О главном атрибуте журналиста

В отделе истории края Ярославского музея-заповедника работает выставка «Машинописная эра». Вниманию зрителей представлены пишущие машинки. Среди них не только  раритетные экземпляры из коллекции музея, но и рабочие инструменты ярославских поэтов, писателей, ученых.

ТАК, канцелярская машинка «Олимпия» 30-х годов (на снимке), большая и тяжелая, поступила в фонд музея от Надежды Кусковой, директора мышкинского радио и внештатного автора «Золотого кольца». Машинкой  пользовались в бухгалтерии радио до 2000 года.

Первое упоминание о пишущей машинке  в письменных источниках документального фонда музея относится к началу XX века. Это письмо из архива представителей древнего дворянского рода Мусиных-Пушкиных, которым принадлежало несколько имений в Ярославской губернии. Объявления о продаже новых устройств для письма в нашем городе встречаются на десятилетие раньше —  например, в «Ярославских губернских ведомостях» за 1890-е годы. Стоили они дорого.

Работники контор, фирм и банков первыми оценили  достоинства машинок, поскольку «они не мазали и не сажали чернильных клякс». В 1910 году в России насчитывалось 300 тысяч машин: «Ундервуд», «Континенталь»,  «Монарх», «Идеал», «Роял», «Адлер», «Мерседес», «Виктор», «Канцлер». Появилась новая профессия — машинистка. Исключительно женская, так как мужчины считали такую работу слишком легкой для себя. Машинистки должны были обладать абсолютной грамотностью, высокой скоростью набора, собранностью и выносливостью, ведь ценой каждой ошибки был новый лист бумаги. Этой работой занимались женщины интеллигентные, читающие, посещающие театры. Некоторым удавалось выйти замуж за писателя, режиссера или композитора.

В 1908 году вышел в свет первый русский учебник машинописи, пропагандирующий слепой десятипальцевый метод печати. Прошедшему курс обучения такому методу гарантировалась скорость набора 200 — 250 ударов в минуту! Пишущая машинка стала непременным атрибутом людей творческих профессий, в большей степени журналистов, одним из символов писательства. Любая правка требовала перепечатки (это заставляло относиться к тексту со всей серьезностью). Многим этот каторжный труд, как ни странно, доставлял удовольствие. Ведь каждая перепечатка — это продолжение работы над текстом. Сегодня многие ярославские поэты признаются, что для них до сих пор очень важно видеть перед собой бумагу.

В конце 50-х пишущие машинки уже массово появились в личном пользовании. Это породило такое явление, как самиздат. Для ускорения процесса  размножения текстов использова-

лась копировальная бумага. Одна закладка в машинку могла составлять до девяти листов. При этом по клавишам стучали так, как будто забивали молотком гвозди. Хорошо читаемыми получались первые четыре экземпляра, остальные выходили «слепыми». При печатании на электрической машинке одна закладка могла давать и пятнадцать копий. Изготовленные копии не всегда сшивались и переплетались — специально для удобства пользования ими. Книгу давали  на ночь: собиралась компания, передавая листы от одного к другому. В фондах музея хранится экземпляр такой самиздатовской литературы. Это копия первой публикации в журнале «Новый мир» рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Она сделана во Франции. В СССР торговля продукцией самиздата и тамиздата стала одной из первых зон рыночного предпринимательства. В отличие от самиздата «самсебяиздат» существовал всегда. Есть он и сейчас, только обрел другие формы и переместился в интернет. Сегодня уже компьютеры взяли на себя функции пишущих машинок.                     

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page