На дорожку

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. В очередной раз ни о чем конкретном не договорились члены рабочей группы по вопросу формирования, распределения и использования дорожного фонда Ярославской области.
Методика распределения дорожного фонда на следующий год, разработанная департаментом дорожного хозяйства и транспорта правительства Ярославской области,  была представлена депутатам месяц назад.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. В очередной раз ни о чем конкретном не договорились члены рабочей группы по вопросу формирования, распределения и использования дорожного фонда Ярославской области.

Методика распределения дорожного фонда на следующий год, разработанная департаментом дорожного хозяйства и транспорта правительства Ярославской области,  была представлена депутатам месяц назад. Основные два источника формирования дорожного фонда — акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла и уплата транспортного налога. Предполагается, что общая сумма дорожного фонда на 2013 год составит 4 миллиарда 554,1 миллиона рублей (на полмиллиарда больше, чем в нынешнем году).  Деньги распределяются по четырем основным направлениям.

Первое — это действующая областная целевая программа развития сети автомобильных дорог Ярославской области, по соединению населенных пунктов. По федеральному нормативу на эти цели следует направить не менее 5 процентов средств дорожного фонда, то есть 227,7 миллиона рублей. В программе правительства заложено больше — 447 миллионов рублей. По мнению правительства, если не развивать дорожную сеть, она будет приходить в негодность. К тому же до сих пор в Ярославской области существует немало населенных пунктов, в которые попросту нет доступа ни для «скорой», ни для полиции, ни для пожарной охраны. Их связывают с дорожной сетью области лишь грунтовые дороги, которые с наступлением непогоды делаются непроезжими.

Второе и самое главное направление, на которое департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области предлагает выделить почти 3 миллиарда рублей, — непосредственный ремонт основных автомобильных трасс. Говоря официальным языком, это ведомственная целевая программа «Сохранность региональных автомобильных дорог», рассчитанная на 2012 — 2014 годы. Она включает в себя подразделы. Один из них — содержание дорог областной собственности, по которому исходя из федеральных нормативов необходимо выделить не менее 24,6 процента средств, то есть 1  миллиард 361,4 миллиона рублей.

— Существующая опорная сеть составляет порядка 6,5 тысячи километров. Она связывает между собой все муниципальные районы и основные населенные пункты, и дороги должны находиться в нормативном состоянии, — пояснял директор департамента дорожного хозяйства  Валерий Колодченко.

Второй обязательный подпункт направления (не менее 15 процентов) — это межевание, кадастровые работы, паспортизация, госрегистрация и диагностика дорог и мостов. На эти цели выделяется 250 млн. рублей.

— Мы должны практически на все дороги областной собственности зарегистрировать свое право, потому что с 2014 года будет отменена льгота по налогу на землю для дорожных фондов. Как представитель субъекта Федерации мы осуществляем функции по управлению дорожным хозяйством и должны будем с 2014 года платить налоги на землю по дорогам. Получателем этого налога будет тот муниципальный район, по которому проходит эта дорога.

И третий важнейший подпункт программы сохранности региональных автодорог — капитальный ремонт и ремонт, в том числе проектирование. Сумма на эти цели также предполагается немалая — 1371,6 млн. рублей.

Третье направление распределения средств дорожного фонда в 2013 году носит название «Прочие расходы» и включает в себя налоги, штрафы, госпошлины и иные обязательные платежи (31,1 млн. рублей) — это объекты, которые находятся в стадии строительства сверх нормативных сроков, содержание ГУ «Ярдорслужба» — 78 миллионов, и еще 15 млн. рублей составит так называемый материальный резерв на расходы ГО и ЧС.

По словам Валерия Колодченко, за счет этих же средств будет закуплена новая лаборатория по проверке качества дорожного покрытия, необходимый транспорт, увеличен численный состав специалистов, которые будут заниматься контролем качества, — все это требовали в минувшем сезоне депутаты и руководители муниципальных образований.

Четвертое основное направление распределения средств дорожного фонда — субсидии на дороги муниципальной собственности (более 11 тысяч километров), на которые предполагается выделить 1 миллиард рублей. Из этих денег 773 млн. рублей идет на капитальный ремонт и ремонт дорог общего пользования муниципальной собственности, в том числе 5 процентов, то есть не менее 227 млн. рублей, на капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов. Оставшиеся 227 млн. рублей (5 процентов) — на ремонт дворовых территорий.

Но задача раздать всем сестрам по серьгам и никого не обидеть оказалась чрезвычайно сложной. Основные споры как раз и разгорелись вокруг суммы субсидий, которые будут предоставлены муниципальным образованиям на капитальный ремонт автодорог. По предложенной правительством методике субсидия будет выдана всем муниципальным образованиям, но в зависимости  от размера софинансирования из муниципальных бюджетов. Самые маленькие муниципальные образования  должны будут вкладывать в ремонт дорог из своих бюджетов 5 процентов от суммы, выделенной из областного дорожного фонда. А самые крупные — больше: Рыбинск — 30 процентов, Ярославль — 40 процентов. Резон тут есть: малые города и поселения не имеют больших источников доходов, и им не потянуть крупные расходы, а Ярославль и Рыбинск в состоянии изыскать необходимые средства.

Однако руководство Ярославля оказалось резко недовольно повышением в два раза процента софинансирования.

— Мы понимаем такую позицию только как желание того, чтобы город больше не просил денег. Ведь все прекрасно знают, что в бюджете дефицит денег, и при этом нам предлагается увеличить свою долю софинансирования, — уже на следующий день заявил заместитель мэра Ярославля Николай Степанов.

Мэр Рыбинска Юрий Ласточкин готов принять такой процент софинансирования, но резко против сокращения средств, выделяемых в этом году органам местного самоуправления на ремонт  «малых» — внутригородских дорог и дворовых территорий.

— Для Рыбинска 79 миллионов —  это работы на двух улицах, серьезно нуждающихся в капитальном ремонте. Абсолютно ненормально, что при распределении средств фонда  не учитывается значение дорог внутри городов. То есть туда, где люди больше ездят,  денег не дают.  Это серьезная ошибка тех людей, которые  принимают решения по фонду, — заявил Юрий Ласточкин в интервью рыбинскому интернет-порталу. — Вместо того чтобы сосредоточиться на дорогах, которые уже отстояли по несколько нормативных сроков, в некоторых случаях по 4, 5, 6 нормативных сроков, — это  дворовые территории, междворовые проезды, стоянки, парковки, городские дороги, —  сегодня дорожный фонд начинают использовать для того, чтобы заниматься приведением в порядок межмуниципальных трасс.

Руководство города Яро-славля также не согласно с суммой средств, которую готовы выделить органам местного самоуправления.

— В 2013 году выделяют в полтора раза меньше средств, при том что сам дорожный фонд в следующем году будет больше, чем в 2012 году примерно на полмиллиарда, — говорит Николай Степанов. — В итоге по предложению департамента дорожного хозяйства Ярославской области сумма, обозначенная для распределения Ярославлю, составит 239 миллионов рублей. Мы категорически не согласны с такой позицией департамента и, когда методика будет утверждаться в областной думе, будем выступать против данных предложений.

— Я с выбранной дороги не сверну. Добьюсь, чтобы губернатор Ярославской области выделил из средств дорожного фонда обещанные им 400 млн. рублей, необходимые городу на ремонт дорог в следующем году, — заявляет мэр Ярославля Евгений Урлашов в интервью, опубликованном на официальном сайте мэрии Ярославля 6 ноября.

16 ноября на совместном заседании комитетов областной думы по экономике и по бюджету было поддержано предложение депутата Владимира Галагаева о том, чтобы муниципальным образованиям выделили сумму в два раза больше той, которую предложило правительство области, а именно 1 млрд. 900 млн. рублей.  Эта методика и стала предметом рассмотрения последнего заседания рабочей группы по распределению денег дорожного фонда. И тут борьба разгорелась с новой силой.

Позиция правительства области, которую последовательно озвучивает директор дорожного департамента Валерий Колодченко: если не направить деньги на строительство и ремонт дорог в области, движение по ним остановится, а это движение школьных автобусов, проезд «скорой» и служб ГО и ЧС, связь населения отдаленных населенных пунктов с «большой землей». Уже сейчас есть более сотни судебных решений и предписаний прокуратуры, обязывающих власть провести ремонт таких дорог.  Методика, предложенная Владимиром Галагаевым, устроила депутатов, представляющих малые муниципальные образования, но не устроила представителей Ярославля и Рыбинска — больше денег получают сельские муниципальные образования, где много грунтовых дорог. Так ни о чем и не договорившись, решили вновь собраться в нынешний четверг.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page