В чем вошли, в том и сидите

Каждому из нас не раз и не два в жизни, а кому-то практически ежедневно, приходится переступать пороги чужих кабинетов, обращаясь к их хозяевам со своими просьбами и проблемами. Мы заходим к большим и не очень большим начальникам, потенциальным будущим работодателям, непосредственным руководителям и просто к докторам, психологам, юристам, кредитным менеджерам. Иногда вопросы с ними удается решить быстро и сразу, а иногда все не склеивается с самого начала, и дальнейший разговор представляется бесполезным. Почему такое происходит? Причин много и зачастую они носят объективный характер, но кое-что зависит и от нас самих.

Стиль вашего поведения на жизненном пространстве другого человека за короткий промежуток времени формирует у него подсознательное отношение к вам, которое потом крайне трудно изменить какими-либо рациональными доводами. Либо вы вписываетесь в это пространство — и тогда продуктивный контакт с вами возможен, либо нет — со всеми вытекающими из этого последствиями. И искренность ваших намерений тут ни при чем.  То, что заложено в вас, сильнее того, что вы в данный момент думаете. Если человеку некомфортно в вашем присутствии — это прежде всего ваша проблема.

ДВЕРЬ ЗАКРЫВАЕТСЯ

С ТОЙ СТОРОНЫ

Любое помещение начинается с дверей, которые, как известно, бывают двух видов: открывающиеся наружу и открывающиеся внутрь. Если вы, войдя в кабинет, оставили за собой наружную дверь открытой, у человека, находящегося внутри это создает подсознательное ощущение некоей незащищенности, уязвимости, посягательства на его пространство. Если же вы, напротив, пытаетесь закрыть дверь, открывающуюся внутрь, тем самым сужаете это пространство до недопустимых размеров, нарушаете его связь с окружающим миром, что может быть чревато приступом клаустрофобии. Результат в обоих случаях один — от вас постараются поскорее избавиться, и не факт, что быстро и положительно отреагируют на вашу просьбу.

Сколько ни вывешивай на дверях напечатанные крупными буквами объявления: «В верхней одежде не входить. Работает гардероб», многие их все равно упорно игнорируют, и будут игнорировать. Кто-то слишком сильно спешит и заглядывает, чтобы «только спросить», кто-то считает это ниже своего достоинства, а кто-то просто не рискует оставить без личного присмотра дорогую шубку, хотя с точки зрения безопасности, да и просто удобства это следовало бы сделать. Но комфорт психологический не менее важен, чем комфорт температурный, а хозяева кабинетов в отличие от хозяек к тому, есть на вас верхняя одежда или нет, относятся достаточно безразлично. Но чего не следует делать, чтобы не вызвать у них негативного отношения к себе — это начинать снимать лишнее, когда вы уже зашли. Нет уж, в чем вошли, в том и сидите, даже если вам нестерпимо жарко. Иначе у того, кому вы наносите визит, может сложиться впечатление, что вы чувствуете себя у него как дома или, что еще хуже, собираетесь пробыть в кабинете достаточно долго.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «САДИТЕСЬ»

Но самая большая ошибка, которая может стоить вам желанного рабочего места или выгодной сделки, проистекает из слишком буквального понимания сказанного. В России с ее богатой криминально-лагерной историей слово «садитесь» говорить по понятным причинам не принято, и вместо него обычно произносят менее двусмысленное «присаживайтесь». Если в ответ на него вы сразу же хватаетесь за стул и тащите его к столу собеседника, ваши шансы на положительный результат разговора близки к нулю. Либо вы человек с сугубо конкретным мышлением, что соответствует известному психиатрическому диагнозу, либо бесцеремонная личность, склонная перестраивать окружающее пространство под себя. А такой подчиненный или деловой партнер ни одному руководителю или бизнесмену, понятное дело, не нужен.

Хуже этого может быть только, если вы начинаете передвигать стулья по собственной инициативе. Людям, которые так делают, обычно с трудно скрываемым раздражением напоминают, что вся мебель в кабинете находится на своих местах. А как, скажите, не раздражаться, если товарищ не понимает, что расположение предметов обстановки продиктовано интересами удобства не только его одного… Впрочем, психологи говорят, что некоторые поступают так вовсе не под влиянием экспансивных черт своего характера, а чтобы установить более близкий контакт с собеседником. Но такой контакт возможен только при обоюдном стремлении, а слишком глубокое вторжение в чужое личное пространство невольно воспринимается как наезд.

ЧЕМ УВЕРЕННЕЙ, ТЕМ КОМПАКТНЕЙ

Негативную реакцию вызывает и когда человек, войдя в кабинет, начинает раскладывать на столе свои бумаги, а порой еще и пакеты и сумки. Помимо всего прочего это чревато еще и тем, что, забирая все обратно, вы можете случайно прихватить с собой чужие документы и вещи. В целом же неосознанное желание занять собой как можно больше пространства свидетельствует о низком уровне уверенности в себе, своих шансах и возможностях. Человек уверенный в этом не нуждается, ибо знает, чего хочет, и ему совершенно незачем такими примитивными способами подчеркивать свою значимость.

Чем вы будете вести себя компактней и индифферентней, тем более эффективными окажутся ваши усилия и существенно возрастет вероятность превратиться из того, кто приходит со своими просьбами и проблемами, в того, к кому приходят…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page