Мост раздора

Владельцы личных авто в Заволжском районе с ужасом ждут 1 мая, когда закроется движение по Октябрьскому мосту. Мост будут капитально ремонтировать, что не скажется разве что на общественном транспорте и машинах экстренных служб.

ПО РАЗНЫМ оценкам, ремонт моста может занять до девяти месяцев и обойтись в 260 миллионов рублей. Но принимавший участие в строительстве Октябрьского моста Виктор Андреевич Носов полагает, что вполне реально уложиться в 50 миллионов.

По данным «Википедии», мост через Волгу был построен в Ярославле в 1961 — 1966 годах по новаторскому проекту Евгения Сергеевича Уланова, брата великой балерины Галины Улановой. По конструкции — это железобетонное сооружение из сборных деталей, смонтированных при помощи синтетического клея. Длина моста — 800 метров, ширина — 18, высота свода над водой — 26, и, как показала жизнь, этого вполне достаточно для самоубийства. Назван мост в честь 50-летия Октябрьской революции. Хотя эта вершина советской мостостроительной техники могла иметь и другое название.

Трудившийся в те годы мастером РСУ, а затем начальником участка специализированного дорожного управления, Виктор Андреевич Носов говорит, что работы по строительству площади перед

мостом начались в апреле 1966-го, и в документах, и рабочих чертежах она называлась площадью Победы.

— 26 июня воинская часть в Шевелюхе выделила нам два экскаватора с прямой лопатой,  — вспоминает ветеран. — Но при разгрузке с трейлера один экскаватор упал, машинист, к счастью, не пострадал. А через полчаса случилось солнечное затмение. Территория развязки, примыкающая к улице Урочской, представляла собой болото. Чтобы его засыпать, потребовалось три тысячи кубометров песка. Начальником штаба стройки был первый секретарь Заволжского райкома КПСС Владимир Федорович Горулев. 4 ноября 1966 года мост был сдан государственной комиссии без недоделок, и по этому поводу состоялся митинг.

Поверхность моста, по словам Носова, состояла из двухслойного асфальтобетонного покрытия, защитного слоя, гидроизоляции. Замена изношенного покрытия проводилась  дважды — в 1970-х и 1980-х годах. Асфальт снимался в жаркое время грейдером.

— При этом не было ни единого места разрушения защитного слоя, — говорит Виктор Андреевич. — Для текущего содержания и ремонта ярославских мостов был создан мостовой участок, который находился в составе ГДУ, состоящий из слесарей, сварщика и мастера. Мостовой участок осуществлял надзор за мостами, выполнял текущий  ремонт перильных ограждений, смазку опорных частей балок мостов, покраску барьеров, скашивание откосов.

Особой заботой участка было содержание деформационных швов Октябрьского моста. На протяжении многих лет, вплоть до 30 июня 2010 года, по мере необходимости проводился профилактический ремонт швов в ночное время — с 22 до 6 часов. За летний сезон расходовалось несколько десятков килограммов болтов.

С июня 2010 деформационные швы стали интенсивно разрушаться и громыхать. Об их состоянии я звонил Наталье Николаевне Климчук в департамент городского хозяйства. В 2011 году разрушение швов стало происходить еще интенсивнее: в неизвестном направлении улетели скользящие стальные листы в шести местах, и никто их не восстанавливал.

В ноябре 2011 года, когда Октябрьский мост отметил  свое 45-летие, Носов написал письмо на имя заместителя мэра города Ярославля Владимира Слепцова: «Владимир Витальевич! Прошу вас, примите срочные меры по ремонту моста!» И вскоре получил ответ за подписью Скорупского, где сообщалось, что состояние моста неудовлетворительное, деформационные швы отслужили свой гарантийный ресурс. Содержанием моста в 2011 году занималось ООО «Лакинвест», но швы продолжали разрушаться.

13 апреля 2012 года Носов послал письмо новому мэру Ярославля Евгению Урлашову, в котором высказал свои предложения и замечания по поводу благоустройства города, в том числе написал и об аварийном состоянии моста.

— 9 июня я послал второе письмо Урлашову, в котором оценил текущий ремонт городских улиц на двойку, — говорит Носов. — Через месяц пришел ответ от Николая Степанова, где сообщалось, что все идет по графику. Я снова позвонил Наталье Николаевне Климчук и рассказал, что во многих местах на покрытии появились трещины, началось разрушение защитного слоя и гидроизоляции.

Не согласный с технологией производства работ по асфальтированию города и состоянием Октябрьского моста, 24 августа 2012 года Носов обратился с письмом в областную думу — и получил ответ от заместителя председателя Николая Александрычева, где отмечалось, что высказанные им претензии справедливы. Однако так как областная дума не имеет полномочий вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, его письмо было переадресовано заместителю губернатора Ярославской области Вячеславу Юрьевичу Блатову.

27 сентября пришел ответ от директора департамента дорожного хозяйства Валерия Колодченко, который Виктор Андреевич посчитал не по существу обращения. Круг замкнулся.

Но ветеран не сдался. В приемный день он направился к депутату муниципалитета Ярославля Сергею Смоленскому и рассказал о своих письмах по вопросам ремонта улиц и моста через Волгу. Смоленский тут же сделал обращение на имя мэра города по поводу неадекватных ответов на заявления ветерана. 9 января ему пришла копия ответа Смоленскому на четырех страницах за подписью заместителя мэра Степанова. Носов попросился на встречу с работником, готовившим письмо. Тот сказал, чтобы он перезвонил в другой день. Но звонить участник строительства Октябрьского моста не стал.  

Больше всего ему обидно, что ремонт дорог, улиц и мостов в Ярославле превратился в объект политики.

— В ответе заместителя мэра говорится, что стоимость ремонта Октябрьского моста составляет 260 миллионов рублей, — говорит Виктор Андреевич, — тогда как, по моим, пусть грубым подсчетам, можно уложиться в 50 миллионов.

Как тут не вспомнить слова Дмитрия Медведева, который на одном из совещаний в бытность президентом сказал, что «строительство дорог — это та сфера, где не ворует только ленивый». Может быть, и в стоимость ремонта в 260 миллионов тоже заранее закладываются будущие откаты и распилы?

На снимке: Виктор Андреевич Носов.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page