Вальс: долгая дорога к трону

Один из самых популярных в истории человечества танцев — благородный вальс — вошел в моду в середине XVIII века. Вроде бы его родоначальником стал народный танец вольта из Италии, но, с другой стороны, во множестве фольклорных плясок совершались круговые вращения партнеров в парах. Так что поспорить с итальянцами могли бы и немцы, и поляки, и французы…
МОРАЛИСТЫ ПРОТИВ
Высшее общество приняло вальс не сразу — лишь к концу восемнадцатого столетия.

Один из самых популярных в истории человечества танцев — благородный вальс — вошел в моду в середине XVIII века. Вроде бы его родоначальником стал народный танец вольта из Италии, но, с другой стороны, во множестве фольклорных плясок совершались круговые вращения партнеров в парах. Так что поспорить с итальянцами могли бы и немцы, и поляки, и французы…

МОРАЛИСТЫ ПРОТИВ

Высшее общество приняло вальс не сразу — лишь к концу восемнадцатого столетия. Сначала оно брезгливо смотрело на его позы, шаги и движения. Тьфу, срам! То ли дело менуэт или мазурка! Тут и осанка, и грация, и особый наклон головы. А вальс! Как это неприлично — мужчина обнимает партнершу за талию. Греховная близость на глазах у всех! Особенно непримиримы к танцу были англичане. В 1816-м один из авторов «Таймс» писал: «Мы отмечаем с болью, что неприличный иностранный танец, названный вальсом, был исполнен при английском дворе… Пока эту  непристойщину демонстрировали только проститутки и неверные супруги, мы молчали… Однако теперь, когда это произошло в респектабельных кругах общества, мы обязаны предупредить каждого родителя против приобщения его дочери к столь фатальному пагубному влиянию…»

Но постепенно даже чопорный Лондон смирился с новомодным увлечением салонов. И наверное, это не произошло бы столь быстро, если бы не «потакательство» правящей королевы Виктории: она была пылкой поклонницей чувственного танца.

Во Франции вальсом в это время болела уже вся буржуазия, она распахнула ему объятия сразу после Великой французской революции. В одном только Париже было почти семьсот танцевальных залов! Немецкий путешественник писал в 1804 году: «Любовь к вальсу стала самой массовой среди вульгарных мод (…) почти как курение».

НОВЫЙ СВЕТ ПОКОРИЛСЯ СРАЗУ

Победное шествие по Соединенным Штатам вальс начал с Бостона в 1834 году. Нельзя сказать, что здесь обошлось без сопротивления консерваторов, но все же привилась новая мода легче, чем в Европе. И уж разумеется, легче, чем в России, где при дворе Екатерины II танец был почти запрещен. А во времена Павла вышел даже указ, в котором к моральному презрению добавили меры карательные, вплоть до ареста. Только в 1830 году, после смерти строгой государыни Марии Федоровны, у любителей балов появилась возможность кружить по залу в «непристойных» объятиях партнера.

Правда, и тогда репутация у танца оставалась нехорошей: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие. Словом, девушке из хорошей семьи, пожалуй, не следовало танцевать вальс — репутация пострадала бы…

Ну а когда два великих австрийца — Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус — взялись за написание вальсов, плотину прорвало: их мелодии стали настолько популярными в Европе, что вихрь танца закружил всех без исключения. Обаянию их прелестных вальсов поддались и короли, и бюргеры, и мещане, и богема…

Музыка повлияла и на сам танец! Его хореография усложнилась, движения стали более изысканными и грациозными.

До начала ХХ века вальс оставался королем всех балов. А самыми популярными модификациями были вальс-бостон (медленный, с длинными скользящими шагами) и венский (быстрый). Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3 000 пар!

Почти 170 лет прошло под властью грациозного, летящего, страстного вальса, его танцевали везде: в таверне и во дворце, в деревенской тиши и в столицах… К тому же нельзя уже было представить ни одного жанра классической музыки, который бы не включил в себя знакомый сладострастный напев с размером «раз-два-три, раз-два-три»… И в оперу, и в балет, и в симфонию, и в сюиту проникли чарующие мелодии вальса. А уж сколько поэтических шедевров ему посвящено!

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час,

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, мода меняется. С ней меняемся и мы. Но все же — как иногда хочется, чтобы кто-то закружил тебя в вихре страстного и сентиментального вальса, шепча на ухо: «Раз-два-три…»

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page