Двое из дружины евпатия

Иеромонах Рафаил, в миру известный художник Сергей Симаков, не раз приезжал в Мышкин. Помню, как в конце минувшего века в воскресной школе дети слушали его рассказы о том, почему он на своих картинах изображает святых людей: Сергия Радонежского, Василька Ростовского, Серафима Саровского.

ТВОРЧЕСТВО его давно получило признание как в России, так и за границей. Потом он привез несколько книжечек со своими рисунками. Это был «Угличский патерик» — издание, которое он подготовил у себя в лесной деревне. Там поблизости и храм Михаила Архангела, что в Бору, где он служит. Это в Угличском районе.

Ребята из Мышкина побывали в гостях у священника и потом весь урок с увлечением рассказывали об этом храме, крестах, водруженных на могилах отца Василиска и трехсот убитых иноков и мирян во время польской интервенции в начале семнадцатого века. Много по-настоящему патриотических дел родилось в этом святом месте. И вот еще одно. Узнал о нем, правда, я с опозданием. Потому что полгода почти провел в больницах. Но все-таки дошла до меня переданная отцом Рафаилом эта книга, появившаяся в 2010 году. «Углич — Москва. Храм Михаила Архангела, что в Бору» — помечено на титульном листе.  

В ней рассказано о друге художника — Владимире Шацкове, умершем в 1999 году в Москве. О том, как он повлиял на его творческую судьбу. Это были годы, как их теперь называют, «застоя», что, однако, не мешало культурной работе разных философских и литературных кружков. Создавались они в столицах и в больших городах и резко отграничивали себя от всякой официальщины. В них были свои поэты и философы. Многие из них забыты в новейшие, меркантильные времена. Но наступает пора, когда посеянные ими семена должны дать всходы.

Об этом думаешь, когда читаешь книгу, подготовленную священником, обретшим мир душевный «во глубине угличских лесов». Все материалы в этом сборнике, как сообщает составитель, опубликованы впервые: «Владимир Степанович Шацков — поэт, драматург, переводчик поэзии, философ». Ярославских краеведов может заинтересовать такая деталь. Шацков подготовил спектакль «Слово о полку Игореве», который собирались поставить во МХАТе. Но постановка эта по каким-то причинам не осуществилась.  

В книге помещены репродукции нескольких рисунков и картин Симакова. Одна из них, «Дружина Евпатия Коловрата», написана в 1984 году, рассказывает художник, в разгар афганской и африканской войн. Все новые и новые русские богатыри являли себя миру. Оболганные, забытые… Несмотря  на нашу, казалось бы, безоблачно мирную жизнь, мы все равно душою и мыслями своими не могли не быть с теми, вокруг которых рвались снаряды, хотя сами мы за их спинами притаились в московских квартирах, поднимали над небогатыми трапезами стаканы. Вот так мы с Вовой и въехали по моей прихоти в зимний лес, оказались рядом с погибающим отрядом великого воина Евпатия Коловрата».

На картине — сугробная, лесная ночь, озаренные костром суровые лица дружинников в шлемах. И среди них двое с обнаженными головами, молодые еще два друга. Шацков и Симаков. Изнуренные, дремлющие фигуры. Седой дружинник испытующе поглядывает на них. Завтра грядет страшный бой с татарами у Рязани, где «лежали все удальцы и резвецы рязанские, вмерзши в лед, — как сказано в летописи, — купно испив чашу смертную». Лес появляется позднее и в одном из стихотворений Шацкова: «Дорога к храму во Бору, Где зимним утром волки воют»… Оно уже навеяно угличским пейзажем.

 Во все времена люди, идущие на подвиг, явный миру или безвестный, жизненный или военный, — немногочисленны и одиноки. Иногда и загнаны в лес, и окружены. Но это не мешает им совершить свое историческое дело. Так прочитывается символизм этой картины. Отец Рафаил, как сказано в послесловии, намерен и дальше собирать и публиковать материалы о жизни своего друга, замечательного поэта и философа Владимира Шацкова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page