Казначейство: революция или эволюция?

Казна — что это? Попробуйте сами дать точное определение этому понятию, и вы поймете, что это слово многогранно…
Так, даже из маленькой энциклопедической справки можно сделать вывод, что уже в Древней Руси понятие «казна» существовало и как государственные ценности, и как организация «по финансовым вопросам».

Казна — что это? Попробуйте сами дать точное определение этому понятию, и вы поймете, что это слово многогранно…

Так, даже из маленькой энциклопедической справки можно сделать вывод, что уже в Древней Руси понятие «казна» существовало и как государственные ценности, и как организация «по финансовым вопросам».

А вот «Современный экономический словарь» 2006 года издания дает вполне актуальное понятие казны: «Финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями».  

Новейшая история казначейства берет отсчет от даты указа N 1556 — 8 декабря 1992 года. В условиях развития рыночных процессов в российской экономике, сопровождающихся образованием разрозненной массы кредитных организаций, Центральный банк России практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений. В сфере расходов существовавшая на тот момент банковская система исполнения бюджета допускала фиксирование лишь на стадии платежа, то есть когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена. Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации. Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

С 1992 года казначейство приступило к выполнению поставленных задач, были созданы территориальные органы казначейства — управление и отделения в каждом муниципальном районе. Управление Федерального казначейства по Ярославской области образовано 2 августа 1993 года.

За почти 20 лет работы функции управления неоднократно менялись. Глобальные изменения происходили в сфере учета доходов, начиная в 1995 году с необходимого (открытие доходных  счетов N 100 «Доходы федерального бюджета» и N 90 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней») до поэтапной централизации доходов на уровне управления.

Не менее радикально изменялась работа и по учету расходов: с 1994 года начата работа по учету расходов федерального бюджета, но средства федерального бюджета перечислялись на счета, открытые в учреждениях банка. Органы Федерального казначейства наделялись функциями последующего контроля за целевым использованием средств, а также проверки своевременности зачисления банковскими учреждениями поступающего финансирования — ежегодно осуществлялись сотни проверок, миллионы рублей возвращены в бюджет.

За три-четыре года казначейство доказало свою жизнеспособность и необходимость, темп работы увеличивался. Постепенно через органы Федерального казначейства Ярославской области стали проходить все потоки, связанные с финансированием федеральных бюджетных учреждений.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери.

В 2001 году управлением было заключено с администрацией Ярославской области соглашение о кассовом обслуживании бюджета Ярославской области в части  средств, перечисляемых из федерального бюджета. Аналогичные соглашения заключены каждым отделением казначейства на обслуживание муниципальных бюджетов.

Одновременно происходило реформирование системы бюджетного учета и отчетности. 17 февраля 1999 года был принят, по сути, первый нормативный документ, регулирующий порядок ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности. А с 1 января 2000 года  вводится в действие Бюджетный кодекс РФ, реализующий требования о едином плане счетов бюджетного учета. В 2006 и 2007 годах выходят два, на наш взгляд, революционных документа: приказ «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» и приказ «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», которые радикально изменили существующую систему бюджетного учета.   

Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства,  утвержденная правительством Российской Федерации в 2000 году, явилась еще одним шагом, определяющим дальнейшее совершенствование казначейской системы. Поэтапно с 1999 по 2004 год реализовывались мероприятия, направленные на достижение  ее конечной цели — сосредоточение всех средств бюджета на одном счете для эффективного управления ими.

С 2001 по 2007 год через казначейство производилась предварительная компенсация отдельным категориям граждан по их вкладам (взносам) в организациях государственного страхования. В 2001 году предварительную компенсацию получили 1966 граждан, в 2007 году — 8582 граждан.

Также с  2001 года осуществляется организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Эта задача актуальна  до настоящего времени и получила новое современное решение.  

С 1 июля 2011 года в соответствии с приказом Федерального казначейства, а также благодаря усовершенствованию прикладного программного продукта появилась возможность  размещать на  сайте Управления Федерального казначейства по Ярославской области в разделе «Информация для взыскателей» ежедневную информацию. Взыскатель — как физическое, так и юридическое лицо — может проследить ход исполнения предъявленного им исполнительного листа в режиме онлайн.

В 2002 году был создан реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, что позволило оптимизировать состав указанных учреждений и ограничить круг участников бюджетного процесса, по обязательствам которых правительство РФ несет субсидиарную ответственность. С 2009 года выполнена задача по преобразованию его в качественно новый продукт, отражающий полномочия участников в  бюджетном процессе федерального уровня. Кроме того, с 2009 года формализован  перечень участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования), что также нашло свое отражение в программном обеспечении.

В 2005 году функции казначейства по последующему контролю были отменены, но были поставлены другие масштабные  задачи.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  установил единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Также предусмотрено ведение реестров государственных и муниципальных контрактов,  заключенных по итогам размещения заказов, — эта работа  в части федеральных средств с  2007 года осуществлялась казначейством.

Одним из нововведений закона стало информационное обеспечение размещения заказа в сети Интернет, что создает условия для реализации принципов открытости, гласности и доступности информационного пространства в сфере государственных и муниципальных закупок.

С 2011 года размещение информации на общероссийском сайте стало обязательным не только для федеральных учреждений, но и для участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Казначейством была выполнена  колоссальная работа по обеспечению в безвозмездном порядке всех бюджетных организаций ключами электронной подписи для работы на сайте www.zakupki.gov.ru.

18 июля 2011 года принят федеральный закон

N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, гос-корпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50 процентов, на «дочек» и «внучек» перечисленных юридических лиц.

С 2011 года начата масштабная работа по реализации федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».  Изменился статус большинства государственных учреждений: выделены казенные, бюджетные и автономные учреждения, изменился принцип их финансирования. Сформирован перечень неучастников бюджетного процесса, открыты новые лицевые счета.

Граждане страны имеют право знать, чем занимаются государственные учреждения. Для этих целей  приказом  Минфина РФ  установлены  правила предоставления и размещения информации  о государственных (муниципальных) учреждени-

ях, которым утверждено государственное (муниципальное) задание на новом официальном сайте в сети Интернет

www.bus.gov.ru. На сайте формируется  перечень государственных (муниципальных) учреждений  — эта работа также поручена казначейству.

Следует учитывать, что управление как территориальный орган исполнительной власти также подвержено всем изменениям, происходящим в обществе.

В апреле 2011 года отделения в  районах области были преобразованы в отделы, количество сотрудников сократилось. Помимо сокращения численности имеются и другие проблемы, которые мы решаем  таким образом, чтобы  это никак не сказалось на нашей работе. Так, в январе 2011 года в управлении и во всех отделениях была введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система Федерального казначейства, которая является центральным элементом управления государственными финансами и обеспечивает централизованное хранение данных и обработку информации на уровне управления, оперативное формирование регламентированной и нерегламентированной отчетности, стопроцентный юридически значимый электронный документооборот с формированием истории всех операций, а также кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

19 апреля 2010 года подписано соглашение об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Ярославской области отдельных функций по исполнению бюджета Ярославской области при кассовом обслуживании исполнения бюджета, в соответствии с которым  отдел расходов осуществляет процедуры контроля и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей  средств бюджета Ярославской области.

Казначейство выполняет самые разнообразные задачи, и для этого есть все условия: во всех территориальных органах смонтирована система инженерного обеспечения,  число персональных компьютеров приближается к  двум единицам на каждого сотрудника. Кроме того, каждый отдел включен в ведомственную транспортную сеть, что подразумевает  выделенные каналы связи Федерального казначейства по всей стране.  

Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на революционные преобразования, казначейство — это процесс эволюции от простого к сложному, от хорошего к лучшему.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page