Деньги отдала не раздумывая

Сентябрьским вечером в доме Татьяны Николаевны, 84-летней пенсионерки, ветерана войны II группы, проживающей в Угличе, зазвонил телефон. «Мама!» — раздался в трубке плачущий голос, и сердце ее екнуло: с сыном беда. Сбил, мол, девочку, у нее повреждена голова, она в больнице, он сам — в полиции. Чтобы ему помочь, вслед пояснил в трубку мужчина, представившийся следователем, нужно 240 тысяч рублей. Именно такая сумма требуется якобы для того, чтобы на сына Татьяны Николаевны не заводили протокол и отпустили из полиции. Женщине пояснили, что за деньгами придет свой человек, и предупредили: ничего, мол, у него не спрашивайте, отдайте деньги и все. А еще попросили никуда до приезда того человека не звонить и вообще не класть трубку.

ЧЕРЕЗ ЗАБОР

ПЕРЕЛЕЗ

Встревоженная женщина кинулась собирать нужную сумму: дома хранились средства в несколько большем количестве, чем требовалось — собиралась передать их дочке. Отсчитала деньги и, несмотря на сильное волнение, сделала все, как просили: завернула их в черный пакет, пакет в папку, замотала скотчем.

Минут через пять, выглянув в окно, увидела незнакомого мужчину, сказавшего, что он якобы от следователя. «Как вы ко мне во двор попали, ведь калитка заперта на замок?» — удивилась женщина. Через забор перелез, ответил тот.

Татьяна Николаевна отдала ему деньги, а он в свою очередь набрал на своем сотовом какой-то номер и передал ей трубку: следователь, мол. Мужчина из трубки удостоверился, всю ли сумму приготовила женщина. Услышав, что все сделано, как он велел, попросил ее никуда не звонить, иначе его уволят.

Татьяна Николаевна проводила «гостя», открыла ему калитку, за которой стояла его машина, по словам женщины, черного цвета, марку она не знает, а номера в таком волнении, конечно, не запомнила. Доверчивая напуганная женщина даже не догадывалась, что уезжают ее деньги надолго и в неизвестном направлении!

Но в тот момент материнское сердце думало только о сыне. Правда, позвонить ему женщина решилась лишь спустя некоторое время. И разговор-то был коротким:

— У тебя все в порядке?

— Все хорошо.

Все — и никаких подробностей.

УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ — ПОЛГОДА

На следующий день Александр, сын Татьяны Николаевны, приехал навестить мать да яблочек с собой на обратном пути захватить. Мама, рассказывает он, смотрела на него как-то странно, пока не решилась наконец спросить: что ты, мол, не договариваешь, кого сбил?

Тут-то все, к их ужасу, и выяснилось: никого Александр не сбивал, ни в какой полиции не был. И поняла бедная женщина, что ее попросту обманули.

В полицию они обратились в этот же день — 23 сентября 2012 года. Эта же дата стоит на уведомлении потерпевшей за подписью следователя И.С. Клементьевой о том, что в следственном отделе МО МВД «Угличский» было возбуждено уголовное дело по статье 159, ч. 2, УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину).

С ПРОСЬБОЙ ПРЕКРАТИТЬ ВОЛОКИТУ

Историю произошедшего рассказал нам со слов своей матери сын Татьяны Николаевны, что подкреплено протоколом ее допроса и протоколом очной ставки потерпевшей и свидетеля, копии которых он предоставил нашей редакции.

Ознакомился наш корреспондент и с жалобой за подписью Александра от 18 марта в адрес начальства угличского МО МВД — в настоящее время Александр на основании доверенности представляет в этом деле Татьяну Николаевну, защищая ее законные права и интересы.

По мнению Александра, в рассмотрении данного дела «имеет место быть волокита и некомпетентность»: дело возбуждено еще в сентябре 2012 года, а результатов до сих пор нет. Он рассказывает, что еще в октябре с помощью знакомых ему удалось «вычислить» номер телефона, с которого звонили его матери. Александр уверяет, что почти спустя месяц, а точнее 17 октября, этот телефон еще был в работе. Как доказательство хранит в своем мобильном пустую отправленную на него СМС и сообщение о доставке.

— У нас, у простых русских, легче все решить самим, чем официально, — негодует Александр. — «Почему я разыскиваю, а вы ничего не делаете?» — спрашивал я. Месяц прошел, а телефон до сих пор был в работе. Людей продолжают грабить, старики ведь доверчивые, как дети, а никакого движения нет.

По сведениям Александра, источник которых, правда, назван не был, за минувшую осень в Угличе произошло 12 подобных случаев, но якобы не все потерпевшие, потерявшие в одночасье крупные суммы, обращались в полицию.

Кроме того, Александру непонятно, почему человек, пришедший в тот вечер в дом его матери и забравший деньги (его личность следствием установлена) фигурирует в этом деле как свидетель. У свидетеля Корнилова своя версия произошедшего, не совпадающая, судя по контексту протокола очной ставки, с версией потерпевшей. Он не отрицает, что действительно в тот день был в доме Татьяны Николаевны по просьбе некоего незнакомого ему гражданина, который попросил забрать у нее папку. Что в папке, по его словам, он, забирая ее из рук женщины, не знал, следователем он не представлялся, о чем разговаривали по телефону тот гражданин и пожилая женщина, не слышал.

Открыв позже папку и увидев в ней крупную сумму денег, Корнилов, следует из материалов уголовного дела, позвонил тому незнакомому человеку, который в свою очередь попросил его перечислить данную сумму на продиктованные им номера сотовых телефонов. Что он и сделал.

По мнению Александра, в признании Корнилова налицо состав преступления. «Тот факт, что человек перелез через забор, проникнув на чужой земельный участок незаконно, представившись, что он от следователя, говорит о том, что его посвятили в детали данного дела, после этого он пересчитывает деньги и перечисляет их на указанные организатором преступления счета, а сам забирает себе вознаграждение «за труды». Он шел на это сознательно, соответственно он является соучастником данного преступления», — озвучивает в жалобе свои выводы Александр.

Его возмущает, что человек, причастный, по его мнению, к преступлению, «гуляет на свободе, как ни в чем не бывало».

На основании изложенного в жалобе на имя начальника угличского МО МВД Александр просит: «1. Рассмотреть вопрос о незамедлительном прекращении волокиты в расследовании дела… 2. О назначении новых следственных действий по делу… 3. О передаче дела другому следователю».

«В противном случае будем вынуждены обратиться в прокуратуру, а также привлечь средства массовой информации», — предупреждает он.

— В прокуратуру пойдем, будем подключать ТВ — в программу «Человек и закон» обратимся. Не исключено, что преступникам все сходит с рук, и это будет продолжаться, пока мы не поставим точку, — убежденно говорит сын потерпевшей.

ВСЕ ГРУСТНО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ

Наш корреспондент обратился за комментариями в следственный отдел МО МВД «Угличский». Следователь, ведущая это дело, оказалась в служебной командировке. На наши вопросы ответил зам. начальника угличского МО МВД России — начальник следственного отдела Сергей Романов.  

Дело расследуется, отметил он. В настоящее время следственный отдел ждет ответов от подразделений других регионов, куда уходили деньги. Это не Ярославская область. Это Сибирь. Без этого планировать какие-либо дальнейшие конкретные мероприятия не представляется возможным. Кроме того, в настоящий момент, по словам Романова, дело находится на изучении в других контролирующих органах. Какие оттуда придут указания, тоже пока не известно. Сколько времени может занять весь этот процесс, Романов сказать затрудняется:

— Такие дела быстро не расcледуются, вернее, быстро не доказывается причастность кого-либо, — отмечает он. — Хорошо, если нам придут из подразделений других регионов какие-то дельные ответы с какой-то конкретикой. Часто приходят пустые, ни о чем. Тогда вообще очень все грустно может получиться.

— Сергей Викторович, а почему фигурирующий в этом деле Корнилов, который забирал деньги, на сегодняшний момент является свидетелем?

— Это не единичный случай, когда преступники подключают к своим махинациям третьих лиц, которые выдвигают версии о непричастности ко всему этому. И доказать обратное мы в принципе не можем. Понятно, он понимал, что происходит. Этого никто не отрицает. Но доказать, что он причастен именно к уголовному преступлению, сложно. Он выдвигает такую версию, которую мы в настоящее время развить не можем. Вот в чем дело. А у нас все сомнения трактуются в пользу потенциальных подозреваемых, обвиняемых. В настоящий момент он свидетель. Что будет дальше, конечно, загадывать рано.

— А правда ли, что в Угличе это не единственный случай мошенничества, подобные случались и ранее?

— Такие случаи происходят не только в Угличе, они по всей области. Это новый бум мошенничества. Раскрывать такие преступления тяжело, потому что они связаны с другими регионами. Все идет через банковскую систему, карты оплаты, различные терминалы. В этом огромная сложность. Тем более если все основано на сотовых телефонах, когда не представляет сложности использовать сим-карту, зарегистрированную даже на не известного тебе человека.  А люди у нас до сих пор очень доверчивые.

— Что вы посоветуете жителям в связи с таким бумом мошенничества?

— Сразу обращаться в подразделения полиции, проверять информацию, которую дают, и неизвестным людям никаких денежных средств просто так не отдавать. Другого в плане профилактики не придумано и не будет.

P.S. В интересах следствия имена и фамилии изменены.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page