У нас есть что предъявить людям

На исходе года корреспонденты «Золотого кольца» полтора часа беседовали с главой города Рыбинска Юрием Ласточкиным. Разговор получился интересный.

— Юрий Васильевич, с удовольствием прочитал ваше интервью в октябре в одной из газет. В нем вы говорите, что нашему региону нужна новая элита, так как старая исчерпала себя. Но за последнее время серьезные обновления произошли в мэрии Ярославля, в администрации области, в законодательные органы приходят новые люди — разве это не обновление?

— Я не имел в виду перемещения или увольнения каких-то отдельных личностей.  Речь шла о системном обновлении. Мы уже несколько лет наблюдаем в административном, думском и партийном аппарате  круговорот одних и тех же людей. С одних должностей они переходят на другие, провалив все в одном месте, становятся на руководящие посты в другой структуре. И как ждать прорывов? Но я всего лишь высказал свое мнение.

— Говорят, после ухода Сергея Вахрукова вы составили на пятидесяти страницах реестр выполненных и невыполненных обещаний губернатора. Собираетесь вести такой дневник при нынешнем губернаторе?

— Ну а почему бы нет? Всегда полезно записывать все призывы и обещания вышестоящей власти. На них строятся планы работы, выполнение которых потом сверяется.

— В сентябре будут выборы мэра Рыбинска. Вы будете переизбираться? Или у вас другие планы, например — уйти под крыло российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего ВПК?

— Я не исключаю возможности участия в избирательной кампании. Но говорить об этом сейчас рано. У нас сейчас и на президентских выборах не раньше чем за полгода выходят на старт. А мне сейчас нужно работать, заканчивать год, заниматься реальными делами. Я крайне не люблю болтовню. Лучше сделать один двор, чем зря балаболить каждый день.

— Какие особо значимые достижения вы могли бы отметить за три года руководства Рыбинском?

— У нас есть что предъявить людям. Это завершение долгостроев, переход к реальному  ремонту школ, реструктуризация учебных заведений, ремонт детсадов, строительство новых дорог, масштабная  чистка города — мы только в этом году снесли более 400 сараев и горелых домов, убрали помойки и свалки. Это и берегоукрепление — в 2012 году освоили здесь более 200 миллионов рублей. Сохранение трафика считаю достижением администрации, при том что очень серьезно увеличивается количество машин в городе.

— Вы гордитесь реструктуризацией школ, а кто-то в этом видит лишь закрытие восьми  учебных заведений…

— Да, закрыли восемь самых плохих школ, в которых училось менее половины от заявленного в лицензии количества учеников, в некоторых — по 50 — 60 детей. Зато сделали 30 хороших.  Школы капитально отремонтированы, оснащены новым оборудованием. К тому же мы завершили очень сложный долгострой — школу N 12 на Скомороховой горе: сдали в эксплуатацию  корпус «Запад», приступили к строительству открытого спортивного комплекса.  Разработан  проект строительства новой современной школы на улице Тракторной. Благодаря губернатору Сергею Николаевичу  Ястребову и поддержке депутатов областной думы из бюджета выделены 84 миллиона рублей, что позволит уже в 2013 году  приступить к строительным работам. А это новая жизнь для целого района.   

Перед тем как проводить реструктуризацию школьной системы, наши специалисты предварительно проделали огромную исследовательскую работу, которая тянет как минимум на  диссертацию. У нас теперь на 20 лет вперед ясно, сколько детей и когда пойдут в школу, сколько  классов потребуется, сколько и какой специализации  нужно будет учителей.

И еще очень важно: при  реализации программы энергоэффективности мы получили хороший  эффект — 50 процентов экономии расходов на отопление каждой  школы, так как в зданиях   при проведении капитального ремонта были утеплены стены, окна, кровли, установлены регулируемые теплоузлы. Этот  опыт нужно тиражировать по всем муниципальным районам, потому что сейчас бюджет любого уровня  тратит огромные   деньги на отопление школ, больниц, спортивных сооружений, учреждений культуры.

— С педагогами вы решили проблему. А с врачами?

— Теперь  этой  проблемой занимается  областное здравоохранение. Полномочия переданы в регион, он контролирует все деньги на здравоохранение. Да, сегодня в Рыбинске не хватает 140 — 150 врачей. Это проблема, которой необходимо серьезно заниматься.  Мы готовы объединять усилия, помогать, но это задача не наша, а департамента здравоохранения области. Пора выделять квартиры врачам, платить нормальную зарплату. Вам не кажется странным, что в Москве медикам можно платить 60 тысяч, а у нас за ту же работу  и 15 тысяч  трудно найти? Как минимум это  необъяснимо.

— Налоговые доходы достаточно предсказуемы и заранее подсчитаны. А где взять дополнительные средства для пополнения бюджета?

— Например, за счет продажи городского имущества, продажи городской земли. Нужно продавать акции акционерных обществ, которые принадлежат городу,  исходя из готовности этих обществ к приватизации и, естественно, спроса. Например, в прошлом году  продали троллейбусное управление, и оно прекрасно работает. Продали, может быть,  недорого, но зато избавили город от необходимости делать вложения в его модернизацию — больше 300 миллионов рублей. Нужно было менять подстанции, оптимизировать троллейбусную сеть, менять парк троллейбусов. Мы сэкономили эти 300 миллионов рублей и еще получили 126 миллионов от продажи.

— А вот Ярославль бьется за то, чтобы не продавать «Водоканал». Есть стратегические предприятия, которые нельзя продавать?

— Я думаю, продавать нужно все. Стратегические нужно продавать максимально дорого. У нас в планах продажи  пассажирское автотранспортное  предприятие, «Гор-электросеть», гостиница на 120 мест (уже неоднократно пытаемся ее продать и все равно продадим).   Через какое-то время речь пойдет, очевидно, и о «Водоканале»,  и о «Теплоэнерго». Но прежде нужно добиться совершенно внятной тарифной политики, потому что цена продажи таких крупных предприятий, а речь идет уже о миллиардах рублей, определяется взвешенной и внятной тарифной политикой. Вряд ли сегодня, когда у нас самые дешевые тарифы на воду — дешевле в полтора раза, чем в Ярославле, — сюда пойдет инвестор покупать «Водоканал».

— Потребители вам спасибо не скажут, если после этого частник поднимет тарифы.

— Тарифы устанавливает региональная энергетическая комиссия, независимо от формы собственности предприятия. А формы собственности у нас равны, при том что частная —  эффективнее. Все имущество городское должно быть приватизировано, если мы хотим жить в нормальной стране. Придет время —  так и будет. У нас нет проблем с уборкой улиц, хотя этим занимаются не муниципальные  подрядчики. У меня губернатор Сергей Николаевич Ястребов сегодня спрашивал: почему у вас город чистый, а Ярославль нет?  Просто мы строго контролируем выполнение работ и расходование денег. А затраты на уборку города являются вторыми по размерам  после затрат на тепло. Мы сравнивали: если в Ярославле во время снегопадов выводилось 40 машин, то у нас 55 машин было на уборке, при том что Рыбинск в три раза меньше Ярославля.

— Год заканчивается, как можно охарактеризовать его основные итоги?

— Год был непростой, впрочем, как и все другие. Многое удалось:  о школах мы уже говорили, был освоен небывалый объем дорожного строительства, отремонтировали очень многие дороги и дворы.  Начали работать инвестиционные проекты.  Это и «Дженерал электрик», и кабельный завод купил участок — будут строить  новые цеха.  В  следующем году компания «Сириус»  вводит в эксплуатацию новый торгово-развлекательный центр    площадью  30 тысяч квадратных метров, на которых будут размещены более ста магазинов, рестораны, гостиница.   Открываются очень приличные кафе и рестораны, например «Бурлак», «Дом культуры и отдыха». В 3 раза по сравнению с 2011 годом вырос объем жилищного строительства, построили 30 тысяч квадратных метров жилья.

Можно еще сказать, что на одного жителя Рыбинска жилой площади приходится  заметно больше, чем в Ярославле. Это было и раньше,  и сейчас так. Но сейчас в городе ощущается дефицит небольших квартир. Они нужны людям, которые начинают свою жизнь, женятся, отселяются от родителей, разъезжаются, заводят семьи. Квартиры по 40 — 50 метров улетают как горячие пирожки — значит,  надо их строить и строить.

— А есть определенные планы на десять-пятнадцать лет вперед, например «Рыбинск 2030 года», как это любят делать наши высшие руководители?

— Рыбинск в последние десятилетия выдержал гигантский удар, за время перестройки в разы сократилось промышленное производство. Он сейчас по планам  той власти должен быть городом с населением 350 тысяч, а  сегодня население города меньше 200 тысяч, потому что потеряно было 4/5 промышленного потенциала.  Несмотря на это,  Рыбинск продолжает жить, развиваться, приводить себя в порядок. Каким он будет? Важно, чтобы он был умный, производящий, чтоб здесь создавалась добавленная стоимость, сюда приходили инвестиции. А это зависит от того, какие люди здесь будут жить — образованные или не очень,  креативные или нет, думающие о себе и своем городе или пустившие все на самотек. Моя задача —  не допустить деградации города, заниматься приведением города в элементарный порядок безо всяких фантазий. У нас еще много разрушенных зданий, жизнь у многих людей трудная. В Рыбинске реализуется  программа  по многодетным семьям:  переводим нежилые помещения, которые числятся в муниципальной собственности,  в жилые, ремонтируем их. 27 семей получили квартиры   в прошлом году, в этом — 13 семей, в следующем году планируем отремонтировать 15  квартир. Работают программы обеспечения жильем детей-сирот,  больных хроническими заболеваниями, молодых семей. Будет город развивать-

ся — будут приходить инвесторы, придут  инвесторы — появятся рабочие места, станет богаче народ. В нынешнем году в Рыбинске очень приличный рост объемов промышленного производства — на 22 с лишним процента, и впервые после кризисных лет — рост численности занятых в промышленности города. У нас сегодня на многих предприятиях не хватает рабочих: 150 — на судостроительном, 100 — на «Рыбинскэлектрокабеле», 50 —  на «Русской механике». Почти 300 рабочих не хватает на «Сатурне».

— Может быть, существует какая-то высокая идея для Рыбинска? Какой-нибудь  проект на грани фантастики?

— Все главные и значимые события в жизни происходят не от каких-то фантастических идей, а от долгого, кропотливого, усердного труда. По большому счету я для себя как для главы города вижу два приоритета — образование и инфраструктура города. Инфраструктура — а это вода, тепло- и электроснабжение, транспорт, дороги, магазины и так далее — определяет качество жизни. Образование — качество людей, которые живут в городе. Пенсионеров мы не переделаем, даже студентов  уже не переделаем, а вот сделать школьников в жизни более конкурентоспособными, создав нормальные условия для их обучения и развития, мы можем.

— Вы с таким энтузиазмом об этом говорите! У вас мама, наверное, педагог?

— Да, она учитель, работала завучем в школе. А папа — инженер. И поэтому, видимо, я пошел на завод. Ну а серьезно,  если мы не будем сегодня заниматься детскими садами, школами, спортом, учреждениями культуры, завтра будем заниматься тюрьмами, устанавливать тысячи видеокамер, умножать количество омоновцев. Это Бисмарк сказал: кто не занимается школами, будет заниматься тюрьмами. Не нужно выдумывать фантастических идей, думая о будущем. Будущее — в наших детях. Разве не высокая идея?

— Одним из первых дел, которыми вы отметились в качестве главы Рыбинска, было восстановление Никольской часовни на набережной. При вас стали восстанавливаться многие объекты старины. Это внутренний порыв патриота своего города или желание оставить след в истории?

— В истории уже таких следов наоставляли, что вряд ли наш окажется заметнее. Вот почитайте «Записки пойменного жителя» Павла Зайцева — воспоминания простого человека  о том, какой была Мологская земля до затопления. Книга великолепная, талантливая, надо ее включать во все школьные программы. С нашей помощью уже второе издание вышло. Или: наш епископ Рыбинский и Угличский Вениамин по архивам, в том числе и по открывшимся архивам ФСБ, собрал огромный материал обо всех расстрелянных и репрессированных священнослужителях и православных мирянах земли Ярославской и написал книгу. Тоже помогли с ее изданием — это уникальный документ. А что касается часовни, да, переселили милицию и восстановили часовню. Это было спланированное решение. Нельзя сказать, что вот  я пришел — и все заколосилось. Но то, что город сегодня приводится в порядок, несомненно. Хотя восстановление памятников архитектуры — часто дело бизнеса, а не города.  Многие памятники не принадлежат городу. Будут хозяева богатые — будут реставрироваться памятники. Но в то же время сегодня к категории памятников отнесено огромное количество  совершенно средних или никаких по значению зданий, которые нельзя тронуть и ничего в них нельзя сделать. Ситуация по приведению исторического центра в порядок улучшается, но не так быстро, как хотелось.

— Сейчас каждый город ищет свой брэнд. Рыбинск тоже искал и остановился на очевидном — «Рыбинские рыбы». Какие еще ассоциации вы бы хотели чтобы возникали,  когда говорят «Рыбинск»?

Окончание на 8-й стр.

— Да, «Рыбинские рыбы» — это очевидно, но зачем другое искать, если это сложившаяся сущность города. Нам не надо было переворачиваться через себя, биться оземь, придумывая, что Рыбинск — родина Бабы Яги или, скажем, Змея Горыныча. Хотя при желании можно было бы что-нибудь этакое сообразить. Вот недавно  в российском Институте археологии компетентно подтвердили, что найденная у нас печать Юрия Долгорукого — подлинная. Он ее оставлял там, где ставил крепости. Значит, история Рыбинска началась как минимум в 12-м веке. А насчет ассоциаций? Главная: «Рыбинск — город, где хорошо работать и хорошо жить». У нас производится очень много продукции, нужной людям. Это   двигатели, дорожные катки, снегоходы, кабели, газовые турбины, мебель, приборы. И при этом у нас есть то, чего нет у многих других. Мы к этому привыкли и часто не ценим: едешь 15 минут — и ты на море, 15 — 20 минут —  в лесу, 15 — 20 минут — на лыжной трассе.  Где это есть? Я в Ярославле только по городу 30 — 40 минут на машине пробираюсь.  В Рыбинске нормальный трафик и зимой,  и летом. Для этого предпринято много усилий, вложено немало денежных средств в  благоустройство  дворов. Ради этого мы создаем  бесплатные муниципальные парковки на 1,5 — 2 тысячи мест ежегодно.  Предприятия тоже откликаются на наши предложения —  делают  парковки на  околозаводских  территориях. Расширили часть проспекта Ленина. В следующем году хотим отремонтировать  улицу Чкалова,  параллельную Ленина. Мы в два раза расширили всю набережную. Рыбинск — это город, из которого не хочется уезжать, в который хочется возвращаться. Он должен быть чистый, убранный, здания в нем — отремонтированы и покрашены, садики и школы — хорошие, магазины — современные.  В Ярославль уже можно не ездить ни за какими продуктами, хотя раньше это было. Сегодня заполнены все бассейны — значит, нужны новые. Стадионы новые нужны. Надо, чтобы  в городе происходили  интересные  события, и они происходят: грандиозное шествие дедов Морозов, в Демино — до 70 — 80 крупных соревнований ежегодно. В этом сезоне пройдет большое  мероприятие — чемпионат России по снегоходному спорту. В начале марта —  седьмой Международный Деминский лыжный марафон, в этот раз впервые под эгидой серии элитных марафонов планеты Worldloppet. На него уже  зарегистрировалось больше тысячи человек. И все это  становится визитной карточкой Рыбинска.

— Что бы вам хотелось пожелать рыбинцам накануне новогодних праздников?

— Хочу поздравить жителей Рыбинска и всей Ярославской области с наступающими праздниками — Новым годом и Рождеством Христовым.  Пусть и дома, и на работе обязательно  сбудется то, что задумали. Желаю здоровья, успехов, благополучия в семье, прекрасного настроения. И главное: Новый год — это, конечно, детский праздник. Давайте вместе  сделаем все возможное, чтобы наши дети выросли умными и счастливыми людьми, могли гордиться  своей страной и строить собственное будущее в благоустроенных, красивых городах. 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page