Мы стали соратниками, а не соперниками

В Ярославской областной думе происходят серьезные изменения. Но то, что уже сделано, — а сделано немало! — со счетов не сбросишь. О том, какой фундамент областным парламентом был заложен для последующей работы в предвыборном 2013-м году, мы беседуем с заместителем председателя нашего регионального законодательного собрания Евгением Заяшниковым.

— Евгений Николаевич, избран новый председатель Ярославской областной думы — представитель нового, молодого поколения законодателей. Стоит ли рассматривать это как новый этап в работе думы? С чем подошли региональные законодатели к предвыборному 2013 году?  

— Выборы председателя Ярославской областной думы, безусловно, новый этап в деятельности законодательного собрания этого созыва. Но поскольку расстановка сил остается прежней — думу вполне ожидаемо возглавил представитель партии «Единая Россия», — не думаю, что что-то изменится кардинально. Просто на руководящие посты приходят молодые и энергичные люди, уже имеющие достаточный опыт депутатской и законодательной деятельности. Это не может не радовать.  

Работа этого созыва вообще строится достаточно интересно. Во многом благодаря именно молодым депутатам, с каждым годом дума работала все энергичнее. А в 2012-м — особенно эффективно и, я бы даже сказал, агрессивно.  

Больше было принято региональных законов, больше наших инициатив рассмотрено на федеральном уровне. Особенно хочу отметить актуальные законопроекты, касающиеся капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Активизировалась межпарламентская работа. Мы наконец-то вышли на международный уровень. Достигнуты договоренности о сотрудничестве с парламентом земли Штирия (Австрия), с Киевской областной думой. Целый ряд  соглашений  подписан с российскими региональными парламентами Вологды, Чувашии, Новгорода, Санкт-Петербурга, Иванова, Владимира.

Но главным итогом работы думы за 2012 год я считаю тот факт, что мы нашли общий язык с губернатором и правительством. Для исполнительной власти мы, депутаты, наконец-то стали соратниками, а не соперниками.

— Какие наиболее значимые законопроекты были приняты?

— Из 73 законов наиболее значимо, конечно, принятие бюджета на три года и связанные с ним предбюджетные законы. Это закон о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, о введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения, о повышении величины прожиточного минимума пенсионеров (он вырастет с 5295 до 5835 рублей)… Причем в этом вопросе мы одни из пионеров в Центральном федеральном округе.

Внесены изменения в Социальный кодекс, связанные с поддержкой отдельных категорий граждан. Ярославский Социальный кодекс — вообще уникальный документ, подобного нет ни в одном из регионов.

На  последнем, декабрьском, заседании думы также был принят ряд важнейших для области  социальных законов. Например, один из них — об обеспечении жильем детей-сирот за счет создания  регионального  специализированного жилого фонда. Другой — защищающий интересы обманутых дольщиков. Он предусматривает бесплатное предоставление земельных участков юридическому лицу, которое принимает на себя обязательства по завершению строительства проблемного объекта.

В течение года был принят ряд законов, защищающих интересы материнства и детства, в частности за рождение 3-го ребенка предусмотрена ежемесячная денежная выплата 6 300 руб. из областного бюджета, при рождении двойни  введена единовременная выплата — 42 720 (+ 2,7) тыс. рублей, при рождении 3-го ребенка — 53 000 (+ 3,5) тыс. рублей

Внесены изменения в устав Ярославской области, предусматривающие выборы губернатора и введение должности председателя правительства. А на последнем заседании думы  принят закон о порядке отзыва губернатора.

Целый ряд законов принят по совершенствованию избирательного процесса, но по результатам выборов в муниципалитет региональное выборное законодательство еще будет совершенствоваться.

— Вы как-то говорили, что не помните столь бурных околобюджетных баталий, как в этом году. Чем в результате они закончились?

— Совершенно верно, такого яркого и длительного обсуждения бюджета на 2013, 2014 — 2015 гг. я не помню. Впервые за долгие годы исполнительная власть предоставила депутатам на рассмотрение главный финансовый документ области вовремя. Тем самым дав нам время на детальное и вдумчивое его изучение и формулирование поправок в интересах граждан. В итоге социальная направленность бюджета возросла примерно на 500 млн рублей; доходная часть увеличилась более чем на 600 млн рублей, а расходная часть — на 780 млн рублей.

Но надо сказать, что бюджет получился тяжелый. Самый высокий дефицит за всю историю области — более 12 процентов. Очень большой внешний долг — порядка 12 млрд рублей, а обслуживание его обходится более чем в 1 млрд рублей в год. Кроме того, пятидесятидневная работа над бюджетом показала, что наше региональное бюджетное законодательство требует серьезной доработки. Создана рабочая группа, которая начала готовить проект нового закона о бюджетном процессе. К 15 февраля 2013 года проект будет представлен для обсуждения.

— А что будет с зарплатой бюджетников в этом году?

— Еще в конце прошлого года депутатам областной думы удалось добиться повышения заработной платы целому ряду работников образования. В целом, заработная плата педагогическим работникам школ была доведена до средней заработной платы в области — 18 111 рублей. В 2013 году работникам бюджетной сферы заработная плата будет поднята на 10 процентов.

— Вы являетесь координатором работы областной думы с муниципальными образованиями. Как вы оцениваете положение дел в районах? Что предполагается сделать для муниципальных образований в 2013 году?

— Главная проблема муниципальных образований — недостаточное финансирование. Причем эта проблема обострилась за последний год, так как 10 процентов налогов на физлиц ушли из местных бюджетов на региональный уровень после передачи местного здравоохранения в область. Но в то же время в 2013 году со стороны области делается серьезный шаг в сторону увеличения финансирования  муниципалитетов: почти в два раза увеличиваются дотации местным бюджетам.

С подачи депутатского корпуса после длительных, почти двухмесячных жарких споров на дорожное строительство муниципальные образования получат еще 485 млн рублей. Но я считаю, что все это — полумеры. Надо стимулировать муниципальные образования к поиску собственных  доходов, обучать этому управленцев на местах.

Впрочем, такая же ситуация в течение последних лет наблюдается и на более высоком региональном уровне. Сегодня наши межбюджетные отношения между федеральными и региональными уровнями абсолютно не стимулируют регионы к самодостаточности. Быть донором может быть почетно, но не выгодно. Например, Ярославская область получает из федеральной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности всего лишь 499 млн рублей, в то время как Ивановская область — 11 млрд, а Костромская — 7 млрд рублей. При этом самостоятельности у нас не больше, чем у соседей.

— Вы являетесь куратором нескольких федеральных проектов. Наиболее значимый из них — «Качество жизни. Здоровье». Какова его дальнейшая судьба, ведь 2012 год был сначала назван годом его завершения, но президент России вышел с инициативой продлить проект?

— Действительно, проект заканчивается  этим годом. Он стал, как мне кажется, самым эффективным проектом, так как с самого начала был обеспечен и с экономической, и с политической стороны. Ярославское здравоохранение получило 6,2 млрд рублей, в том числе более 3 млрд рублей — из федерального бюджета. По инициативе нашего президента программа не заканчивается полностью, она будет пролонгирована еще на три года. Только в 2013 году на ее реализацию планируется выделить более 100 млрд рублей. Ярославская система здравоохранения рассчитывает  получить из них порядка 1,5 млрд рублей, а всего за три года — не менее 5 млрд рублей. Но все это на условиях софинансирования  «50 на 50», то есть области придется изыскивать серьезные резервы.

— Вы являетесь председателем комиссии по тарифам и услугам ЖКХ. В прошлом году вы активно противодействовали повышению цен на услуги ЖКХ. Что будет в этом году?

— Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) были увеличены в 2012 г. лишь с 1 июля: полгода нам успешно удавалось сдерживать их рост. Кроме того, нам удалось убедить правительство РФ не вводить с этого года новые правила расчетов по нормативам потребления тепла, так как это может привести к росту размеров оплаты за потребляемое тепло до 60 процентов и, конечно, вызвать серьезную социальную напряженность. Решено, что старая схема будет действовать до 2015 года.

Что касается роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то они по законодательству могут меняться только раз в году, а значит до 1 июля они не будут увеличены. Но на сколько они возрастут, говорить пока преждевременно.

Могу добавить только, что с 2014 года мы должны добиться в целом по региону от населения стопроцентной оплаты за ЖКУ. Пока же ярославцы и рыбинцы платят по 100 процентов, а остальные муниципальные образования намного меньше. В целом по региону оплата составляет 95 процентов, а задолженность населения по ЖКУ в области составляет 2,5 млрд рублей.

— В свое время вы на самом верху отстаивали интересы нашего региона в вопросах газификации. В каком состоянии сегодня газификация области?

— Основная беда сегодня — нехватка средств на этот важнейший вопрос. Уровень газификации в настоящее время составляет по городам области чуть более 87 процентов, а по сельской местности — чуть меньше 23 процентов. Это очень низкий показатель. Областным депутатам удалось добиться выделения дополнительных 100 миллионов на газификацию. Но этого крайне мало. На мой взгляд, чтобы этот вопрос хоть как-то решался, необходимо четко расставить приоритеты работ, а не размазывать и без того небольшие суммы по региону.

— Будет ли в будущем году продолжен проект «Чистая вода»?

— Да, работа будет продолжена. Но это не проект, а целевая областная программа по реформированию  водообеспечения и водоотведения в Ярославской области. Финансирование этой программы на 2013 год увеличено на 12 млн рублей, и в основном запланировано строительство шахтных колодцев.

— Как заместитель председателя Ярославской областной думы вы много времени уделяете решению проблем региона. Хватает ли у вас времени на свой избирательный округ?

— Времени мало. Но свой любимый округ, верным которому я остаюсь многие-многие годы, я не забываю. Так, например, в этом году мне удалось завершить работу по таким серьезным вопросам, как установка светофора на перекрестке улиц Рыкачева и Гагарина и согласование маршрута маршрутного такси до Больших Полянок по улице Павлова.

Я благодарен депутатам муниципалитета Михаилу Пихтову, Михаилу Халтяну, Олегу Ненилину и Александру Шутову  за ту работу, которую они проводят. Вместе нам удалось многое сделать, но еще предстоит большая работа. В частности, по дорожному строительству на Суздалке, в частном секторе, по улице Нефтяников… И пора наконец решить с помощью муниципалитета вопрос о переводе котельных школ N 45, 35, 22 с угля на газ. Проблем много. И для их эффективного решения совсем недавно мы создали совет округа, который, по моему мнению, должен объединить усилия депутатов и общественности.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page