Районы в блокаде

Очередная дорожная беда обрушилась на некоторые районы Ярославской области. Жители многих деревень и поселков, расположенных в стороне от магистральных автотрасс, с начала этого года оказались отрезанными от Большой земли. Дороги здесь попросту перестали чистить, а если и чистят, то так, что можно проехать лишь на внедорожнике. Вязнут в узкой снежной колее обычные легковушки, школьные и рейсовые автобусы, машины скорой помощи.

АРХИМЕРЗКО

Во второй декаде января, после нескольких дней снегопадов, в блокаде оказались сельские жители Тутаевского левобережья. Межпоселковые дороги стали непроезжими. В селе Верещагино путь для школьного автобуса прокладывали с помощью бревен, привязанных к трактору. Едва можно проехать до трассы Рыбинск — Тутаев — Ярославль от немаленьких Савинского и Урдомы: дорога сузилась до одной колеи.  Застревает транспорт на так называемой Машаковской дороге.

За уборку и содержание дорог в Тутаевском районе с 1 января этого года отвечает фирма «Моторснаб», зарегистрированная в Набережных Челнах и, судя по данным в Едином госреестре, занимающаяся торговлей техникой и автозапчастями.  Именно она получила подряд на уборку 268 километров дорог в Тутаевском, Ярославском районах и частично в Рыбинском районе по левому берегу Волги, от Даниловской дороги до Рыбинской.

Своей дорожной техники у «Моторснаба» нет. И фирма из Татарии предложила поработать вместо нее (на субподряде) предприятию, которое много лет этим делом и занималось — ГУП «Тутаевский автодор». Как говорят сотрудники «Тутаевского автодора», «Моторснаб» оценил свои посреднические услуги в 10 процентов от суммы контракта. А это тутаевским дорожникам оказалось ну совсем не выгодно — вся прибыль предприятия как раз и составляет около десяти процентов. Так что начни «Тутаевский автодор» трудиться на таких условиях, то либо рабочие останутся без зарплаты, либо дороги — нечищеными.

«Моторснаб» все же нашел подрядчика — ООО «Радострой». Это фирма депутата ярославского муниципалитета Сергея Шмелева, которая недавно выиграла аукцион на уборку дорог в Ярославле. Правда, своей техники у «Радостроя» тоже оказалось недостаточно, но в Ярославле на субподряде работает ярославское муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство». Ну а в Тутаевский район «Радострой» все же пригнал шесть единиц техники, видимо, сняв их с ярославских улиц. Такими силами смогли содержать лишь основную автотрассу левобережья Ярославль — Тутаев — Рыбинск, как ее называют здесь — «на Демино».

Очень похожая ситуация сложилась в Даниловском и в Большесельском районах. Практически все межпоселковые дороги в запущенном состоянии. Как сказал глава Даниловского района Александр Смирнов, каждый день жалобы идут от глав всех поселений района — Даниловского, Дмитриевского, Середского.

В администрации Большесельского района на вопрос, как у них с этого года содержатся межпоселковые дороги, ответили: «Архимерзко».

ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ

Как ни возмущаются руководители районов, сделать они мало что могут. Контракты на содержание дорог заключает государственное учреждение «Ярославская областная дорожная служба», работающее при областном департаменте дорожного хозяйства.

В декабре прошлого года состоялся аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области. Контракт разыгрывался на очень солидную сумму, более 2,5 миллиарда рублей на два года вперед — на 2013 — 2014.

В ряде районов области — Тутаевском, Даниловском, Большесельском и Гаврилов-Ямском — за бортом конкурса остались государственные предприятия, которые много лет исправно эти дороги содержали: Большесельское ГУП «Автодор», Гаврилов-Ямское ГУП «Автодор», Тутаевское ГУП «Автодор», Даниловское ГУП «Автодор». В Даниловском, Большесельском и Ярославском районах победила частная фирма ООО «Автодор» под предводительством Валерия Погосяна, в Гаврилов-Ямском подряд достался коммерческой  ООО «СК Ярдорстрой», которой руководит Эдуард Авдалян. Содержание дорог Некрасовского района поделили между собой фирмы Погосяна и Авдаляна, а практически все дороги Тутаевского района отошли к ООО «Моторснаб».

С 2006 года, со вступлением в силу федерального закона N 94  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», все контракты, в том числе на ремонт и содержание дорог, разыгрываются на  аукционе.  Вот этот закон сейчас и обвиняют в сложившейся бедственной ситуации. И не только с розыгрышем дорожных контрактов. 94-й федеральный уже не первый год клянут на всех уровнях. И уже с прошлого года сам президент Путин говорит о необходимости его отмены. Закон, объявленный инструментом борьбы с коррупцией, стал нелепой процедурой, которая лишь отсекает добросовестные предприятия. В аукционе может принять участие любое юридическое лицо с письменным столом, телефоном и банковским счетом. А критерий отбора победителя аукциона практически один — наименьшая цена.

Вот и победителем аукциона на содержание областных дорог по многим лотам оказалась московская фирма ООО «Спецстроймонолит-1», предложившая наименьшую цену за выполнение работ.

Как говорят, московская компания вовсе и не собиралась чистить дороги в ярославской глубинке. По слухам, она сразу предложила заказчикам сделку: отдаете 20 миллионов — и назначайте на свои дороги на субподряд кого угодно. Заказчик не согласился на такие условия. Для отказа от заключения контракта с ООО «Спецстроймонолит-1» руководители областной  Ярдорслужбы зацепились за формальное обстоятельство — неправильно оформленные фирмой документы на банковскую гарантию по обеспечению контракта. В этом случае победителем становится участник аукциона, занявший вторую позицию. Вот на этой позиции и  оказались: по одному лоту фирма из Набережных Челнов, по двум — коммерческая фирма Валерия Погосяна, еще по одному — фирма Эдуарда Авдаляна. Эти подрядчики тоже хорошо упали в цене, а сейчас не могут нормально выполнять контракт.

У погосяновского «Автодора», например, нет достаточного количества техники для того, чтобы чистить дороги. Если у «Большесельского автодора» как минимум 12 комплексных дорожных машин, грейдеров, тракторов, то у нового подрядчика на дорогах в Большесельском и Мышкинском районах работает один грейдер и пара тракторов.

Окончание на 7-й стр.

— Все жалуются на погосяновский «Автодор» — и население, и власть. Носятся как угорелые по району. Откуда больше всего жалоб — туда и несутся, и все равно их хватает только на то, чтобы кое-как чистить основную трассу — дорогу на Углич от Чурилкова до границы с Угличским районом и  дорогу на Сергиев Посад в Мышкинском районе.  У них один грейдер на 400 км дороги — разве справишься. Наращивают снежный накат по трассам, а межпоселковые дороги вообще запустили, — рассказывают работники «Большесельского автодора», которые с начала нынешнего года оказались без работы и вынуждены лишь наблюдать, как работает новый подрядчик.

О стиле работы нового подрядчика в Гаврилов-Ямском районе, ООО «СК Ярдорстрой», можно долго рассказывать. Эта фирма уже завоевала нехорошую репутацию в Ярославле и в соседней Костроме, где местные власти по суду пытаются взыскать с  Ярдорстроя многомиллионные штрафы за невыполненные и некачественно выполненные контракты.  

ПОЛТЫСЯЧИ БЕЗ РАБОТЫ

Еще один печальный результат аукциона — сотни местных жителей лишились работы. В ГУП «Большесельский автодор» 120 сотрудников, в  Даниловском «Автодоре» — 146, полторы сотни — в ГУП «Гаврилов-Ямский автодор», больше 60 человек — в Тутаевском.

— Не могу найти ни одного плюса в том, что содержанием и уборкой дорог в районе с этого года занимается новая организация, — говорит глава Даниловского района Александр Смирнов. И перечисляет минусы:

— Межпоселковые дороги чистят ужасно. Учитывая, что в наших селах в последние годы ликвидированы все социальные учреждения, мы лишаем людей их законного конституционного права на пользование благами цивилизации. Кроме того, 120 работников предприятия и жителей района остались без работы, а у каждого семьи. Новый подрядчик — ООО «Автодор» — зарегистрирован в Ярославском районе, значит налог на доходы физических лиц, который раньше поступал в местный бюджет, теперь в него не идет.

ВО ВСЕМ ЛИ ВИНОВАТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ 94-Й

— Аукционы и конкурсы по действующему законодательству не позволяют выбрать квалифицированные компании, потому что те не опускают цену ниже реальной стоимости работ. В итоге повсеместно побеждают неквалифицированные компании. Они выигрывают, заключают договор, и в результате либо ничего не делается, либо делается некачественно, — объясняли мне чиновники, уже не раз сталкивавшиеся с гримасами закона.

Руководители районных государственных автодоров особенно не поднаторели в премудростях закона, но считают, что в данном случае их просто кинули, а заказы распределили по нужным фирмам. Ведь перед проведением аукциона всех собирали в областной дорожной службе и инструктировали, как вести себя во время аукциона, до какой цены падать.

Кто-то вспоминает, как было раньше, при прежнем руководителе департамента дорожного хозяйства Владимире Соловьеве: тогда тоже на аукционе выигрывала питерская фирма, которая работать не собиралась, а хотела получить процент за передачу субподряда:

— Но была дана твердая установка — на субподряд к чужакам не идти, питерцы помыкались и разорвали контракт по взаимному соглашению. И мы стали спокойно работать.

Но то ли недобросовестные участники аукциона стали более ушлыми, то ли чиновники на сей раз просчитались.

Нынешний директор департамента дорожного хозяйства Валерий Колодченко тоже считает сложившуюся ситуацию ненормальной и во всем винит 94-й федеральный закон: он не позволяет заказчику предъявлять требования к подрядчикам, вести  конкурентные переговоры, получать альтернативные предложения.

Валерий Владимирович уверяет, что выход сейчас активно ищут и в ближайшее время он будет найден. Еще 11 января первый заместитель директора департамента дорожного хозяйства Глеб Масленцев провел выездное совещание в  Данилове по вопросу содержания автомобильных дорог в Даниловском муниципальном районе. По результатам совещания в связи с многочисленными жалобами и результатами проверок было принято решение применить к подрядчику работ ООО «Автодор» штрафные санкции. Сейчас штрафы, выписанные подрядчику, уже достигают около десяти миллионов рублей.

С Гаврилов-Ямским государственным предприятием, по словам Валерия Колодченко, достигнута договоренность, что он пока поработает на субподряде у «СК Ярдорстрой», а за работой коммерческих фирм в Тутаевском, Большесельском, Даниловском районах уже внимательно следят и в случае недобросовестного выполнения контрактов будут принимать меры вплоть до расторжения контрактов.   

Мира КОРОЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page