Эта махина не прощает слабину

Во второе воскресенье сентября в нашей стране отмечается День танкиста.

В 1985 ГОДУ Павел Иванович Бондаренко окончил высшее командное танковое училище в Ташкенте с красным дипломом, благодаря которому имел право выбора места службы. Уже пятого сентября молодой лейтенант пересек афганскую границу и начал свою службу в танковом батальоне 12-го мотострелкового полка в Герате.

— С одной стороны, это было интересно, — вспоминает Павел Бондаренко. — Сразу было заметно уважительное отношение солдат. Боевая обстановка меняет людей. И солдаты, и офицеры были очень порядочными, дедовщины в ее нынешнем понимании у нас не было. Зато молодых необстрелянных бойцов больше берегли, на операции старались не пускать и давали им возможность подольше отдохнуть. Что касается быта, жили мы в землянках и палатках, поэтому болезни — гепатит и вши — были постоянными спутниками. Самым долгожданным событием во время службы в Афганистане были письма из дома и баня. Ведь боевые операции могли длиться от двух недель до полутора и даже двух месяцев!

Исполняя обязанности командира танковой роты в Афганистане, Павел Бондаренко подорвался на мине, получив контузию, организовал и возглавил восстановление боевой машины и под непрерывным огнем продолжал командовать ротой. Прямой наводкой уничтожил группу противника, которая пыталась захватить поврежденную технику. В марте 1986 года Павел командовал взводом в провинции Герат. В районе кишлака Ружну взвод лейтенанта Бондаренко метким танковым огнем подавил четыре огневые точки. Быстрым и смелым маневром танка командира взвода был смят расчет пулемета мятежников. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, Павел Иванович Бондаренко награжден орденом Красной Звезды.

После службы в Афганистане Павел Бондаренко почти десятилетие командовал танковой ротой в Забайкалье, а затем приехал в Ярославль. До 2002 года он был заместителем военкома в Дзержинском военном комиссариате. В отставку вышел в звании подполковника.

— Танк не прощает слабину характера. Это сорокапятитонная махина — чем жестче с ней обходишься, тем лучше она служит. В танковые войска берут служить крепких ребят, ведь каждый снаряд весит 60 килограммов, а трак — 20 — 25. В одной гусенице 96 траков. Все это собирается и разбирается вручную. Поэтому кувалда — основной инструмент танкиста, — шутит Павел Иванович.

Ребята, с которыми Бондаренко служил в Афганистане, нашли его в социальных сетях. Сейчас они переписываются.

— Ребята до сих пор называют меня командиром, — улыбается Павел. — Один в танке не воин, весь экипаж должен быть как одна семья. Дружба танкистов — это настоящая дружба. Она проверена реальными событиями и реальными действиями.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page