Старость в радость — реально ли

Не так  давно мне на глаза попалась  сравнительная таблица  пенсионного возраста  и размера пенсий в  разных странах.  Теоретически,  конечно, я  знала, что россияне выходят на пенсию раньше других и получают меньше других,  но   вместе  собранные цифры,  да еще некоторые  комментарии к ним, меня не просто поразили, а буквально обожгли. Как же получилось, что за 20 лет перестройки мы так и не смогли приблизиться, хотя бы немного, к  европейскому качеству пенсии?!  Может быть, еще не поздно, засучив рукава,  взяться за  решение этой проблемы, пусть и в отдельно  взятом регионе — Ярославской  области?!

Анна Барнесс (на снимке слева), правнучка ярославского купца и мецената Н. П. Пастухова, родилась в 1917 году в Ярославле. Сейчас Анна живет в пригороде Сиднея  в социальном районе, где жилье могут купить те, кому за 55. Покупая там жилье, одновременно приобретаешь полный пакет медицинских и социальных  услуг. В 2007 году  к ней в гости приезжала  подруга по Русскому балету Таня Лескова, внучка русского писателя. Она живет сейчас в Бразилии,  а в Сидней  прилетала ставить балет: в молодости они вместе с Аней закончили школу русского балета в Париже и танцевали в разных театрах Европы. У Анны красивая трехкомнатная квартира, ее навещают сыновья, внуки, друзья.

ИЗ ОГНЯ

ДА В ПОЛЫМЯ  

Женщины у нас выходят на пенсию  в 55 лет, мужчины в 60.  Ближе к нам, пожалуй, Литва, где  женщины  становятся пенсионерками в  60 лет, а мужчины в 62,5.  Да и  по размеру пенсий мы рядом, хотя, конечно, у россиян самая низкая  пенсия, в среднем она составляет  восемь с половиной  тысяч рублей.

Позднее всего  выходят на пенсию  в США и Израиле: мужчины в  67, женщины в 65. И пенсии у них высокие. Говорят, эти страны — рай для пенсионеров, которые работали, разумеется, всю жизнь.  В Финляндии, Германии, Испании  и многих других европейских  странах  и мужчины, и женщины  выходят  в одном возрасте   —  65 лет.  В Европе  тоже пенсии очень приличные, кто работал всю жизнь, получает значительно — около  тысячи евро.  Хотя  европейцы  сейчас  жалуются, что на пенсию  жить очень тяжело. А кто не работал, имеет минимальную пенсию в 350 евро. По нашим меркам это очень хорошо! Когда я пожилым французам пыталась объяснить, что наши пенсионеры,  представляющие  средний класс, живут на 250 — 300 евро,  они воспринимали  мой рассказ как  фильм жанра фэнтези.  В то же время  все восклицали: русские так рано выходят на заслуженный отдых?!  Я поясняла, что на самом деле ни в 55, ни в 60 лет  у нас никто не заканчивает работать, потому  что на пенсию не прожить!  Просто люди получают пенсию и продолжают работать, правда, частенько вынуждены переходить на менее квалифицированную работу, потому что их место спешат отдать молодым, пусть неопытным, зато «своим». У нас сейчас целая когорта вахтеров, уборщиков, кондукторов, дворников с высшим, а то и с двумя высшими образованиями, а порой  и  с ученой степенью.

— Почему? — спросил  меня  один пожилой немец. — Разве не нужны специалисты в роли наставников, экспертов, консультантов?

Я попыталась объяснить, почему русские так рано выходят на пенсию и так мало живут,  и… не смогла: поняла, что всю российскую историю надо рассказать.  У нас ведь и до пенсии люди ох как нелегко живут, а после наступления 55 или 60 начинается «возраст дожития» — такой термин существует в документах официально.

— Но у вас же произошла перестройка и жизнь стала лучше! — то ли спрашивал, то ли утверждал доверчивый  европеец. — И что у вас делается, чтобы  улучшить жизнь пенсионеров?

Этот вопрос меня точно поставил в тупик, потому что я  могла рассказать только о бесконечных дебатах вокруг пенсионной реформы на верхних уровнях власти. И о спорах вокруг  накопительной части  пенсии.  Но европейцев больше интересовали конкретные дела и реальная забота. Увы… рассказать мне было нечего.

НЕ ДОЖИВАТЬ,

А ЖИТЬ

Зато европейцы рассказали и показали.  На  самом деле проблема  старения  населения актуальна практически для всех стран. В Германии, например, четверть населения страны  — старше  65 лет.  Средняя продолжительность жизни в мире сегодня 78 лет, японцы — долгожители, у них средняя продолжительность 78,3. А в России  продолжительность чуть больше 67 лет, и то за счет женщин. Мужчины часто умирают, либо не дожив до пенсии, либо едва перешагнув  60-летний возраст.

Именно поэтому у нас и нет смысла увеличивать пенсионный  возраст. Кстати,  по классификации  возрастных периодов он официально называется возрастом дожития! Звучит неприятно, но  еще неприятнее, что в  России «дожитие»  так рано начинается.  Получается, что в развитых странах  люди выходят на пенсию, чтобы  отдыхать и наверстывать  то, чего не успели сделать, пока работали и растили детей, — например, путешествовать по миру. А  у нас выходят доживать.  Разница  очевидна!  

ДОМА

С РЕСЕПШЕНОМ

Сегодня во многих развитых странах существуют государственные программы, которые гарантируют   оптимальные условия жизни для пенсионеров. Например, реальные скидки почти на все услуги до 20 процентов. Если пенсия минимальная — 350 евро — жилье оплачивается.  Где-то пенсионеры освобождены от  налога на собственность, где-то  максимальные скидки на туристические поездки, отели и авиабилеты. Но самое главное — там иное  отношение к пожилым людям, причем иное оно на уровне и общества, и власти. Возможно, потому, что те, кто там принимает законы, понимают:  и они тоже станут пенсионерами.  

В последнее время в Европе стали очень популярны так называемые  пенсионные дома. Это кондоминиумы с ресепшеном и круглосуточным дежурством медсестер, врачей, кафетерием и прочими  необходимыми услугами. Во Франции  я видела такой  кондоминиум и была  в гостях у одной мадам. С виду  это самый обычный дом, большой, просто там есть ресепшен, на который выведены звонки из всех квартир. А в каждой квартире есть кнопка, которая позволяет в любой момент связаться с дежурными. Во Франции квартиры  в таких кондоминиумах — в частной  собственности, но есть страны, где квартиры в таких пенсионных домах можно арендовать.

Впервые о такой системе я услышала от людей, побывавших в Австралии.  Именно в таком доме живет правнучка  ярославского  купца и мецената Николая Петровича Пастухова — Анна Барнесс. Когда ее муж умер, она продала дом, и дети ей помогли купить квартиру в таком пенсионном поселении. А моя знакомая французская мадам квартиру в таком  кондоминиуме покупала еще вместе  с мужем, они прожили  там лет пять, и год назад он умер. Купить квартиру можно как  подешевле, так и подороже, опять же можно выбрать  любое количество  комнат — все зависит от средств и от того, как часто будут к вам приезжать гости. Получается, это обычный дом с обычной квартирой, только  человек знает, что он не одинок и помощь к нему придет по первому звонку.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТАРОСТИ

Конечно, в каждой стране  у пенсионного  возраста есть свои особенности. Например, в Финляндии  не считается зазорным переехать в дом престарелых, а в Испании, наоборот,  старому одинокому человеку будут помогать и дальние родственники, и соседи, но никогда не сдадут его в богадельню. Во всех без исключения развитых странах пенсионеры могут как минимум два раза в год съездить отдохнуть на море по специальным программам. Кроме России, пожалуй.  

А между тем у нас уже сформировался совершенно новый класс пенсионеров. Сейчас на пенсию начали выходить те, чья активная деятельность пришлась на постсоветский период. Эти люди материально более обеспечены, чем  предыдущие поколения пенсионеров, имеют опыт зарубежных поездок, хотя бы на уровне Турции и Египта. Новые пенсионеры неплохо владеют компьютером,  пользуются  разными видами  электронных и кредитных  карт    и  открыты  для  путешествий по миру.

Новая генерация  пенсионеров не желает выращивать морковку на шести сотках, да и на лавочке с соседками ей судачить тоже  не о чем.  Хорошо,  в 60 — 65 лет еще можно  работать,  внуков  помогать растить. А в 70 лет уже можно  подумать  об активном и интересном отдыхе.  Хорошо  бы  жить  там, где есть с кем пообщаться, хорошо бы найти компанию, с которой можно  вместе за границу  съездить в межсезонье. Сейчас  многие страны, например Болгария,  Португалия, Испания, Уругвай, разрабатывают специальные  туристические программы для пенсионеров, предлагая очень низкие цены в отелях,  льготные билеты, отличное медицинское обслуживание. Туризм — очень выгодное направление для экономики.  Многие страны, такие как Испания, Болгария, Черногория, Греция, а до определенных революционных событий — Тунис, Египет и другие, вообще  приглашают пенсионеров «зимовать». Чем отели и апартаменты  будут по  три-четыре месяца пустовать, лучше их сдавать дешево пенсионерам.

У нас в России, и даже в Ярославле, тоже есть «молодые» пенсионеры, которые ездят «зимовать»  за рубеж. А здесь на это  время  сдают свои квартиры.  И говорят, выгодно. Но выезд за рубеж  — дело частное, да  и не всем придется по душе, и не всем другой климат может подойти. А вот  строительство  пенсионных домов,  пенсионных  городков — дело очень перспективное. Нынешнее поколение пенсионеров уже легко относится к тому, чтобы продать квартиру, купить квартиру (это для советского человека было непонятно и страшно). И могли бы люди пенсионного  возраста  жить  в своих квартирах,  но знать, что здесь, рядом врач, медсестра, кнопку нажал — и они явились.  Например, в пенсионных городках Скандинавских стран есть все для красивой и полной жизни: кафе,  рестораны, парикмахерские, кинозалы,  спортивные залы, бассейны. И пожилым людям комфортно, и детям их спокойно: зарабатывают уже  себе на безбедную старость.

ПРОДОЛЖИМ

ДЕЛО СОБЯНИНА   

Несколько лет назад ходили разговоры о том,  что  пенсионные  городки или кондоминиумы  планирует строить  мэр Москвы Сергей Собянин в Переславле и  Ростове.  Объяснение  простое: в Москве  много пенсионеров, которые не прочь жить поближе к природе, но не далеко от  столицы, и, конечно, они  привыкли к хорошим условиям.   Переславль и Переславская земля  — идеальное  для этого место.  Да и Ростов  тоже ничего.  Но все так на уровне разговоров  и осталось. Говорили, что требуются огромные  средства, причем  достаточно свободные, так как  окупаться они начнут не раньше чем через 10 — 15 лет.

А как же забота  о людях, о самих  себе, наконец? Ведь рано или поздно все мы будем пенсионерами, даже те, кто  сегодня у власти.  Специалисты поясняют,  что здесь нужен  инвестор уровня Михаила Прохорова.  А почему бы и нет? Наш  регион по многим направлениям становится пилотным, может, мы и в строительстве «пенсионных  городков» станем первыми.  Впрочем, говорят, что в Тульской области нечто подобное уже начали возводить…   

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page