Тмз: ставка на собственные силы

Биография Тутаевского моторного завода нетипична для крупных гигантов индустрии, рожденных в СССР. Сегодняшний ТМЗ — практически единственное машиностроительное предприятие в Ярославской области, которое не удалось поглотить финансово-промышленным холдингам
и которое тем не менее живет и развивается.

ЭКОНОМИЯ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Модернизация и оптимизация промышленности   для коллектива Тутаевского моторного завода — это не просто слова, а принцип жизни. В настоящее время завод представляет большую строительную площадку. Здесь ведутся работы по реконструкции производственных корпусов, внедряются новые технологии на производстве и в энергообеспечении.   

— В нашем мире можно выжить тогда, когда продукция пользуется спросом, то есть у нее хорошее качество и конкурентная цена. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы снизить производственные затраты и еще более повысить качество выпускаемой продукции, — рассказывает главный инженер предприятия Владимир Щаников. — ТМЗ в 1968 году строился для выпуска 18 тысяч двигателей в год и автокомпонентов. Такое количество моторов сейчас не востребовано. Гигантомания давно закончилась, а мы имеем большое количество производственных площадей, которые используются нерационально. Эти площади надо каким-то образом заставить работать.

Первые шаги по этому пути мы сделали еще в 2008 — 2010 годах, когда заключили контракт с российско-германским предприятием по производству автокомпонентов и стали высвобождать для них ряд производственных площадей. Одновременно продолжили перевод производства на новые технологии. Сейчас в цехе механообработки установлены обрабатывающие центры и станки с ЧПУ из многих стран мира: из Японии, Тайваня, Кореи, Швейцарии, Германии, России. Мы не гонимся за каким-то модным брэндом. К примеру, тайваньское оборудование ничем не уступает по качеству немецкому оборудованию. А ивановский обрабатывающий центр заменил целую автоматическую линию, состоящую из 40 станков, закрывает нашу потребность в обработке картера маховика и прекрасно работает. Линия занимала площадь порядка 5 тысяч квадратных метров, а современный обрабатывающий центр — всего 30 квадратных метров. Кроме эффекта по высвобождению производственной площади мы получаем еще и значительную экономию по энергоресурсам, по ГСМ и охлаждающей жидкости, которые необходимы были для ее обслуживания.

В августе на ТМЗ запустили в эксплуатацию очередной новый токарно-фрезерный обрабатывающий центр по изготовлению коленчатого вала.

— Если еще один такой поставить, можно будет совсем отказаться от прежней линии по обработке коленвалов, — поясняет Владимир Михайлович.

Сейчас разработан генеральный план  реконструкции предприятия. К 2014 году планируется все механообрабатывающее производство в основном сосредоточить в одном корпусе — на площадях цеха запасных частей и частично задействовать еще корпуса агрегатов и МСК, освободив большую их часть. Освобожденные площади в дальнейшем могут быть проданы или сданы в аренду. Желающие есть, приходится даже несколько отсеивать поступающие предложения.

— План реконструкции производственных площадей предусматривает также  монтаж новой эффективной системы обогрева помещений, — продолжает тему главный инженер. — Переходим с водяного отопления на обогрев с использованием специальных инфракрасных излучателей и теплогенераторов, работающих на газе. Это позволяет снизить потребление газа и электроэнергии. КПД  инфракрасных излучателей — 95 и даже 98 процентов. Такие системы обогрева уже около 15 лет действуют на Ивановском заводе тяжелого станкостроения, на агрегатном заводе в Чебоксарах. Чебоксарский завод ранее был запитан по теплу от тракторного завода. Когда там перешли на инфракрасный обогрев, затраты у них снизились в 7 раз. Кроме того, отказываясь от водяного отопления, мы избавляем себя от опасности разморозить систему во время новогодних праздничных каникул.

Еще одно направление программы энергосбережения, действующей с 2007 года, — переход с централизованного снабжения цехов сжатым воздухом на локальные компрессорные станции. Только на этом получается экономия около 20 млн. рублей в год.

Стоит добавить, что, поскольку на ТМЗ умеют считать деньги, здесь нет раздутых управленческих штатов. Например, реализация всей продукции ТМЗ, работа с потребителями, размещение заказов идет через ООО «Торговый дом ОАО «ТМЗ», имеющее разветвленную дилерскую сеть. А работает в торговом доме всего 10 человек, и с 1999 года штат этой структуры не увеличивался.  

ЗАПАС ЖИВУЧЕСТИ

На сегодняшний день у ТМЗ существует два основных направления в производстве: производство двигателей и производство коробок перемены передач. По обоим направлениям постоянно идет работа по расширению применяемости, выпуску новых перспективных образцов.

— У нас есть новые продукты, которые успешно прошли испытания и с которыми мы постепенно влезаем, втискиваемся на рынок Минского автомобильного завода, это один из основных потребителей нашей продукции, — говорит Владимир Щаников. —  Например, провели подготовку производства на выпуск трех тысяч коробок передач в год по заказу Минского автозавода. Это 14- и 9-ступенчатые КПП, коробки передач с гидродинамическим ретардером. Ретардер — устройство для торможения автомобиля без помощи основной тормозной системы, производится немецкой компанией Voith.  Эти коробки передач могут агрегатироваться с двигателями новых серий ЯМЗ–650, ЯМЗ-530, а также с двигателями серий — 7511, 238, 236, то есть их конструкция унифицирована.

Применение ретардера на коробках передач значительно улучшает их потребительские свойства и расширяет рынки сбыта. Стоимость таких узлов выше, зато такая система не только повышает безопасность, но и заметно уменьшает износ рабочих тормозов, в некоторых случаях в пять раз. Ретардеры в нашей стране сначала применялись на автобусах, а с 70-х годов прошлого века стали устанавливаться и на грузовики. Их использование необходимо для эксплуатации транспортных средств в горных условиях на затяжных спусках. В дальнейшем компания Voith планирует производить ретардеры в России. В качестве одной из возможных площадок под будущее производство рассматривается и ТМЗ.

— Перед тем как начать работать по выпуску новых коробок передач для МАЗа, мы параллельно осваивали вторичный рынок по замене существующих коробок передач на автомобилях, — поясняет Владимир Михайлович. — Сейчас транспортным компаниям выгоднее и проще заменять коробки известных брэндов на наши, потому что они дешевле и по техническим характеристикам не уступают зарубежным аналогам.  

Расширяем и модификации наших двигателей. Помимо основных серийных моторов мы совместно с Минским моторным заводом подготовили и проводим испытания двигателей с электронным впрыском топлива, соответствующего экологическим требованиям ЕВРО-4. Неплохие показатели достигаются на этих моторах. Ведутся работы по форсировке мотора, есть опытные образцы, которые развивают мощность в тысячу лошадиных сил.   

Запускаем производство двигателей мощностью 600 л.с. для новых капотных тягачей МАЗа. К нам обратился Минский автомобильный завод вместе с Минским моторным заводом с предложением поработать над двигателем для нового автомобиля, и мы его сделали. Сейчас первый образец новой машины с нашим двигателем  работает в Белорусском государственном цирке. МАЗ 64-40 впечатляет своими характеристиками: два спальных места в кабине, холодильник, кондиционер, цифровой топограф, климат-контроль, улучшенная ремонтопригодность в обслуживании двигателя, уменьшенный уровень шума в кабине.

Для того чтобы двигаться вперед по моторному производству, мы провели официальную оценку возможностей наших двигателей, получили заключение австрийской фирмы АVL о перспективах нашего мотора и сейчас ведем работы по его дальнейшей модернизации.  По оценкам АVL  запас живучести нашего двигателя очень высокий. И об этом свидетельствуют двигатели, которые установлены на спортивных КамАЗах, участвующих в ралли «Париж — Дакар», в «Шелковом пути». Когда после гонок разбирали двигатели и смотрели состояние шатунно-поршневой группы, коленвала,   сотрудники австрийской фирмы были очень удивлены: чего только не было в поддоне мотора — грязь, чуть ли не кирпичи, а коленвал соответствовал всем необходимым техническим характеристикам. С КамАЗом мы сотрудничаем достаточно плотно, в этом году команда

«КАМАЗ-Мастер» у нас шесть моторов заказала, на следующий год планируется заказ не менее 12 двигателей. Совместная работа идет на пользу обеим сторонам.

В заключение можно добавить, что у ТМЗ есть очень перспективные проекты по линии Министерства обороны и МЧС. Но об этом можно будет рассказать в следующий раз.

ЗОЛОТОЙ ЗАПАС

Главная ценность Тутаевского моторного завода — это его люди — его производственный коллектив и специалисты. Без этого золотого запаса невозможно было бы выжить в смутные 90-е годы, невозможно было бы пройти многочисленные испытания на прочность, которые пришлось пережить предприятию. Много раз ТМЗ приходилось вставать на ноги, делая ставки исключительно на собственные силы, чувствуя поддержку рабочих, технологов, инженеров. Можно вспомнить лишь одну главу в истории завода, когда в ситуации практически полного прекращения поставок двум основным потребителям основные усилия были направлены на расширение гаммы модификаций базовых моделей, а также на поиск новых потребителей и выход на нетрадиционные рынки сбыта. В результате за короткое время были разработаны и освоены в производстве более 30 различных модификаций двигателей мощностью от 350 до 500 л.с., что позволило найти новые рынки сбыта, сохранить квалифицированные кадры и обеспечить занятость многотысячному коллективу.

Недавний конкурс профессионального мастерства, проходивший на базе учебного центра ОАО НПО «Сатурн» еще раз показал, что квалификация специалистов ТМЗ на самом высоком уровне. Так что в свой профессиональный праздник моторостроители Тутаева заслуживают самых искренних поздравлений.

На снимках: готовый двигатель для «Гомсельмаша» из сборочного цеха отправляется на испытательный стенд; наладчик Денис Рябухин, призер областного конкурса операторов станков с программным управлением.

Фото Виктора ОРЛОВА.

НАША СПРАВКА

ОАО ТМЗ — ОАО «Тутаевский моторный завод» — предприятие по производству V-образных 8-цилиндровых дизельных двигателей, коробок передач и запасных частей к ним. Двигатели и силовые агрегаты ТМЗ мощностью от 270 до 1000 л.с. предназначены для магистральных автопоездов, большегрузных автомобилей-самосвалов, городских автобусов, сельхозтехники, внедорожной спецтехники, дизель-генераторных установок

и другой техники.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page