты будешь уверен. И потом не придется слушать в качестве оправдания от милиционера, совершившего проступок или преступление: «У меня маленькая зарплата, у меня семья, и вообще, я не могу так работать…» Это разговор для детей…

Разговор про детей — это очень интересно, но получается любопытное несоответствие. И руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области Олег Липатов, и даже его коллега прокурор региона Алексей Алексеев во всеуслышание заявляют нам о своем радении в деле защиты закона, об острой необходимости борьбы с коррупцией, а в отношении своих собственных подчиненных, а также работников других правоохранительных ведомств использовать этот же самый подход в деле не спешат. «Своих» не выдают, даже если у них, как у тех лис, что лазят по курятникам, давно рыльце в пушку.

Любопытный факт. Пока следствие ни мычит ни телится в отношении заявителя по делу Сдвижкова, торговый центр, из-за которого и разгорелся сыр-бор и за принципиальную позицию по которому, по сути, посадили Сдвижкова, все еще продолжает строиться.

Когда Сдвижкова отстранили от власти и взяли под стражу, как сказал Безъязычный на суде, новая власть повернулась лицом к бизнесу. В результате там, где по всем нормам не хватало места для стоянки автотранспорта, ему дали разрешение строить свою торговую точку. Где теперь будут ставить машины для обеспечения 25 тысяч квадратных метров торговых площадей? Место только одно — рядом на футбольном стадионе. Больше негде!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page