А на этот пай хоть куртку себе куплю

Жители села Колодина Пошехонского района последнее время пребывают в смятении. Вопрос, продавать или нет свои земельные паи, которыми их наделили еще в далеком 1992 году, сейчас встал ребром.

Скупка земельных па-ев — явление не новое. В Пошехонском районе пик покупки-продажи земельных долей пришелся на 2007 — 2008 годы. Но тогда больше скупали земли вдоль побережья Рыбинского моря, по берегам рыбных рек Шексна, Сухона. В результате земельного передела на месте нескольких бывших сельхозпредприятий появились другие, с новыми хозяевами.

Нынешний всплеск активности скупки земельных паев вызван поправками в федеральный закон «Об обороте  земель сельскохозяйственного  назначения», принятыми в конце декабря 2010 года: со следующего года незарегистрированные и неотмежеванные земельные паи фактически переходят к муниципальным властям. По закону органам местного самоуправления  предписано провести эту процедуру до 1 июля 2013 года через организованные собрания участников долевой собственности. С момента проведения этого собрания нынешние виртуальные земельные паи становятся пшиком. В колхозе имени Калинина оно назначено на 5 февраля 2013 года.

Центральная усадьба колхоза имени Калинина — село Колодино, сорока километрами севернее Пошехонья. Здесь есть средняя школа, в которой учатся около сотни детей не только из села, но и из соседних деревень, детский сад, амбулатория, поч-

та. На центральной улице под названием Центральная — деревянная церковь в честь почитаемого на Пошехонской земле преподобного Севастиана Сохотского. С храмом мирно соседствует гипсовый воин — памятник землякам, павшим во время Великой Отечественной войны. Церковь была построена в 2004 году по инициативе прежнего главы Пошехонского района Виктора Ивановича Барсукова. С тех пор Колодино опять полноправно может называться селом. Старая церковь Преображения Господня, тоже деревянная, была в 30-е годы XX века превращена в клуб, который дотла сгорел в 1947 году. Колхоз имени Калинина образовался как раз в то время, когда прежний храм прекратил свое существование.

Когда в 90-е годы здесь, как и по всей стране, проходила земельная реформа, каждый из колхозников получил право на свою долю в общем хозяйстве — земельный пай. Чуть более четырех тысяч гектаров колхозной земли было разделено на 480 паев, по восемь с половиной гектаров каждый. Землей наделили не только работников сельскохозяйственного производства, но и практически всех жителей, проживающих на территории колхоза. Около 80 паев получили учителя Колодинской средней школы, работники местной амбулатории и даже библиотекарь. Но мало кто из пайщиков задумался о том, что делать с этим прописанным на бумаге правом собственности, или поспешил стать хозяином конкретного земельного участка.

Сейчас работников в колхозе около 90 человек, из них 56 имеют земельные паи. За прошедшее время получили, что называется, в натуре, то есть юридически оформили и выделили свой земельный участок из общей виртуальной массы, единицы. Колхоз, как и  многие хозяйства не только в Пошехонском районе, землю тоже у селян не выкупил и никоим образом не оформил. Хоть и работает сельхозпредприятие на этой земле, но юридических прав на нее не имеет, налог на землю не платит. Долгие годы об этой проблеме руководители хозяйства вообще не задумывались, а когда пришлось, денег на выкуп, межевание и оформление земли взять негде.

Месяца два назад  владельцам паев отдаленного колхоза стали поступать предложения о продаже. Первыми откликнулись те, кто в деревне уже давно не живет, кому паи достались по наследству. Вслед за ними задумались и сельские жители. Ведь за пай дают 15 тысяч рублей. По нынешним зарплатам колхозников — совсем немало, особенно если учесть, что в некоторых семьях по два, по три, а то и по четыре пая. Но вот руководителей колхоза ситуация не на шутку встревожила, и в последних числах октября по селу были развешаны объявления, в которых желающих продать свои паи категорически предупреждали:

«Если события будут развиваться именно по такому сценарию, то правление колхоза примет адекватные меры к тем, кто продал свою землю: ограничение на доступ к деловой и дровяной древесине, пиломатериалам, зерну, запрет на выпас скота, другие действия, вплоть до запрета использования колхозных бочек при откачке туалетов».  

Неделю назад было организовано собрание пайщиков. Приехали первый заместитель главы администрации Пошехонского района Валерий Глоба, глава Пригородного сельского поселения Владимир Васильев, и. о. руководителя районной инспекции по использованию и охране земель управления Росреестра по Ярославской области Александр Кучеренко.

Председатель колхоза Виктор Иванов убеждал селян землю не продавать и рассказал свой план:

—  Колхозу землю не выкупить и не замежевать — нет на это денег. Пусть земля отойдет государству, а в 2013 году мы возьмем землю у государства в аренду, сколько нам надо и сколько сможем обработать — примерно 2 — 2,5 тысячи гектаров. У района нет причин нам отказать: хозяйство работает, техника есть, в этом году 400 га посеяли и убрали, молоко и мясо продаем, с леса доход имеем, как-то держимся на плаву. А если сейчас продадите землю скупщикам, колхоз окажется заблокированным, и очень быстро придет ему конец.

Замглавы пошехонской администрации Валерий Иванович Глоба сообщил: сегодня за  колхозом имени Калинина числится 436 долей, из них 262 доли не востребованы, то есть пока не удалось найти их владельцев — кто-то умер, а наследники не оформили право наследования, кто-то уехал далеко и забыл. Реальность осуществления плана, о котором говорил председатель колхоза, по мнению Валерия Ивановича Глобы, высокая. Правда, при условии, если в бюджете найдутся деньги для межевания и кадастрирования этих земель. А вот найдутся ли — до сих пор большой вопрос: в местном бюджете денег нет, и совсем не ясно, будут ли и в каком объеме заложены в областном бюджете на следующий год. К тому же аналогичная ситуация во всей Ярославской области, а бюджет в долгах. Поэтому все может затянуться на долгие годы.

И в то же время Валерий Глоба объяснил, что никто не может селянам запретить, пока есть возможность, распорядиться своим земельным паем по своему усмотрению. И смысл выступления земельного инспектора Александра Кучеренко сводился к тому, что людям все же не следует ждать 5 февраля, когда они потеряют право на земельные паи, а лучше распорядиться ими самостоятельно:

— Сначала зарегистрируйте свое право на участок — это стоит 100 рублей, а потом будете думать, что делать: продать, подарить, сдать в долгосрочную аренду,  то ли просто забыть про них.

На снимке: в центре Колодина церковь и памятник погибшим землякам.

Фото автора.

Окончание на 7-й стр.

И тут возникла следующая дилемма: регистрация земли пайщику обойдется недорого, а вот последующие налоги на землю окажутся более существенными. После собрания на улице дискуссия вспыхнула с новой силой:

— Продадим паи — нам налоги пойдут. Оформим землю — тоже налоги пойдут. А не продашь, так паи совсем пропадут!

— Да не пропадут, а за колхозом останутся…

— А мне-то что от этого, через год все равно на пенсию. Да и колхоз развалился уже, работать некому…

— 15 тысяч рублей за пай, конечно, деньги малые…

— Для нас и это хорошо. На телятнике 180 голов вдвоем обслуживаем. И корма, и кочегарка — все на нас. Такой тяжелой работы нигде нет, и за все 7 тысяч, а это капля в море: заплатил с получки за то и за другое, в магазин раз сходил — расплылась и нету.

— А вот в «Маткоме» (соседнем хозяйстве) продавали, так там налоги и все расходы новые хозяева на себя берут…

Кто они, покупатели паев, как они планируют изменить жизнь колхоза, как ни странно, волнует всех в последнюю очередь. И никто точно про это ничего не знает.

Председатель колхоза Виктор Николаевич Иванов на мой вопрос об этом ответил, что, скорей всего, это те же люди, которые уже купили 14 хозяйств севера Пошехонского района, объединив их в СПК «Пошехонский»:

— Попробуйте спросите у них сами, они тут недалеко, за розовым забором.

За розовым, а скорее оранжевым, бетонным забором к северу от Пошехонья находится база охотхозяйства. Попасть туда не удалось, зато встретившийся по дороге местный житель Александр о ситуации в колхозе имени Калинина был в курсе. Он и прокомментировал, почему председатель Виктор Иванов не хочет отдавать землю:

— Потому что жрет в одну харю. Лесом торгует, зарплату рабочим не платит. У каждого его сына по квартире. У старшего в Ярославле пятикомнатная. Зачем ему входить под чей-то контроль, с кем-то делиться.

СПК «Пошехонский», фирма которую называют заинтересованной в скупке паев, — сельскохозяйственный холдинг, который начал организовываться около четырех лет назад. Особенно активизировалась деятельность СПК в последние два года. Первоначально в него вошли 9 хозяйств северной части Пошехонского района, в последнее время присоединились еще несколько, в том числе соседние колхозы «Маткома» и «Волна» с центральной усадьбой в селе Гаютине. Управляющим сейчас в объединенном хозяйстве Шухрат Айбекович Мирмухамедов, председатель колхоза «Революция», а ранее еще и поглощенной «Искры».

На мой вопрос, лучше ли стала жизнь в хозяйствах после объединения в холдинг, первый замглавы администрации Пошехонского района Валерий Иванович Глоба ответил так:

— Есть плюсы: долги по лизингу хозяйствам погасили, зарплату  больше чем за четыре месяца людям смогли выплатить. Но есть и вопросы: эффективно управлять холдингом протяженностью больше 100 километров  сложно.

— Но если начнут что-то делать — хорошо, мы за то, чтобы земля работала, а люди были на плаву, — заметил Валерий Иванович, а потом в сердцах посетовал: — Председатель колхоза имени Калинина Виктор Николаевич Иванов за 20 прошедших лет никаких действий по оформлению земли не предпринимал, а сейчас и он, и люди оказались заложниками ситуации. И таких примеров много. В районе около 7500 земельных паев прошли регистрацию и поставлены на учет, а невостребованными числятся 5600. Хотя есть другие примеры. В СПК «Прилив» прежний директор Зинаида Константиновна Финогенова все земли оформила, и все замечательно — никто теперь туда не суется.

Местные власти, кстати, в первую очередь заинтересованы в том, чтобы земля обрела юридического собственника и приносила прибыль.

— Идут налоги, а земельный — непосредственно в бюджет поселения, на эти средства мы сможем ремонтировать дороги, колодцы, освещение… — сказал глава Пригородного сельского поселения Владимир Иванович Васильев.  

После собрания пайщиков колхоза имени Калинина один из мужичков говорил другому:

— Помнишь, Саня, у нас чубайсовские ваучеры еще были? Так я тот продал и сапоги себе купил, а на этот земельный пай хоть куртку себе куплю.

Действительно, в период той приватизации больше всех выиграли не поверившие сказкам, что с помощью ваучера станут собственником «заводов, газет, пароходов» и что вскоре ваучер будет стоить как машина «Волга». Те, кто вложил свои личные ваучеры в акции предприятий, получил за все время считанные рубли. Гораздо более удачливыми на этом фоне оказались соотечественники, которые продали акции скупщикам, — они сейчас с удовольствием вспоминают, что сумели купить на ваучеры кто холодильник, кто дефицитную мебель. В азартной игре с государством мы всегда в проигрыше.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page