Наш человек в копенгагене

За последние тридцать-сорок лет отношение к загранице в России существенно изменилось. И если в советские времена наши соотечественники там почти не бывали, а в девяностые годы ограничивались преимущественно зарубежным отдыхом, то теперь многие из нас рассматривают западный мир куда как шире, а самые отчаянные и вовсе уезжают из страны в надежде получить более качественное образование или более привлекательную работу. В мире, где границы постепенно перестают существовать, у каждого появляется множество дополнительных возможностей.

ДОЛЖНО быть, руководствуясь именно такими соображениями, я после окончания ЯрГУ имени Демидова задумался о продолжении образования за пределами Родины и, оставив перспективную работу, а также родных и друзей, подался в Копенгагенскую школу бизнеса. И хотя моему переезду предшествовали два года подготовки, сдача экзаменов и оформления документов, осмелюсь утверждать, что повторить мой путь способен практически любой российский студент или выпускник. Было бы желание. Впрочем, судите сами…

Основным сдерживающим фактором в получении зарубежного образования, как правило, выступает его высокая стоимость — от 500 тысяч рублей в год и выше. Для меня эта проблема стояла не менее остро. И тем приятнее мне было узнать после небольшого поиска в Интернете, что подавляющее большинство европейских и американских университетов предлагают разного рода стипендиальные программы, способные покрыть значительную часть, а иногда и все расходы на обучение (включая месячное жалование). Особенно щедрыми в этом плане мне показались скандинавские вузы, а потому свои основные усилия я сосредоточил на Дании, Швеции и Финляндии (одной из немногих стран, до сих пор предлагающих иностранцам бесплатное высшее образование).

Конечно, конкурс на получение подобных стипендий, как правило, высок, а в расчет берутся не столько финансовые трудности студента, сколько его личностные качества и прошлые достижения. Однако, подаваясь сразу в несколько стран и университетов, можно увеличить вероятность положительного исхода и попасть если не в самый престижный, то по крайней мере добротный вуз, поскольку что европейцы, что американцы свои стандарты образования стараются выдерживать на высоком уровне.

Определившись с университетами, стипендиями и образовательными программами, разнообразие которых может поразить обычного российского выпускника, я озадачился второй наиболее распространенной проблемой, связанной с обучением за границей, — языковым барьером. Знание языка, на котором проводится обучение, является обязательным требованием к поступающим и должно подтверждаться у россиян, как правило, сертификатами международных экзаменов. Уровень требований разнится от университета к университету, однако предполагается, что студент должен говорить на бытовые и академические темы, понимать разговорную речь и обладать приемлемыми навыками чтения и письма.

В моем случае целевым языком был английский, а цель состояла в получении 100 из 120 баллов международного экзамена TOEFL. Годовая самоподготовка к тестированию, включавшая изучение специальных учебников, прохождение пробных тестов, а также ежедневное прослушивание адаптированных радиопрограмм BBC, возымела действие, и я неожиданно для себя набрал 112 баллов, а стало быть, подходил даже под самые суровые европейские требования. Второй шаг к цели был осуществлен.

За девять месяцев до начала программы настала пора последних — бюрократических — процедур: сбора, подготовки и отправки документов. И хотя требования различных университетов несколько отличались, итоговый список оказался не таким уж и длинным: переведенные и нотариально заверенные копии диплома и приложения к нему, сертификат языкового экзамена, описания изученных в России дисциплин, рекомендации российских преподавателей, а также мотивационные письма, требующиеся, как правило, для стипендиального конкурса и призванные продемонстрировать комиссии уникальную индивидуальность студента, а также потенциальные выгоды обеих сторон от его обучения. Отдельные университеты потребовали также оплаты административного взноса в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

После отправки заявок (курьерской почтой или напрямую через Интернет) начался томительный период ожидания результатов, и в первый день весны я получил ответ от Копенгагенской школы бизнеса. Ответ оказался положительным. Более того, датчане согласились полностью покрыть расходы на обучение, а также выплачивать ежемесячную стипендию, достаточную для проживания и питания. О большем, естественно, нельзя было и мечтать.

Спустя еще некоторое время подобные ответы пришли и из других университетов, и многие из них также предложили стипендии разного номинала. Имея такую приятную возможность выбора, я решил остановиться на Дании и спустя полгода оказался в Стране викингов, чтобы стать магистром экономики и делового администрирования. Иными словами, двухлетний путь к зарубежному образованию оказался законченным, а в голове появились новые цели.

Теперь, вспоминая процесс своего поступления, я нахожу его достаточно простым и доступным. И хотя для достижения цели пришлось преодолеть немало препятствий, сверхъестественных усилий не потребовалось.

На снимках: Кирилл Прохоров; Русалочка из сказки Андерсена — символ Копенгагена; каналы Копенгагена; кампус Копенгагенской школы бизнеса.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page