К нему плохие люди не притягиваются

26 мая исполняется 50 лет председателю совета Ярославской региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане Павлу Михайловичу Свечину. Признаюсь, что я частенько забываю его отчество, настолько по-мальчишески молодо выглядит этот человек. Да он и сам говорит, что слишком несерьезен для такого серьезного возраста. И тут же подтверждает свои слова светлой, открытой, почти детской улыбкой.

А вот дело, которому Павел Свечин посвятил свою жизнь не просто серьезно, оно еще требует и милосердия, и сострадания, и искреннего чувства патриотизма, ответственности, которую он добровольно взял на себя.

Он — коренной ярославец. Окончив 8 классов в 37-й школе, поступил в медицинское училище, но, не завершив учебу, пошел работать в операционный блок больницы имени Соловьева, где некогда трудился его дед. В сентябре 1981 Свечин был призван в армию, а уже 17 декабря оказался в Афганистане, а городе Чарикар. Здесь он был определен сан-

инструктором в 45-й инженерно-саперный полк, где и прослужил до января 1984 года. Был ранен, за участие в боевых действиях удостоен ордена Красной Звезды.

 Опаленный огнем войны, видевший смерть своих боевых товарищей, Павел Свечин, вернувшись к мирной жизни, с группой единомышленников-афганцев решили заняться увековечиванием памяти погибших земляков и оказанием помощи семьям погибших. Последнее прежде всего касалось обеспечения жильем. Работали при горкоме комсомола. Власти поначалу охотно помогали ребятам. Первые десять квартир для афганцев были получены в течение года и практически без чиновничьих проволочек. Всего же на сегодняшний день улучшили свои жилищные условия 230 семей. С 1989 года Свечин стал бессменным председателем Ярославской региональной организации ветеранов войны в Афганистане.

Тогда же в Ярославском музее-заповеднике состоялась первая выставка, посвященная боевым действиям а Афганистане.

  Через год решили создать памятник воинам-афганцам. Был даже поставлен вопрос о перезахоронении погибших в одно место на территории воинского кладбища. Но уже пришли другие времена, а потому потребовалось более десяти лет, прежде чем удалось реализовать идею — денег в государстве стало катастрофически не хватать именно на то, на что они должны были бы отпускаться по первому зову — на увековечивание памяти.

Возможно, этого памятника так и не было бы в Ярославле, если бы Павел Свечин, поняв, что милости от чиновников не дождешься, не принялся активно искать спонсоров. И конечно, нашел их. Не случайно же про него говорят: «Паша сказал — Паша сделал». В 2003 году памятник воинам-афганцам был открыт. Теперь каждый год 27 декабря — в день ввода советских войск в Афганистан и 15 февраля — день их вывода, сюда приходят все, кому дорога память об этой войне, в Леонтьевском храме служат молебен, после которого все идут в трапезную на поминальный обед. И все это — тоже стараниями Павла Свечина.

Пока утрясались дела с памятником, в одноэтажном здании, расположенном во дворе дома офицеров, в 1998 году был открыт музей, посвященный Афганской войне. Сюда приходили не только афганцы, но и школьники, для которых здесь проводились уроки патриотического воспитания. Впоследствии, когда начался передел собственности, афганский музей попросили из здания вон, и Павел Свечин, сложив экспонаты музея в мешки и коробки, увез их к себе домой и начал борьбу за новое помещение для музея. Как и всякое дело, в которое ввязывается Павел Свечин, борьба эта закончилась его победой — осенью прошлого года уже в самом Доме офицеров открылся новый музей, который пополнили экспонаты, связанные с чеченской вой-

ной. Маловаты площади, экспонатов очень уж много скопилось, а потому Павел Свечин борется теперь за расширение площади под свое детище. Остается пожелать ему победы и в этой битве за справедливость.

Писать о Павле Свечине и легко, и трудно. Легко потому, что о людях, не просто работающих, а посвятивших своему делу жизнь, не только рука, но и душа просится писать, а трудно потому, что из Свечина, когда речь идет именно о нем, слова не вытащишь. Слушая его, может показаться, что все делается само собой, а он только время от времени звонит кому-то по телефону, пишет какие-то бумажки в инстанции. Но ведь мы-то знаем, что само в этой жизни не делается ничего. Все, с кем приходилось мне беседовать о Павле Михайловиче, однозначно утверждают, что афганское движение в Ярославле держится именно на этом человеке. У него, конечно, много помощников — он умеет своим энтузиазмом заражать людей и притягивать их к себе. Но движущей силой, генератором идей практически всегда является он сам.

Его можно назвать ходячей энциклопедией истории Афганской войны, коснувшейся своим горячим крылом ярославской земли. Кажется, он помнит всех поименно, знает, как живут семьи не только погибших, но и живущих ныне. «Если что, то только к Свечину», «в нем отложилась боль за каждого, кто прошел Афган», «к нему плохие люди не притягиваются», «работает не из корысти, а по совести», —

говорили мне о нем мои собеседники. Списки нуждающихся в лечении участников войн в Афганистане и Чечне и членов их семей, лежащие нынче в поликлинике № 5, в военном госпитале, в физиотерапевтическом центре на Красном Перекопе, составлены Свечиным. С 2002 года, опять же тщанием Свечина, прошедшие пекло Афгана и Чечни, а также члены их семей, получили возможность лечиться в санатории «Русь» в Рузском районе Москвы. Он неизменно присутствует на открытии всех мемориальных досок в память о погибших воинах-афганцах — в Тутаеве, Переславле, Данилове, Ярославле. Это стараниями Павла Свечина в храме Михаила Архангела были установлены две мемориальные доски с именами погибших в Афганистане и в Чечне.

А еще через десятые руки узнала я, что Павел Свечин хорошо играет на гитаре и поет. Надеюсь, что когда-нибудь это услышу. С золотым юбилеем вас, Павел Михайлович!

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page