Выдержите! — отвечают чиновники

Третий по счету международный форум «Инновации. Бизнес. Образование» проходил в Ярославле с присущим ему размахом.  Его тысяча с лишним участников делилась и перемещалась с места на место, из зала в зал, присутствуя на трех научно-практических конференциях и двенадцати  панельных дискуссиях. На конференции «Управление качеством: новые возможности в конкурентных условиях» выступил Геннадий Петрович Воронин, профессор, доктор наук, президент Всероссийской организации по качеству,  президент Академии проблем качества. Доклад, который   назывался «Мы в ВТО. А как с качеством?», он начал с бытовых мелочей, не являющихся, по его мнению, мелочами.

В Ярославле Воронина  поселили в сданный пару месяцев назад  четырехзвездочный отель «СК Роял». Шикарный номер со спальней и маленьким шкафчиком, куда ничего не уберешь, и все. Целую ночь ему и, как стало известно наутро, соседу, проживающему на этаже, не спалось: журчала вода в унитазе, что-то было неисправно.

— В Казани, откуда приехал с дней качества, — продолжал  профессор, — был проведен опрос, и оказалось, что никто ничего не знает про ВТО. Мы вступили в нее, будучи совершенно неподготовленными. Минэкономразвития не позаботилось заранее выпустить букварь и в нем растолковать, что  такое ВТО, куда входят 156 стран, что нас ждет. Последствия ощутим  со следующего года, когда в Россию хлынет поток товаров со всего света. Чиновники уверяют, что сегодня мы конкурентоспособны, но так ли это, если  в промышленности производительность труда проигрывает развитым странам в четыре раза, в энергозатратах на единицу  продукции — в 7 раз, имеем 76 процентов износа основных средств.

На конференциях по ВТО, которые сейчас проходят повсюду, уверяют, что государство поможет сельскохозяйственному машиностроению, легкой промышленности, автопрому, естественно, оборонке. А остальным  отраслям? Выживайте как сможете. Если бюджет Украины поддерживает сельское хозяйство на 10 процентов, Белоруссия — на 20, страны Евросоюза — на 40, Япония — на 70, то Россия — менее процента. «Не выдержим», — говорят селяне. «Выдержите!» — отвечают чиновники. В России, которая  находится в первой тройке  производителей удобрений, на 1 гектар пашни их закладывается 10 — 11 килограммов, тогда как, к примеру, в Голландии, откуда получаем картошку, цветы, — 500 килограммов.

Говорят, что нас спасут частные предприятия.  В стране  развернулся новый виток  приватизации. Между тем Япония заявила, что не отдаст промышленность частнику, и объявила основой экономики госкапитализм. В ЮАР  приватизация остановлена полностью.  От нашего частника, который производит сливочное масло, не менее 50 процентов является фальсификатом. В дни качества  в Татарстане был обнаружен подпольный цех, выпускающий под видом масла маргарин, который расходился по ста магазинам Казани.

— Можно предположить, — продолжал Г. П. Воронин, — что,  проиграв на первом этапе, на втором будем побеждать. Но статистика свидетельствует о том, что наша наука отстает от американской в разы. Россия выпускает лишь 1,5 — 2 процента высокотехнологичной продукции. Если заходит речь о строительстве, нельзя не завидовать Китаю, который  за 15 дней возвел 30-этажный отель.

Не радует положение в оборонной сфере. Наш флот на Балтике в два раза уступает шведскому и финскому, в четыре — германскому. На Черном море — в три раза турецкому.

Что делать?  Каждому руководителю необходимо изу-чить правила ВТО. Стать лидером в борьбе за качество и повести за собой коллектив. Семи лет, что нам отпущено, достаточно для вхождения в ВТО. Предприятия без лидера — первого лица, не имеющие управленческих стандартов, проиграют.

В условиях вступления в ВТО и продолжающегося экономического кризиса  решение проблем качества и  делового сотрудничества остается одной из приоритетных задач органов власти, предприятий и организаций всех форм собственности.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page